Человек, переживший свою славу В США скончался доктор Чарльз Хайдер

Чарльз Хайдер, ученый-астрофизик из Нью-Мексико, героем американских СМИ никогда не был. Чего не скажешь о советской прессе. Во второй половине 1980-х имя "смелого ученого из США, протестующего против ядерного оружия" встречалось на страницах советских газет с завидной регулярностью, а собкор ТВ Владимир Дунаев несколько раз брал у него интервью. О нем было сложено несколько анекдотов. В конце концов, новости о докторе Хайдере стали восприниматься уже как нечто свое, родное - как, мол, там дедушка наш, жив ли, здоров ли?

Здравствуй, дорогой незнакомый друг!

В СССР, начиная, примерно, с 1970-х годов, фигура иностранца, протестующего против правительства своей страны, в общественном сознании была востребована - это придавало уверенность лозунгу "наше дело правое". В определенный момент по указанию ЦК в прессе шумно и навязчиво начинались проводиться кампании в поддержку зарубежных коммунистических лидеров или общественных деятелей. Именно так советская печать превратила в героиню Анжелу Дэвис. На каждом партийном и профсоюзном собрании и даже на митингах общественность с гневом требовала освобождения из тюрьмы активистки компартии США. Советский народ добивался от проклятых империалистов, чтобы они прекратили расправу над пламенным борцом за свободу и равноправие. О том, что преступления Дэвис носили не политический, а уголовный характер, как правило, никто не распространялся - предъявленные ей обвинения в целом именовались "наглой провокацией американских спецслужб". Дэвис отсидела 16 месяцев и была оправдана судом, причем ее политические убеждения при этом никакой роли не играли. Но СССР немедленно записал ее освобождение на свой счет - как победу сторонников мира.

Доктор Чарльз Хайдер родился в 1930 году. В 1958 закончил университет штата Нью-Мексико, по специальности "физика". В 1960 получил звание магистра, а через четыре года - степень Ph.D. (примерно соответствует степени кандидата технических наук) по астрогеофизике в университете Колорадо. Хайдер занимался ислледованием проблем планет и Солнечной системы, опубликовал более 20 работ на эту тему. Работал в NASA, занимался научной деятельностью в ряде университетов. В политическом плане придерживался взглядов "зеленых" и был одним из активных участников кампании против загрязнения окружающей среды. Выступал против сооружения могильника для ядерных отходов в штате Нью-Мексико. Участвовал в качестве эксперта в некоторых европейских проектах, связанных с ядерной промышленностью. В 1986-1987 годах провел длительную антивоенную голодовку. Был убежденным вегетарианцем и сторонником жизни в горах. Является автором книги "Выживание человечества на планете, загрязненной плутонием". Под конец жизни страдал несколькими заболеваниями, в т.ч. и психического характера.

Менее известным было дело Леонарда Пелтиера, американского индейца, обвиненного в убийстве двух агентов ФБР, но и в его защиту проводились кампании, правда, постепенно заглохшие. В начале 1981 года на страницах советской печати замелькало имя Бобби Сэндса, 27-летнего ирландца, заключенного из тюрьмы Лонг Кэш. Участник Ирландской Республиканской Армии, Роберт Сэндс и несколько его соратников, осужденные за терроризм, начали голодовку в знак протеста против тюремных правил. Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, известная своей крайне жесткой позицией по отношению к террористам, заявила, что ни на какие уступки не пойдет. Это дало повод СССР обвинить ее в нарушении прав человека и бесчеловечном отношении к заключенным. Бюллетени о состоянии здоровья Сэндса и статьи в его поддержку публиковались во всех советских изданиях, вплоть до журнала "Пионер". На 65-й день голодовки Сэндс умер, и этому событию советские газеты посвятили куда больше места, чем гибели Джона Леннона, случившейся полугодом ранее. Можно вспомнить и Джозефа Маури, героя нескольких репортажей Генриха Боровика, впоследствии снявшего о нём документальный фильм "Человек с Пятой авеню". Маури даже привозили в СССР, где он удостоился аудиенции у председателя президиума Верховного Совета СССР А.А.Громыко, но американец, как его ни упрашивали выбрать социалистический образ жизни, отказался и отбыл на родину.

Пятнадцать минут славы

В СССР имя Хайдера вошло буквально в каждый дом в сентябре 1986 года. 23 сентября ученый публично объявил о начале голодовки. Таким образом он надеялся убедить правительство США пойти на конкретные шаги для ликвидации ядерного оружия к 2000 году. Хайдер разбил палатку в Лафайет-парке напротив Белого дома и в присутствии нескольких журналистов заявил, что отказывается принимать пищу до тех пор, пока администрация Рейгана не прислушается к его советам и не начнет воплощать их в жизнь. Также президент должен был запретить применение военной силы в международных отношениях. Американская пресса на это событие отреагировала вяло, опубликовав заметки об ученом в разделе курьезов и любопытных фактов. Тема сокращения ядерных вооружений была хоть и популярной, но не животрепещущей. Отношения с Советским Союзом и его новым молодым лидером Михаилом Горбачевым только-только начинали поворачиваться к лучшему (с того момента, как Рональд Рейган шутки ради публично сказал в микрофон, что отдал приказ о ядерной бомбардировке СССР, прошло всего три года). Да и сам ученый по внешнему виду напоминал бездомного бродягу, каких в Вашингтоне полно. Секретная служба, охраняющая Белый дом, даже не занесла Хайдера в группу "Чарли". Ну а Рейган, по воспоминаниям современников, вообще не обратил на это никакого внимания.

Лица, потенциально или реально угрожающие безопасности первых лиц США, заносятся в несколько категорий - "Альфа", "Бета" и "Чарли". В первую входят те, кто представляет непосредственную опасность, чье имя входит в банки данных разведслужб и ФБР. "Бета" - лица, могущие представлять опасность, судимые ранее. "Чарли" - лица, потенциальная угроза от которых оценивается как минимальная, но способная воплотиться при определенных условиях.

Для советской прессы Хайдер стал очередным героем. Практически одновременно с ним замелькало так называемое "дело доктора Локшина", но астрофизик Хайдер по популярности обогнал врача-онколога. Не в последнюю очередь потому, что считал главным виновником гонки ядерных вооружений президента Рейгана. О том, как "любили" в СССР президента США, нет нужды много рассказывать - карикатуры и статьи, бичующие ковбоя, опасно заигрывающего с ядерным оружием, появлялись в газетах практически каждый день на протяжении всего срока его президентства. Хайдер постоянно повторял, что с Рейганом "разберется история", что в глазах советских политобозревателей делало его чуть ли не пророком.

Дело дошло до того, что в честь "смелого борца с военно-промышленным комплексом США" была отчеканена памятная юбилейная медаль, которую представитель посольства СССР передал ученому. Американские журналисты, работавшие в то время в Москве, искренне удивлялись той популярности, которую Хайдер заработал в СССР. Вот что писала в 1987 году газета "Вашингтон Пост" в репортаже, посвященном празднованию 1 Мая в Москве: "В руках людей (идущих по Красной площади) - лозунги, призывающие к сокращению Стратегической Оборонной Инициативы и к продолжению женевских переговоров. Один из плакатов прославляет Чарльза Хайдера, американского ученого, чья голодовка в знак протеста против наращивания гонки вооружений сделала его здесь национальным героем."

Семья Локшиных, покинула США в 1986 году, спасаясь от преследований ФБР. По словам иммигранта, спецслужбы завербовали всех его родственников и знакомых для слежки за ним. В их доме, в машинах, на работе были расставлены подслушивающие устройства (обнаружить которые не удалось). В их адрес пришли два письма с угрозами. Приехав в СССР, Арнольд и Лорен Локшины дали несколько пресс-конференций, разоблачающих роль американских спецслужб в политических преследованиях инакомыслящих. В 1989 году издательство АПН выпустило книгу Локшиных "Безмолвный террор: История политического преследования семьи в Соединенных Штатах". До конца 1990-х годов доктор биологических наук Арнольд Локшин заведовал лабораторией Института экспериментальной диагностики и терапии опухолей. Позже, разочарованный пост-советской действительностью, уехал обратно в США.

Наконец, к Хайдеру обратился с личным письмом Генеральный Секретарь ЦК КПСС. Горбачев выразил Хайдеру свою поддержку, а также попросил прекратить голодовку и пригласил на работу в Советский Союз. Для Хайдера это был звездный час: к малоизвестному ученому обратился глава одной из самых могущественных держав мира. По выражению художника Энди Уорхола, он "получил свои 15 минут славы", но вот воспользоваться этим не сумел или не захотел. Будь на месте Хайдера кто-нибудь другой, он, возможно, и извлек бы из этого факта определенную прибыль, но Хайдер, который к тому времени уже перешагнул рамки образа "чудаковатого ученого", своим шансом не воспользовался. К тому же внезапно выяснился один не очень красивый факт.

Мы так вам верили, родной товарищ Хайдер…

Хайдер, по его словам, начал голодать, чтобы умереть от истощения. В начале голодовки Хайдер при росте 188 сантиметров весил 135 килограммов. Когда он похудел на 45 килограммов, то объявил, что собирается умереть за дело мира уже к Рождеству. Но за две недели до намеченного дня 56-летний астрофизик сказал, что передумал. По свидетельству медиков, от такой суровой голодовки человек с обычным весом умер бы через три месяца. То, что Хайдер продержался так долго, объяснялось лишь огромной массой его тела и, видимо, приемом витаминов. Сам Хайдер заявлял, что не употребляет ничего, кроме теплой воды и дважды в неделю - морской соли. Для любого человека, мало-мальски знакомого с процессом обмена веществ, такое выглядело невероятным. Когда организм израсходует весь жир, содержащийся в теле, он начинает питаться собственной мышечной тканью, и тогда человеку неизбежно приходит конец. Злые языки даже начали поговаривать, что по ночам Хайдер тайком бегал ужинать в ближайшую церковь.

К концу второго месяца широко разрекламированной голодовки Хайдера граждане СССР стали потихоньку недоумевать. В конце концов, ирландец Бобби Сэндс, державший настоящую голодовку, умер, прожив немногим более двух месяцев, что для организма является пределом. Хайдер же и через три месяца после начала голодовки выглядел вполне здоровым и даже внушал оптимизм. К февралю 1987 года над Хайдером стали откровенно глумиться. Было понятно, что реально голодающий человек столько времени продержаться в живых не может. Простые люди заклеймили его жуликом и постарались про него забыть. Одна из советских рок-групп того времени даже написала циничную песенку с такими словами: "Я радуюсь весь день с утра, в газете прочитав вчера, что доктор Хайдер снова начал есть!" В лексикон даже вошло на короткий период словечко "хайдерствовать" - в значении "голодать, но понарошку". Так насмешливо назывались якобы строгие диеты, в реальности не приносящие эффекта.

Доктор Чарльз Хайдер дает интервью советскому телевидению, кадр телеканала НТВ, архив

Доктор Чарльз Хайдер дает интервью советскому телевидению, кадр телеканала НТВ, архив

Lenta.ru

Тем временем доктор Хайдер, популярность которого в СССР начала сходить на нет, продолжал свое дело. 4 мая 1987 года он завершил голодовку и объявил о своем выдвижении на пост президента США. Соперником его стал Джордж Буш-старший. Тут даже далекие от международной политики люди сошлись во мнении, что "Хайдер - клоун". На выборах 1988 года он не набрал ни одного голоса. Даже такая одиозная личность, как крайне правый кандидат Делмар Деннис, бывший член Ку-Клукс-Клана и тайный осведомитель ФБР, сумел опередить ученого, набрав 3500 голосов. Бесстрастная статистка записала кандидата Хайдера в погрешность.

И вновь продолжается бой

Проиграв по всем статьям в области политики, Хайдер опять занялся научной деятельностью. Он сотрудничал с экологическими организациями, выступал с лекциями, проповедовал категорическое вегетарианство и призывал людей жить в горной местности как наименее подверженной загрязнению. Как и большинство людей, горячо увлеченных одной идеей, Хайдер в какой-то момент воспринял экологию слишко близко к сердцу. Его теории казались сумасбродными даже тем, кто ему симпатизировал. По его расчетам, человечество уже произвело по миллиарду смертельных доз плутония на каждого обитателя Земли. При таком раскладе, вся живая жизнь, включая бактерий, неминуемо должна быть обречена на вымирание. Радиоактивный могильник в Нью-Мексико, считал Хайдер, через сточные воды отравит воды рек Пекос и Рио-Гранде, а оттуда заражение через Мексиканский залив проникнет в Гольфстрим. Северная Европа и Арктика будут полностью поражены. Вымирание человечества ускорится. По мнению ученого, Чернобыльская катастрофа привела к частичному исчезновению практически всех амфибий. Хайдер высчитал, что к 2300-му году с лица земли исчезнет и человек. В 1998 году ученый, суммировав эти факты, выпустил книгу "Выживание человечества на планете, зараженной плутонием".

Была еще одна скрытая причина, по которой к Хайдеру охладели не только большинство советских людей, но и руководство СССР. Хайдер, убежденный противник использования мирного атома, в какой-то момент начал критиковать Советский Союз за преступное, по его мнению, обращение с отходами ядерного производства. Он обвинил СССР в том, что тот сбрасывает отработанное ядерное топливо в Волгу, Обь и Енисей. С точки зрения советского руководства, Хайдер превратился в оппортуниста, поэтому ЦК отдало негласную команду забыть об "этом сумасшедшем". Так Хайдер окончательно исчез из медиа-пространства СССР. Ну а потом в нашей стране начались совсем другие события, и Хайдер перестал волновать кого бы то ни было - всем стало не до него.

И на воде оставил лишь круги…

Добродушного и улыбчивого толстяка Хайдера знавшие его люди часто сравнивали с Махатмой Ганди. Как и великий индус, американец старался придерживаться принципа "не навреди". Он даже заявлял, что мечтал бы улететь в одиночестве на другую планету, но уже слишком стар для этого. При всей своей чудаковатости Хайдер воплощал собой чистый тип подвижника ради идеи. Пытаясь привлечь внимание к проблемам захоронения ядерных отходов он голодал еще несколько раз, друзьям даже приходилось насильно помещать его в госпиталь, чтобы ученый не погиб от истощения. Он искренне верил в идею, являя собой анахронизм в расчетливом и компромиссном мире. Его друг и издатель Гарри Уилсон писал о нем так: "Его преданность правде дает ему право стоять отдельно от нас - тех, кто не может отказать себе в удовольствии быть "практичными" и "резонными". В отличие от нас, он положил свою жизнь на алтарь".

Фортуна - дама, склонная к шуткам. Зачастую она в прощальном жесте сводит вместе людей, бывших при жизни оппонентами. Так случилось с одним из самых ярких нарушителей "сухого закона" в США гангстером Аль Капоне и конгрессменом Волстедом, этот закон предложившим - они умерли с разницей в несколько недель. Так случилось и с доктором Хайдером и президентом Рейганом. Два американца, оставившие свой след в истории СССР, ушли из жизни практически одновременно. Один положил свою жизнь на то, чтобы разрушить "империю зла", второй думал, что хочет помочь всему миру. Одного будут помнить еще долго, второго, скорее всего, прочно забудут. Если когда-нибудь будет написана "Энциклопедия СССР", Хайдеру, наверное, будет уделено в ней всего несколько строк. Как память о том времени, когда билет на трамвай стоил 3 копейки, а сборная СССР по футболу вышла в 1/8 финала на чемпионате мира.

Сергей Карамаев

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше