Показательный арест Дания сделала вид, что прислушалась к требованиям России

В среду утром информационнные агентства сообщили об аресте в Дании Ахмеда Закаева - представителя Аслана Масхадова на несуществующих переговорах с Москвой и одного из лидеров открывшегося в Копенгагене Всемирного чеченского конгресса.

На фоне заявления МИД РФ о причастности некоторых делегатов конгресса к захвату заложников в Москве арест Закаева выглядит уступкой требованиям Кремля. Хотя, скорее всего, это просто своего рода демонстративный жест.

Первоначально Всемирный чеченский конгресс планировалось провести в мае этого года в Стамбуле. Однако организаторы конгресса столкнулись с противодействием турецких властей. Видимо, несколько захватов заложников, осуществленных чеченскими боевиками на территории этой страны, стали достаточным поводом для отказа.

Конгресс приютила Дания, председательствующая в настоящее время в Евросоюзе. Чем сразу вызвала резкую критику со стороны российских властей - МИД РФ потребовал запретить проведение конгресса в Копенгагене. Если внимательно прочесть информационный бюллетень конгресса, то ничего противозаконного ни в целях, заявленных в документе, ни в темах для обсуждения, найти нельзя. Конгресс организован мировой чеченской диаспорой, датским комитетом в поддержку Чечни и датским же центром по изучению Холокоста и геноцида (DCHF). Целью проведения конгресса является поиск политического урегулирования ситуации в Чечне и мирное решение чеченского кризиса.

МИД РФ вряд ли бы среагировал так жестко, если бы среди участников конгресса, кроме таких вполне легитимных и узнаваемых фигур, как Руслан Хасбулатов, Иван Рыбкин, Юлий Рыбаков и Асланбек Аслаханов, не значились Ахмед Закаев, Умар Ханбиев и "послы чеченской республики Ичкерия в США, Дании, Польше, Литве и Азербайджане". Причем на сайте конгресса все они были внесены в список "правительства республики Ичкерия".

Безусловно, сам факт проведения подобного съезда на фоне запланированного там же саммита Россия-ЕС с участием президента Путина был достаточным поводом для недовольства МИДа. Но после того как чеченскими боевиками в Москве был осуществлен один из самых крупных за последнее время террористических актов, МИД официально заявил, что рассматривает проведение конгресса в Дании как недружественный шаг этой страны в отношении России. Более того, МИД назвал позицию Дании "кощунственной".

На неоднократные ноты протеста и заявления российского МИДа Дания реагировала вежливо, но сдержанно. Датчане не поленились напомнить России, что их страна - оплот демократии, где беспрекословно соблюдается право на собрания и правительство не имеет законных оснований запретить, так сказать, "частную вечеринку". Конгресс был организован неправительственными структурами, и рычагов воздействия на них у датского правительства нет.

Захват заложников в Москве, осуществленный чеченскими боевиками, которые признали, что действовали под личным руководством Басаева и под патронажем Масхадова, заставило Данию немного уступить. Датчане заявили, что если российские органы правопорядка предоставят им доказательства причастности участников конгресса к теракту, то указанные участники будут арестованы, но конгресс будет продолжать свою работу.

За доказательствами дело не стало. На Ахмеда Закаева, имя которого стало известно на Западе в сентябре 2001 года, когда Масхадов назначил его своим посредником для переговоров с Москвой, у спецслужб имеется большое досье. Более года Ахмед Закаев числится в федеральном розыске. По данным спецслужб, он возглавлял исламский батальон "Джамаат", входивший в структуры, подконтрольные Руслану Гелаеву, участвовал в похищении людей. Во время боев с федеральными войсками был ранен, переправлен за границу и там предстал перед общественностью вице-премьером Ичкерии, министром культуры и спецпредставителем на мирных переговорах с Москвой.

Документы на Закаева и еще 77 делегатов съезда были отправлены в Копенгаген. Однако Закаев сам помог датским властям арестовать себя. Уже после освобождения заложников он выступил с заявлением, в котором признал, что созванивался с главарем террористов Мовсаром Бараевым. По словам Закаева, Бараев обещал начать расстрелы заложников, а Закаев уговаривал его не делать этого. Причем, как заявил Закаев, телефон террориста он нашел случайно, "где-то в бумагах". Кроме того, комментируя захват заложников в Москве, Закаев заявил, что предвидит новые теракты, в том числе на атомных объектах России, от которых пострадает не только Россия, но и вся Европа.

Утром в среду Закаева задержали. Спецпредставитель Масхадова проведет в датской тюрьме по крайней мере сутки - в четверг его судьбу должен решить суд. Российские власти готовят запрос на экстрадицию, и можно не сомневаться, что к началу заседания этот запрос будет на столе у судьи.

Российский МИД ждет новых арестов: в документах, переданных датским властям, значатся еще несколько человек, разыскиваемых по линии Интерпола. Аресты, возможно, последуют. Но мало что дадут России - на допросах чеченцы, естественно, будут отрицать связь с террористами, а договора об экстрадиции между Россией и Данией нет.

Таким образом, арест Закаева выглядит как некий жест доброй воли демократичной Дании по отношению к авторитарной России. Дания осталась в выигрыше: и демократию отстояла, и позиций защитника прав человека не сдала, и международный терроризм осудила, и отношениям с Москвой не позволила окончательно испортиться.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше