Ракетоубойная тетралогия США Американский президент попросил расстрелять Америку межконтинентальными баллистическими ракетами, чтобы испытать новые элементы ПРО

Дожили! Американский президент попросил расстрелять Америку межконтинентальными баллистическими ракетами. Ну хотя бы одной. Дело в том, что теперь он совершенно не боится ядерной войны. У него на Аляске теперь есть своя удивительная противоракета, которая запросто уничтожит любую вражескую. Поэтому-то он и предложил всем желающим: "Стреляйте, пожалуйста, нам не страшно!". Конечно, Джордж Буш слегка лукавит. Не может он твердо знать, сработает ли его противоракета так, как надо. О том, как будет действовать будущая система американской ПРО, пока можно лишь догадываться - ее не только никто не испытывал в целом, она вообще еще не готова - многие ее элементы даже не разработаны. Однако будем надеяться, что США так и не узнают, как она действует, ибо если нужда в ней возникнет, то это будет означать ядерную войну, которой все-таки боится даже американский президент, несмотря на всю его предвыборную браваду.

В своем заявлении, сделанном в Пенсильвании на заводе корпорации Boeing, Буш подчеркнул, что первая противоракета системы НПРО, установленная в одну из шести пусковых шахт на военной базе Форт Грили, расположенной на территории Аляски, стала "началом той системы противоракетной обороны, которую предвидел Рональд Рейган". Он, правда, "предвидел" еще и ядерную войну с СССР, а ПРО Буша направлена немного в другую сторону - против политически нестабильных стран, которые обладают ядерным оружием и средствами его доставки на территорию США. Однако это не смутило президента - таковы реалии сегодняшнего дня, к которым он относится со всем президентским вниманием. "Думаю, что те, кто выступает против ракетной системы, не понимают угроз 21 века... Мы живем в будущем. Мы собираемся сделать все необходимое для защиты страны", - заявил Буш.

Эпизод первый: Скрытая угроза

Президент прав, по крайней мере, в одном: американская система противоракетной обороны будущего началась в прошлом. Еще в конце 1940-х годов, оценив германские программы ФАУ, а также предположив, что и СССР возьмет их на заметку, американцы задумались о будущем. Уже тогда сложились основные компоненты ПРО - системы перехвата и уничтожения, обнаружения и целеуказания. Та, первая ПРО - Nike-Zeus, которую начали разрабатывать еще в 1957 году, предназначалась для охраны отдельных объектов. Ее компоненты были испытаны в 1962 году, но затем президент Кеннеди счел ее не слишком эффективной, и проект прекратили.

На следующий год американца стали разрабатывать новый проект - Nike-X. Эта программа была значительным шагом вперед по отношению к "Зевсу". Дело в том, что перед ее разработчиками были поставлены две новые задачи - прикрытие большей площади, а также перехват цели на двух рубежах - на подлете (на расстоянии около 30 километров от цели) и в средней части траектории полета баллистической ракеты (примерно за 650 километров). Как отмечается на СНВ-сайте, испытания этой системы начались в 1968 году и продолжались вплоть до 1971 года.

БОИНГ - УБИЙЦА РАКЕТ. Фото с сайта armscontrol.ru

БОИНГ - УБИЙЦА РАКЕТ. Фото с сайта armscontrol.ru

Lenta.ru

Следующий шаг в деле защиты США от советских ракет был сделан в начале 70-х. Тогда американские конструкторы приступили к созданию проекта Sentinel. Согласно этому проекту, противоракетный зонтик должен был прикрыть крупные американские города - Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго, Детройт. Ракеты предполагалось установить вокруг них, а также на Аляске. Систему собирались развернуть к началу 80-х, но администрация Никсона прекратила финансирование проекта.

Последним проектом систем ПРО первого поколения считается Safeguard. Он же стал единственным, который был "принят на вооружение". Safeguard предполагал защиту только стартовых площадок американских межконтинентальных баллистических ракет, а также инфраструктуры стратегических ракетных войск. Она, как и ее предшественник Sentinel, обеспечивала два эшелона обороны. Единственная база, которую оснастили системой Safeguard - Гранд-Форкс. Однако ее противоракетную оборону вскоре законсервировали из-за потенциальной неэффективности и вполне реальной дороговизны содержания.

Эпизод второй: Призрачные надежды

И вот, наконец, в США заговорили о том, что теперь Буш называет "мечтами Рейгана". Именно Рейган придумал СОИ - "Стратегическую оборонную инициативу", или, как ее стали называть с легкой руки президента, "Звездные войны" (после того, как он назвал СССР "империей зла", фигурировавшей в знаменитых фильмах Джорджа Лукаса). Рейган собирался развертывать некоторые компоненты системы на околоземной орбите.

Бывший голливудский актер подошел к этому вопросу творчески. Программа "звездных войн" предусматривала широчайший спектр средств поражения советских ракет. В случае начала полномасштабной войны, которую тогда не мыслили без ядерного оружия, ракеты "империи зла" уничтожались бы еще в космосе - их сбивали бы лазерами, крушили специальными кинетическими снарядами (ракеты-болванки, которые бы врезались в ракеты на огромной скорости), секли мощными электромагнитными сверхвысокочастотными излучениями. Сей полет фантазии был прекращен в 1991 году, когда американцам стало ясно, что Россия не станет запускать в них свои МБР. Программу разделили на несколько подпрограмм, финансирование сократили, а затем и вовсе прекратили.

Эпизод третий: Атака клонов

Стоит отметить, что СОИ была скорее программой по стимуляции научно-технического прогресса в этой области, нежели реальным планом по созданию ядерного зонтика над США. Дело в том, что 26 мая 1972 года в Москве были подписаны Договор по ПРО и временное соглашение в области СНВ. Договор предусматривал запрет на развертывание систем ПРО в масштабах страны. По мнению консультанта Международно-договорного управления МО РФ В.С. Колтунова, этот договор был проявлением государственной мудрости лидеров двух стран, так как стал самым надежным барьером на пути наращивания СНВ, ликвидировав мотивацию к наращиванию этого вида вооружений.

  • Не развертывать системы ПРО территории своей страны и не создавать основу для такой обороны;
  • иметь по 2 района ПРО для каждой из Сторон, а после подписания в 1974 году протокола - по одному району ПРО радиусом 150 км.; для СССР - с центром в столице; для США - на базе Гранд-Форкс (в каждом районе не более 100 пусковых установок и противоракет, а также ограниченное число РЛС);
  • не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования, т.е. система ПРО должна размещаться на земле и быть стационарной;
  • разработки и испытания систем ПРО или их компонентов проводить только на согласованных испытательных полигонах;
  • не придавать ракетам, пусковым установкам и РЛС, не являющимся компонентами системы ПРО, способностей решать задачи борьбы со стратегическими баллистическими ракетами и не испытывать их в целях ПРО;
  • не развертывать в будущем РЛС предупреждения, кроме как на позициях по периферии национальной территории с ориентацией вовне;
  • не передавать системы ПРО или их компоненты, ограниченные Договором, другим государствам и не размещать их вне национальной территории.
  • Как известно, 13 декабря 2001 года Джордж Буш заявил о выходе из этого договора, мотивировав это изменившимися реалиями. Еще раньше его предшественник на посту президента США Билл Клинтон подписал закон о развертывании национальной ПРО, как только это станет возможным с технологической точки зрения. Тем самым он предопределил политику своего преемника. Дело в том, что после распада СССР угроза ядерной войны, как утверждают США, не миновала. После того как рухнул гигант, обнаружилось, что он был не один - за ним прятались несколько меньших братьев. Некоторые страны с враждебной по отношению к США политической системой, как оказалось, обладают ракетными системами, созданными на базе советских разработок. Речь тогда шла о Северной Корее, Иране и Ираке. По мнению США, чтобы защитить себя и своих союзников от новой угрозы, необходимо было отказаться от договора, тем более, что страны, с которой договаривались американцы, более не существовало. Так родилась программа НПРО, или, как ее продолжают называть по привычке, программа "звездных войн".

    Глобальная система ПРО стоит на четырех "слонах": перехвате ракет на взлете, в средней части траектории полета и на подлете к цели, а также на целеуказании и обнаружении пусков.

    Ключевым моментом программы является уничтожение целей на ранней стадии - сразу после взлета. Дело в том, что в этот момент ракета более всего уязвима - ее скорость невелика, а сама она хорошо "видна" для локаторов. Засекать пуски ракет американцы собираются при помощи спутников и радиолокационных станций. В будущем американцы рассчитывают создать двухэшелонную (верхний и нижний) спутниковую систему обнаружения пусков SBIRS High. Она будет состоять из спутников на геосинхронных и на эллиптических орбитах и будет засекать ракеты через 20 секунд после старта. Предполагается, что для глобального охвата система SBIRS-Low должна включать от 20 до 30 спутников. Спутники будут не только регистрировать пуски - они будут передавать информацию о предполагаемой цели на Центральный командный пункт объединенного космического командования ВС США на базе Шайенн-Маунтин. Оттуда все данные будут передаваться перехватчикам наземного базирования GMD и морского - SMD.

    Самая интересная часть ракетоубойной тетралогии - именно первая. Тут американцы собираются не только успешно поражать ракеты, но и удивлять весь мир. МБР будут сжигать лазерами, установленными на самолетах и спутниках. Авиалазерные системы будут установлены на самолетах Boeing-747. Первые испытания начнутся осенью 2004 года, а на вооружение самолеты поступят в 2008 году. Эти самолеты планируется разместить на авиабазах в режиме боеготовности. Они смогут в течение 24 часов прибыть к месту предполагаемого старта ракет, и встать на боевое дежурство. Одновременно в воздухе постоянно будут находиться два самолета, готовые в любой момент сжечь лазером вражескую ракету. Спутники - убийцы ракет планируется начать запускать в 2012 году. Впрочем, окончательно американское командование с выбором оружия не определилось. Как вариант, рассматриваются кинетические системы морского и наземного базирования, которые имеют свои достоинства и недостатки.

    В средней части траектории полета МБР американцы собираются перехватывать ракеты противника при помощи системы GMD (Ground-based Midcourse Defense). Ее составными частями являются наземные радиолокационные станции, противоракеты, станции передачи команд и командный пункт BMC3 в Шайенн-Маунтин. Дальность обнаружения МБР у РЛС этой системы должна будет составлять 4000 километров, но пока существует лишь прототип, который способен отслеживать ракеты на расстоянии 2000 километров. Отдельные элементы системы будут размещены на Аляске и Алеутских островах.

    СИСТЕМА GMD. Иллюстрация с сайта armscontrol.ru

    СИСТЕМА GMD. Иллюстрация с сайта armscontrol.ru

    Lenta.ru

    Кроме того, в системе уничтожения ракет в средней части траектории задействованы (и уже частично размещены) системы морского базирования, которые имеют ряд преимуществ (в частности - мобильность). Морской комплекс включает в себя многофункциональную систему Aegis, которая устанавливается на эсминцах типа Arligh Burke. Один из них уже несет вахту в Японском море. Трехступенчатая противоракета Standard SM-3, часть системы Aegis, оснащена блоком-перехватчиком LEAP, поражающего цель за счет кинетического воздействия.

    Те боеголовки, которые смогут миновать первый и второй эшелон ПРО, попадут в зону действия третьего, предназначенного для уничтожения их на подлете к цели.

    В настоящее время разрабатываются сразу несколько систем, и неизвестно, какой из них отдадут предпочтение. Среди них - комплекс Patriot PAC-3, разработанный на основе знаменитого Patriot PAC-2, стоящего в настоящее время на вооружении США. Кроме того, разрабатывается несколько международных проектов, с участием партнеров США по НАТО, а также морской аналог "Патриота". Системы проходят испытания, которые пока далеки от завершения.

    Три шага к безопасности

    На первом этапе, до конца 2005 года планируется построить новую РЛС сантиметрового диапазона GBR на острове Шемия неподалеку от Аляски, а также и провести модернизацию существующих пяти РЛС системы раннего предупреждения EWR, две из которых находятся за пределами США. Кроме того, на Аляске предполагается разместить 20 ракет-перехватчиков. Пока система SBIRS не введена в строй, американцы будут пользоваться существующими спутниками раннего предупреждения.

    на втором этапе, с 2006 по 2007 годы, предусматривается увеличения "ракетного парка" на Аляске до 100, а также введение в строй SBIRS, в частности - ее низкоорбитальной составляющей, которая будет отслеживать полет МБР на среднем участке траектории и распознавать ложные цели.

    Третий этап (2007-2015) предусматривает увеличение числа ракет до 250, часть из которых будет размещена на Гранд Форкс, а также ввод в строй еще восьми РЛС сантиметрового диапазона.

    Отметим, что эти планы постоянно корректируются. Изменения в них вносят, прежде всего, темпы разработки систем, которые планируется включить в программу ПРО, а также создание новых разработок, которые иной раз оказываются более эффективными (зачастую, лишь на бумаге), чем те, на которые ориентировались американцы. Поэтому говорить об окончательных планах бессмысленно - некоторые их части могут вообще никогда не появиться на свет.

    Критика

    Система НПРО, которая является одним из ударных пунктов в оборонной программе Буша, подвергается критике не меньше, чем остальные его достижения (например, война в Ираке). Критики считают, что система будет неэффективна, так как не сможет распознать боеголовки среди ложных целей. Действительно, технологии, которые позволяют это сделать, пока находятся в зачаточном состоянии, и неизвестно, смогут ли они обогнать когда-нибудь оппонентов - системы маскировки боеголовок.

    Кроме того, считается, что разработчики ПРО ошиблись, сделав ставку на кинетические средства уничтожения - болванки, которые будут таранить МБР на огромной скорости. Разработчики этих средств, как утверждают эксперты, намеренно на испытаниях создавали условия, близкие к идеальным. К примеру, на цель устанавливали радиомаячок, на который наводилась кинетическая ракета. Во время войны таких условий не будет - каждая боеголовка пойдет на цель в густом тумане радиопомех, которые приведут к тому, что перехватчик попросту промахнется. По мнению противников ПРО, следовало создавать ядерные противоракеты небольшой мощности, которые не надо было бы оснащать сложными системами наведения. Небольшой ядерный взрыв уничтожил бы и боеголовку, и ложные цели, оставив, в отличие от кинетического боеприпаса, от вражеской ракеты лишь облако, (правда радиоактивных) газов и пыли.

    Стоит оговориться, что технология создания ядерных противоракет требует испытаний, которые запрещены соответствующим мораторием. Поэтому, как считают аналитики, Соединенные Штаты, которые в процессе развертывания НПРО будут вынуждены отказаться от кинетических средств уничтожения ракет противника, выйдут из договора о запрете на экспериментальные взрывы, как они сделали это в отношении договора по ПРО.

    ПЕРЕХВАТЧИК КОРАБЕЛЬНОГО БАЗИРОВАНИЯ ДЛЯ ПОРАЖЕНИЯ РАКЕТЫ НА АКТИВНОМ УЧАСТКЕ. Фото с сайта armscontrol.ru

    ПЕРЕХВАТЧИК КОРАБЕЛЬНОГО БАЗИРОВАНИЯ ДЛЯ ПОРАЖЕНИЯ РАКЕТЫ НА АКТИВНОМ УЧАСТКЕ. Фото с сайта armscontrol.ru

    Lenta.ru

    Еще один пункт, на который указывают критики - преувеличение угрозы, от которой собираются защищаться США. Дело в том, что страны, которые в принципе хотели бы ударить по Америке своими МБР, не обладают ракетами, способными донести до ее территории ядерный заряд. В большинстве своем это клоны (правда, экстенсивно доработанные за счет увеличения топливных баков и количества ступеней) советских ракет "Скад". Кроме того, создание баллистических ракет, способных долететь до США с территории той же Северной Кореи, не говоря уже об Иране, требует настолько гиганских вложений, что можно с уверенностью гарантировать, что в ближайшие десятилетия они не будут построены. И потом, опыт 11 сентября показывает, что средства доставки не обязательно создавать самому - скорее, враги Америки попытаются перевезти ядерный заряд на территорию США другим способом, при помощи существующего гражданского транспорта.

    Проблем много, перспективы туманные, вокруг проекта масса людей, которые не верят в него. И, тем не менее, США продолжают раскрывать противоракетный зонтик, надеясь на авось, Господа и удачу. Правда, стоит отметить, что метод проб и ошибок, который является неотъемлемой частью технического прогресса, на этот раз может оказаться не по карману даже такому мировому богачу, как США.

    Павел Аксенов

    Лента добра деактивирована.
    Добро пожаловать в реальный мир.
    Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
    Как это работает?
    Читайте
    Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
    Оценивайте
    Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
    Получайте бонусы
    Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
    Узнать больше