7 октября Нобелевский комитет объявил лауреата Нобелевской премии по литературе. И хотя многие могут подумать, что решение вручить премию австрийской писательнице-феминистке Эльфриде Елинек было принято под влиянием политкорректности, заставившей членов комитета обратить внимание на "женские вопросы", на самом деле это не так. Официальное обоснование выбора лауреата, опубликованное на сайте комитета, звучит так: "За музыкальную симфонию голосов, звучащую в ее романах и пьесах, в которых она с выдающимся языковым мастерством разоблачает абсурдные клише нашего общества и их порабощающую власть".
С мнением жюри могут согласиться даже те, кто никогда не читал ни одной книги, принадлежащей перу Елинек. Посмотреть на мир глазами этой женщины успели не только книголюбы, но и киноманы. Широкую известность в России Эльфрида Елинек получила в 2001-2002 годах, когда на экраны вышел фильм "Пианистка", снятый по мотивам ее одноименного романа режиссером Михаэлем Ханеке. В 2001 году этот фильм получил гран-при на Каннском фестивале, а в 2002 - звание "лучшего иностранного фильма" на "Кинотавре". Кстати, и актриса Изабель Юппер в том виде, в каком она появилась в фильме, очень напоминает саму Эльфриду Елинек.
"Пианистка" - роман автобиографический. Эльфрида Елинек родилась в 1946 году в маленьком городке в австрийской провинции Штирия, а выросла в Вене и с детства серьезно занималась музыкой. Уже будучи двадцатилетней поэтессой, только что выпустивший свой первый сборник стихов и закончившей консерваторию, Эльфрида сказала: "Моя мать сделала все, чтобы вырастить девочку-вундеркинда". Надо сказать, матери это удалось: за первые двадцать пять лет жизни Эльфрида сумела получить диплом консерватории по классу органа, закончить университет по специальности "история искусства", опубликовать сборник стихов и два романа, а также выйти замуж. Правда, вскоре муж поселился отдельно от нее - в немецком городе Мюнхен. Эльфрида же осталась в Вене и иногда навещает супруга, хотя ее брак до сих пор официально не распался.
Еще в студенческие годы Эльфрида Елинек стала частью набиравшего в конце шестидесятых силу студенческого движения. Его протестная энергия совпала со свойственными самой Эльфриде беспощадным взглядом на общество и способностью обращаться со словом, обнажая культурные штампы. Герои книг Елинек - сплошь несчастные люди, говорящие страшные вещи примитивным или, наоборот, рафинированным до испорченности языком. Особенно часто в ее романах можно встретить образы мужчин, издевающихся над женщинами, и женщин, порабощенных этими мужчинами или обществом и массовой культурой в целом. Российский читатель может заметить это на примере двух изданных в нашей стране романов: "Пианистка" (Издательство "Симпозиум", 2001 год) и "Любовницы" (издательство "Австрийская библиотека в Санкт-Петербурге, 1996 год и издательство "Симпозиум", 2001 год).
Кроме романов, Елинек написала несколько пьес и радиоспектаклей, известных тем, что в них обычные театральные диалоги заменены на полифонию голосов, принадлежащих различным эпохам или частям человеческой личности. Как говорится на сайте Нобелевского комитета, главной темой ее последних пьес стала неспособность женщины жить полноценной жизнью в мире, где она является рабыней социальных стереотипов.
Теперь у Эльфриды Елинек, известной свой писательской плодовитостью (будучи еще сравнительно молодой женщиной, она является автором почти тридцати опубликованных книг), появится возможность развивать эту тему, наслаждаясь 10 миллионами шведских крон, которые позволят ей хоть немного освободиться от общественных клише.
Елена Любарская