То, что известный эстрадный артист Михаил Евдокимов - наш новый Арнольд Шварценеггер и Роналд Рейган в одном лице, написали в понедельник почти все российские СМИ. Потому что в понедельник стало известно о победе Евдокимова во втором туре губернаторских выборов Алтайского края, действующий глава которого, Александр Суриков, уступил неожиданному претенденту почти четыре процента голосов.
По данным алтайского крайизбиркома, предварительные итоги голосования, прошедшего накануне, четвертого апреля, таковы: всего на выборы явилось 57 процентов избирателей, при этом за Евдокимова отдали свои голоса 49,79 процентов жителей Алтайского края, а за Сурикова - 46,04 процента. Против всех высказались еще 3,34 процента проголосовавших.
Вообще-то уровень явки, как и положено во втором туре губернаторских выборов, представляет академический интерес - итоги голосования по закону признаются действительными при любом количестве участников, а победитель определяется простым большинством голосов. Но, по мнению президента российского фонда "Политика" Вячеслава Никонова, столь высокая активность электората во втором туре - дело необычное: "Эти выборы превратились в такое серьезное интересное шоу, которое не оставило избирателей равнодушными".
Правда, тот же Никонов, да и другие аналитики посерьезней советуют не увлекаться параллелями между Калифорнией и Алтайским краем. Общего между Шварценеггером и Евдокимовым немного. Разве что оба они до начала своей политической карьеры работали в шоу-бизнесе, а собственно в политике являются новичками. Но зато исполнительная власть в любом американском штате - хорошо налаженная бюрократическая машина, и от личности губернатора там зависит не так много. Другое дело российский регион, где и экономика, и социальная политика, и отношения с центром держатся исключительно на влиянии и авторитете главы местной администрации.
Гораздо интереснее другое: почему Суриков проиграл Евдокимову? Благодаря какому политическому чуду человек весьма далекий от большой политики, не руководивший в своей жизни ничем, кроме собственного театра с коллективом в полтора-два десятка работников, оказался во главе не самого последнего российского края, четвертого в Сибирском федеральном округе по численности населения (по данным переписи 2002 года там проживали два миллиона шестьсот восемь тысяч человек)?
Существуют три версии ответа на этот вопрос. Среди жителей Алтайского края, недовольных избранием Евдокимова, популярно мнение о том, что за артистом стоят могущественные покровители с немалыми деньгами и богатым опытом в области пиар-технологий; они-де и обеспечили начинающему политику победу. Некоторые горячие головы утверждают даже, что знают этого покровителя - таким образом, дескать, Владимир Путин указал на дверь очередному региональному барону. Согласно другой версии, Евдокимов одержал победу в крае благодаря поддержке протестного электората, который, мол, готов был голосовать за кого угодно, лишь бы не за действующего губернатора. И, наконец, сторонники третьей версии обвиняют в провале предвыборный штаб Александра Сурикова, который при большей расторопности вполне мог бы обеспечить своему кандидату победу.
В пользу первой версии говорит хотя бы тот факт, что о причинах неожиданного прихода Евдокимова в политику практически ничего неизвестно. О своем желании стать губернатором артист публично заговорил лишь в начале января. Причем выражался при этом довольно туманно: "Такая тема, действительно, есть. Ее предложили мои земляки, а потом я обдумал, осмотрелся и понял, что это вполне реальные вещи и ничего кроме пользы от этого не будет". В том же интервью Евдокимов намекнул, что в ближайшее время у него "состоится очень серьезная беседа", по итогам которой он и будет предпринимать дальнейшие шаги.
С кем встречался будущий кандидат и чьей поддержкой заручился, неизвестно. По мнению недовольных алтайцев, за Евдокимовым стоят люди, намеренные использовать широкую известность актера для того, чтобы с его помощью или у него за спиной распродать природные богатства Алтайского края, а деньги положить себе в карман.
Конечно, Евдокимов в политике человек новый. Но ведь не самоубийца - не может же он не понимать, что, став ставленником таких людей, навсегда поставит крест на своей репутации, не политической даже, а просто человеческой. Вся страна знает его как "простого алтайского мужика" ("Иду из бани... рожа красная"), которому продавать родной Алтайский край ну совершенно не с руки. Можно, конечно, предположить, что неизвестные покровители Евдокимова ловко обманывают своего протеже. Но вот любопытная деталь - как раз финансовым размахом предвыборная кампания будущего губернатора не отличалась. Наоборот, Александр Суриков умело заблокировал едва ли не всю предвыборную агитацию Евдокимова в крае. То ли покровители оказались слабоваты, то ли и не было их вовсе...
Правда, совсем без пиар-технологий не обошлось. Например, по мнению газеты "Коммерсант", победу у Александра Сурикова в первом туре выборов, состоявшихся 14 марта, отобрал его кандидат-однофамилец Виталий Суриков, стрелок Ростовского отряда ведомственной охраны, так ни разу и не появившийся на Алтае. Самозванец набрал 2,6 процента голосов, которых как раз не хватило действующему губернатору, получившему поддержку 47,46 процентов избирателей (Евдокимов в первом туре набрал 39,46 процентов).
А накануне второго тура голосования произошла совсем странная история. В пятницу, 2 апреля, представитель штаба Александра Сурикова официально заявила крайизбиркому, что в субботу в Барнаул прибывают несколько сот сторонников Евдокимова с целью сорвать выборы. Суриковцы потребовали принять меры, что и было сделано. Когда в субботу в аэропорту Барнаула приземлились три московских чартерных рейса, на борту которых в общей сложности находилось 460 человек, их встретили сотрудники ГУВД Алтайского края, усиленные местным ОМОНом.
Прибывших сначала задержали в самолетах, объявив лайнеры заминированными, а потом допустили в здание аэровокзала, где устроили им тщательную персональную проверку. По неофициальным данным, большинство москвичей оказались сотрудниками спецслужб, военнослужащими и курсантами военных училищ. По словам руководителей прибывшей группы, они прилетели в Барнаул для наблюдения за ходом голосования. Однако никаких документов, подтверждающих подобные полномочия, у гостей Алтайского края не оказалось. Поэтому местная антитеррористическая комиссия, взявшая расследование в свои руки, постановила гостям во въезде на алтайскую землю отказать, и в ночь на воскресенье наблюдатели не солоно хлебавши улетели обратно в Москву.
Но при этом штаб Михаила Евдокимова всячески открещивался от незваных гостей, утверждая, что их появление в Барнауле не что иное, как "умная кампания, информационный повод для того, чтобы агитировать в неположенное время". Инициаторами этой кампании евдокимовцы называли сторонников действующего губернатора.
Кстати, Владимир Путин тоже вряд ли может быть причислен к предвыборному ресурсу новоявленного губернатора. Хотя в продолжение своей агитационной кампании Михаил Евдокимов не раз рассказывал, как летом президент приезжал к нему в гости на Алтай, как они вместе ходили в баню, лепили пельмени и все такое, накануне второго тура голосования Путин определился со своими предпочтениями. Как пишет "Независимая газета", в пятницу президент встречался с Александром Суриковым и перед телекамерами заявил ему следующее: "Для меня понятно - вы действующий и работающий губернатор. И мне понятно, кто им должен быть". На политическом языке это означает, что новым губернатором Алтая Путин хотел бы видеть именно Сурикова.
На этом фоне версия о протестном голосовании выглядит не так уж необоснованно. Правда, тогда необъяснимой остается та поддержка, которую алтайцы оказали своему губернатору в первом туре выборов. К тому же многие издания отмечают, что вообще-то Суриков на Алтае - фигура популярная, что вокруг него, например, сплотились все краевые политические силы - от КПРФ до СПС, включая влиятельную "Единую Россию".
Александр Суриков впервые возглавил Алтайский край еще в декабре 1996 года, причем победил действующего на тот момент главу местной администрации Льва Коршунова тоже во втором туре и тоже с минимальным преимуществом в 3,2 процента. Зато на выборах 2000 года за него голосовало уже 77,4 процента избирателей, а его главный соперник - лидер краевого отделения СПС, экс–губернатор Владимир Райфикешт - сумел набрать лишь 10,8 процента.
По словам руководителя пресс-службы администрации Сурикова, именно с его именем алтайцы связывают произошедшие за последние годы положительные изменения в крае: например, за период с 1999-го по 2001 год почти в полтора раза увеличился объем промышленного и в 1,3 раза - сельскохозяйственного производства; увеличились объемы инвестиций. За последние три года введено в строй 39 новых школ, 9 больниц, 11 поликлиник, построено более одного миллиона квадратных метров жилья. Денежные доходы алтайцев увеличились в три раза, рост реальных доходов опередил общероссийские показатели на 10 процентов.
Однако данные из других источников не столь радужны. По сведениям "Российской газеты", приток инвестиций в край в 2002 году по сравнению с предыдущим годом сократился почти в полтора раза, так что по этому показателю Алтай скатился на последнее место среди других регионов Сибирского федерального округа. Край по-прежнему получает многомиллионные дотации из центра. А сам губернатор накануне выборов самокритично заявил: "При нынешних темпах развития Алтайского края понадобится 6 лет, чтобы достичь уровня жизни начала 90-х годов".
К тому же многие алтайцы обвиняют своего губернатора в том, что он засиделся в своем кресле. Профессор Алтайской школы политических исследований Ю.Г. Чернышов так комментирует ситуацию: "За время его (Сурикова - Vip.Lenta.Ru) губернаторства корабль власти давно уже сильно 'оброс ракушками'. Сложились устойчивые номенклатурно-коммерческие кланы. В крае фактически не осталось легальной оппозиции, независимых СМИ и партий, которые осмеливались бы хоть на какую-то критику. Всеобщий 'одобрямс' прозвучал накануне выборов от представителей всех партий, явно не адекватно отразивших реальные настроения избирателей".
В пользу "протестной" версии говорит и тот факт, что во втором туре голосования победу Евдокимову обеспечили городские жители, прежде всего барнаульцы, уровень жизни которых заметно выше, чем у сельчан, в основном проголосовавших за прежнего губернатора. Получается, что алтайский город устал от прежнего главы краевой администрации и не хочет ждать еще шесть лет, намеченных Суриковым для решительного повышения благосостояния своих земляков.
И все же нельзя не отметить, что теперь уже бывший губернатор края, помимо прочего, оказался элементарно не готов к серьезной предвыборной борьбе. Еще в 2000 году, победив на выборах во второй раз, Суриков на первой же пресс-конференции заявил, что на третий срок избираться не будет, так как работа главы региона очень тяжела и плохо отражается на здоровье. Через год он еще раз высказался против "долголетия" губернаторов, отметив, что им не стоит держаться за свои кресла десятилетиями и "доходить по своему здоровью до состояния Леонида Брежнева". Но к 2004 году Суриков об этих словах почему-то позабыл.
Однако, ввязавшись в третью по счету избирательную кампанию незадолго до Нового года, Суриков отнесся к ней легкомысленно. Об этом говорит хотя бы такой факт: изначально губернатор выделил на нужды своего предвыборного штаба всего 500 тысяч рублей. Своих соперников он просто не принимал всерьез. Спохватился он лишь тогда, когда стало ясно, что протестная часть алтайского электората составляет не менее 30 процентов и бороться придется не на шутку. В ход был пущен административный ресурс, выделены дополнительные средства. На пресс-конференции по итогам первого тура Суриков огласил новую сумму, которую ему пришлось потратить на выборы - по сравнению с первоначальной она увеличилась в десять раз.
Но, по мнению аналитиков, предвыборный штаб действующего губернатора действовал методами, которые иначе, чем топорными, не назовешь. В ситуации, которая требовала нестандартных ходов, сторонники Сурикова прибегли к тактике физического выдавливания его соперников с агитационного поля. Перед чиновниками на местах была поставлена жесткая задача обеспечить нужный исход голосования любыми средствами. Против Евдокимова власти развернули настоящую травлю, обвиняя его во всех смертных грехах, главным среди которых фигурировало пристрастие к алкоголю. Листовки в поддержку Сурикова печатали миллионными тиражами, за него призывали голосовать руководители всех рангов, за него агитировали газеты и местное телевидение, тогда как Евдокимова попросту оттерли от СМИ, а когда он пытался встретиться с избирателями лично, сельские дома культуры, где должно было проходить общение кандидата с изибирателями, чаще всего оказывались закрыты на ремонт.
По словам Константина Емешина, председателя правления алтайской "Школы реальной политики", подобные методы лишь усилили протестные настроения среди населения. К тому же попытки Сурикова опереться на местных руководителей среднего звена были изначально обречены на провал - половина глав районных администраций также потеряли свои места на выборах, которые проходили одновременно с губернаторскими.
Не более прочным оказался и альянс губернатора со всеми политическими партиями сразу - формально поддержав Сурикова, партийные руководители не сумели убедить своих сторонников, что подобное временное примирение с былыми политическими противниками оправданно. Особенно много голосов при этом глава администрации потерял среди рядовых коммунистов, раньше активно его поддерживавших (Алтайский край в 90-е годы входил в так называемый "красный пояс").
Получается, что прав Вячеслав Никонов, заявивший в интервью радиокомпании "Маяк" следующее: "Многие аналитики зря ставили крест на российской демократии, говорили о всесилии административного ресурса. Как раз выборы на Алтае это полностью опровергают... административный ресурс - вещь важная, но далеко не всесильная".
В качестве заключения можно отметить любопытный факт. На официальном сайте органов власти Алтайского края есть раздел, посвященный выдающимся землякам - деятелям культуры. Среди довольно длинного перечня действительно выдающихся имен (можно упомянуть, например, писателя Виталия Бианки, актера Валерия Золотухина, кинорежиссера Ивана Пырьева, живописца, путешественника и писателя Николая Рериха, поэта Роберта Рождественского, писателя, кинорежиссера и артиста Василия Шукшина) и деятелей культуры рангом пониже, места для Михаила Евдокимова не нашлось. Теперь, видимо, список придется поправить...
Предыдущие материалы по теме:
Это просто праздник какой-то [11.03.2004]Чиновники готовятся к 14 марта
Владимир Путин и его ресурс [26.02.2004]Такой предвыборной кампании у нас еще не было
Удар в спину [18.08.2003]В разгар предвыборной кампании Арнольда Шварценеггера американская газета обнародовала данные о нацистском прошлом его отца
Австрийский дуб на калифорнийской земле [11.08.2003]Арнольд Шварценеггер уверенно вступил в предвыборную гонку, чтобы стать губернатором штата Калифорния