Почти месяц в Совете безопасности ООН ведущие мировые державы бились над текстом новой резолюции по Ираку. После падения саддамовского режима мировое сообщество успело привыкнуть к тому, что США решают иракскую проблему ни с кем не советуясь, как вдруг 23 сентября президент Джордж Буш, выступая на Генеральной ассамблее ООН в Нью-Йорке, призвал Объединенные Нации восстанавливать Ирак совместно и представил проект резолюции по Ираку.
Этот шаг дипломаты расценили как положительный, многообещающий и миролюбивый, а аналитики посчитали, что Америке в одиночку не справиться с иракскими проблемами. Растет сопротивление (вооруженное и духовное) оккупационным силам антитеррористической коалиции. Возможно, к международным войскам иракцы отнесутся более миролюбиво.
Но первоначальный вариант резолюции, похоже, не устраивал никого, кроме самих американцев. Поэтому началась длительная торговля между США с одной стороны и Россией, Францией, Германией с другой стороны. Первые хотели, чтобы ведущую роль в послевоенном обустройстве страны играли Штаты, вторые - Объединенные Нации.
В конце концов, 15 октября США внесли очередной проект резолюции. Его сразу же поддержала Великобритания. В тот же день состоялись обсуждения, в ходе которых Германия, Франция и Россия предложили поправки усиливающие роль ООН, а Америка отказалась их принимать. Затем европейская тройка попросила перенести голосование по резолюции на 16 октября, чтобы еще раз обсудить совместную позицию. После 45-минутного телефонного совещания лидеры заявили, что проголосуют за американскую резолюцию. В результате, решение СБ было принято единогласно.
"Мы решили, что резолюция будет действительно важным шагом в нужном направлении. Многое из того, на чем мы настаивали, было включено в нынешний вариант резолюции, поэтому мы и согласились ее подписать", - сказал руководитель ФРГ Герхард Шредер. Посол КНР в ООН Ван Гуанги (Wang Guangya) тоже одобрил резолюцию: "Наше отношение к ней становилось все более и более положительным. В этом проекте есть несколько положений, которые открывают дверь для ООН - она сможет сыграть свою роль. Я полагаю, что дверь открыта, и нам стоит использовать эту возможность. Китаю хотелось бы увеличения роли ООН и более раннего возвращения власти иракскому народу. В нынешнем виде резолюция далека от того, что мы ожидаем. Но думаю, как члены СБ, мы должны всегда быть готовы к компромиссам".
Таким образом, 5 постоянных членов Совбеза (США, Британия, РФ, КНР, Франция) решили поддержать резолюцию, позиция Китая до последнего момента не была точно известна, но скорее положительна. Согласие остальных 10 временных членов считалось вполне вероятным. Кроме ФРГ резолюцию одобряют Испания, Пакистан, Камерун, Болгария, Ангола, Мексика, Чили и Гвинея. Позиция Сирии также была неясна до последнего момента, как и непонятно, будут ли в окончательный вариант включены какие-либо российско-германо-французские поправки. Заместитель министра иностранных дел РФ Юрий Федотов сказал по этому поводу: "Мы признаем, что были сделаны дополнительные шаги навстречу России и другим членам Совета Безопасности ООН. В то же время не все наши поправки были учтены должным образом. Это касается в первую очередь роли ООН в процессе политического урегулирования в Ираке и мандата многонациональных сил. Проводимая в последнее время дискуссия позволила сократить разногласия до двух-трех ключевых моментов".
-
Ключевые аспекты резолюции, определяющей будущее нового Ирака:
- Уступив европейцам, США включили в текст указание конкретного времени передачи власти иракцам (пункт 7): "СБ ООН предлагает Временному управляющему совету Ирака до 15 декабря 2003 года при участии оккупационных властей и, если это позволят условия, специального представителя генерального секретаря ООН утвердить сроки разработки новой конституции и проведения демократических выборов в согласии с ней". То есть указание даты - простая формальность. 15 декабря Совет может установить такой срок начала разработки конституции, что власть в руках оккупационных войск США и созданного ими Временного совета останется надолго.
- В тексте отсутствует пункт о создании в Ираке переходного правительства в течение ближайших нескольких месяцев, на чем настаивали Путин, Ширак и Шредер. Не оговаривается и дата окончания оккупационного периода, как желала Франция.
- Пункт 8 предлагает усилить роль Объединенных Наций в "предоставлении гуманитарной помощи, восстановлении экономики, а также общенациональных и местных органов представительной власти". Ничего не сказано о центральной роли ООН в контроле иракских выборов и составлении новой конституции, чего добивался генсек Кофи Аннан.
- Пункт 13 уполномочивает "многонациональные силы под объединенным командованием принять все необходимые меры по поддержанию мира и стабильности в Ираке". Словосочетание "объединенное командование" фактически подчиняет "голубых касок" американским генералам.
- Пункт 15 предоставляет вооруженным силам мандат на срок не менее одного года, причем он будет автоматически продлеваться до тех пор, пока "новое правительство Ирака не потребует обратного". Учитывая пункты 7 и 8, по которым сроки и способы формирования властей Ирака находятся под полным контролем США, теоретически ничто не мешает вооруженным силам оставаться в Ираке вечно.
Произошедшее можно считать редким триумфом американской дипломатии. С одной стороны, США пошли на многое, чтобы флаг ООН взвился над их войсками как можно раньше, ведь сопротивление американской оккупации растет с каждым днем. С другой стороны, имея на руках все козыри, они не пошли на действительно существенные уступки. "Мы призываем людей взглянуть в глаза реальности и решить, поддерживают они этот процесс или нет", - заявил один из членов представительства США при ООН. Люди взглянули и, похоже, решили считать, что победителей не судят.
Николай Дзись-Войнаровский