"Властелин колец", или Из грязи в князи Король Средиземья вернулся

Три - Эльфийским владыкам в подзвёздный предел,
Семь - для гномов, царящих в подгорном просторе,
Девять - смертным, чей выверен срок и удел,
И одно - Властелину на чёрном престоле.
В Мордоре, где вековечная Тьма,
Чтобы всех отыскать,воедино созвать
И единою чёрною волей сковать.
В Мордоре, где вековечная Тьма...

Долгая дорога в дюнах

Это почти невероятно, но Он это сделал. Малоизвестный не только в среде среднестатистических киноманов, но и в высших кругах измученного Оскарами голливудского истеблишмента. Когда раздираемая фатальным финансовым кризисом кинокомпания New Line Cinema соскребла по сусекам последние свободные средства и отдала их Ему, поручив экранизировать одно из самых известных и масштабных произведений 20-го века, большинство праведных толкиенистов задохнулись от изумления: Who is Mister Jackson?! Предыдущие заслуги этого "новозеландского выскочки" в виде вполне успешных "Страшил" и положительные рекомендации птенца гнезда Спилбергова, а ныне такого же живого классика Роберта Земекиса в расчет не принимались: Джексон считался почти осквернителем без всякого права на презумпцию невиновности. "Братство кольца" все ждали с нетерпением, но многие со страхом. И почти все с удивлением констатировали: Он это сделал. В "Двух башнях" не сомневался уже никто. "Король" был коронован еще до его пришествия.

Семь лет работы от первых набросков сценария и поиска натуры до стадии пост-продакшн и подготовки коллекционных DVD-дисков. 900 костюмов, 2000 единиц холодного оружия, штурмовые сооружения, несколько построенных в натуральную величину замков, бесчисленное количество грима, более трех тысяч компьютерных моделей CGI (Computer Generated Images), великолепный актерский состав и почти 300 миллионов долларов.

Джексон был абсолютно патриотичен. Почти все съемки проходили в Новой Зеландии, даже столь ответственное дело, как создание спецэффектов, он доверил не главному голливудскому монстру - компании Джорджа Лукаса Industrial Light And Magic, а созданной студии Weta Digital, отдавая себе отчет в том, что если Назгул будет выглядеть не как Назгул, фанаты саги с удовольствием вобьют в его могилу большой и, по возможности, сучковатый осиновый кол.

Пожалуй, самым распространенным обвинением в адрес Джексона стал упрек в искажении оригинальной хроники, местами практически до неузнаваемости. Действительно, наиболее "толкиенистским" можно считать лишь "Братство кольца" с его неспешным развитием сюжета, почти занудностью. "Две башни" представляют собой странную смесь оригинальных авторских ходов с господствующей голливудской слащавостью. Боссы New Line очевидно не хотели остаться совершенно уж в стороне от творческого процесса и регулировали его в рамках привычной американцам идеологии: на первый план должна быть вынесена второстепенная в текстах Толкиена большая чистая любовь короля и эльфийской принцессы, а борьба с Саруманом должна содержать прозрачный намек на современную "демократизацию" некоторых стран Персидского залива.

"Возвращение короля", безусловно, должно было стать главным фильмом трилогии. Коммерческий успех его был предрешен, речь шла только о том, удастся ли ему собрать заветный миллиард долларов, то есть достигнуть высоты, которая не покорилась первым двум сериям. Важно было другое. Сколь радикальным будет компромисс новозеландской первобытности Джексона и культурных ценностей инвесторов, сможет ли картина выйти за рамки обычного крупнобюджетного кино "про динозавров".

"Возвращение короля"

Главные действующие персонажи:

Хоббиты: Фродо (Элайджа Вуд), Сэм (Шон Остин), Мерри (Доминик Монаган), Пиппин (Билли Бойд), Бильбо (Йен Хольм)

Волшебники: Гендальф (Йен Маккеллен), Саруман (Кристофер Ли)

Люди: Король Арагорн (Вигго Мортенсен), Денетор (Джон Нобл), Теоден (Бернард Хилл), Фарамир (Дэвид Венам), Эомер (Карл Урбан), Эовин (Миранда Отто)

Эльфы: Элронд (Хьюго Уивинг), Леголас (Орландо Блум), Арвен (Лив Тайлер), Галадриэль (Кэйт Бланшетт)

Гном Гимли (Джон Райс-Дэвис)

Горлум (Энди Серкис)

Что разочаровывает:

  • отсутствие в фильме некоторых важных персонажей, вроде Сарумана, который, как известно, заканчивает свою жизнь весьма драматично. Есть надежда, что он все же появится в коллекционном DVD
  • Гендальф, орудующий посохом не хуже шаолиньского монаха, причем избивающий им не только врагов, но и друзей, вроде Пиппина и Денетора. Эпизод, в котором Гендальф топчет конем Хранителя королевства, а тот потом падает в пропасть. Вообще магические способности волшебника, которые так красочно описаны в книге, в фильме практически не проявляются.
  • большая и чистая любовь Арагорна и Арвен, которая вполне достойно развивается в течение первых двух серий, выплескивается в безобразный поцелуй на весь экран под одобрительное улюлюканье толпы и демоническую улыбку папы Элронда.
  • собственно, вся слащавая финальная часть, которую Джексон, судя по всему, просто "сдал" голливудским хозяевам, предпочитающим, чтобы главные герои уносились в светлую даль с чемоданом денег и блондинками на задних сиденьях.
  • откровенные заимствования из классиков. Так, погружающийся в кипящую пучину Горлум, странно напоминает Терминатора из "Судного дня". Глаза горят примерно тем же удивлением, а рука протягивается к плачущим зрителям. Фаланга Олефантов, наступающая на рыцарей, также выглядит странно знакомой. После небольших манипуляций с памятью выясняется, что все это очень напоминает эпизод из "Звездных войн", когда имперские роботы штурмуют ледовую базу повстанцев.
  • Арагорн, голосящий "что скажете" перед лицом легионов призраков. Он, который, по идее, просто обязан повелевать ими, просит их об одолжении.
  • жуткая в оригинальных текстах Толкиена Шелоб выглядит в фильме вполне бессмысленной, хоть и очень большой самкой паука.
  • очень мало внимания досталось Леголасу и Гимли. Их блестящий тандем несколько потускнел
  • полное обезличивание Саурона, который выступает лишь в роли некой потусторонней нечисти с большим огненным глазом.
  • отсутствие уникального и совершенно узнаваемого видеоряда. При всей справедливости критики в адрес братьев Вачовски, им удалось создать неповторимый "матричный" стиль.

Что восхищает:

  • Горлум и еще раз Горлум. Пожалуй единственный персонаж саги действительно достойный высшей награды Американской киноакадемии. Некоторые авторские искажения первоисточника нисколько не умаляют личной заслуги Энди Серкиса. Горлум абсолютно аутентичен и воспринимается, как живой персонаж.
  • фантастически красивые натурные съемки. Более величественных пейзажей зритель не увидит ни в одном из самых масштабных голливудских творений. Сигнальные костры - просто шедевр.
  • батальные сцены. Драконы, выхватывающие на лету целые подразделения из рядов защитников Средиземья. Олефанты, топчущие тех же защитников, скорее по неосторожности, нежели из злого умысла.
  • музыкальное сопровождение вообще и отдельные его элементы в частности. Вокальный номер Пиппина просто великолепен.
  • в фильме очень хорошо передан дух толкиеновского Средиземья. Надежда, отчаяние, обреченность. Готовность сражаться, невзирая на то, что исход борьбы предрешен.
  • актерская работа. Очень точное вживание в образ. Все герои воспринимаются как реально существовавшие исторические персонажи. Это относится, пожалуй, ко всем трем сериям. Шону Остину, скорее всего, будет очень трудно в дальнейшем сниматься в кино, настолько он будет ассоциироваться у всех с Сэмом
  • "Возвращение короля" при всей его содержательной спорности совершенно не разрушает общего впечатления, созданного "Братством" и "Крепостями".

Несмотря на всю величественность проекта, дальнейшая судьба "Возвращения" неочевидна. Уже обласканному многочисленными номинациями на престижные кинематографические премии, вроде британской BAFTA и американского "Золотого глобуса", фильму предстоит выдержать главный экзамен - Оскар. Ни "Братству", ни "Башням" он не покорился, во всяком случае, во сколько-нибудь стоящих номинациях. Даже в разделе "спецэффекты" у "Властелина" будут вполне достойные конкуренты, такие как "Терминатор" и обе "Матрицы". Вероятность того, что фильм удостоится сразу двух главных наград - за лучшую режиссуру и как лучшая картина года - не так уж и велика.

Скорее всего, американская киноакадемия вручит Оскар лично Питеру Джексону, оценив тем самым колоссальность его режиссерской работы. За "лучшую картину года" могут поспорить сразу несколько хороших фильмов, среди которых и "Таинственная река" Клинта Иствуда, и "Трудности перевода" Софии Копполы, и "Фаворит" Гэрри Роса, и "Крупная рыба" Тима Бертона, и даже "Хозяин морей" Питера Уира.

В любом случае, независимо от благосклонности академиков, "Властелин колец" будет самым значимым событием в мире кино за последние годы, а имя Питера Джексона будет навсегда вписано в голливудские скрижали рядом с именами Лукаса и Спилберга. Грядет ли продолжение истории Средиземья? Наверняка. Кривотолки об экранизации еще одного произведения Толкиена - "Хоббит" - постепенно переходят в стадию переговоров о покупке прав. Однако участие в этом проекте самого Джексона пока остается под вопросом. Возможно, наилучшим выходом для него будет остаться "всего лишь" создателем "Властелина колец".

Одно печалит. В декабре 2004 года ничего не произойдет. Король уже вернулся.

Предыдущие материалы по теме:

Лучшие фильмы - 2003 [05.01.2004] По версии американского общества кинокритиков

Каннский фестиваль. Янки гоу хоум! [26.05.2003]
Главный европейский фестиваль стал апофеозом американского кинематографа

Хороший мужик. Но не орел! [27.01.2003]
Выдвинутый на "Оскар" фильм Кончаловского не получил ни одной национальной премии

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше