"Черную Акулу" оставят за бортом

Министерство обороны решает какой вертолет будет основным вооружением российской армии.

Вертолет Ка-50. Фото с сайта www.airwar.ru

Министерство обороны занято обсуждением бюджета ВВС России на 2005 год. Один из рассматриваемых вопросов, способных оказать влияние на концепцию развития вооруженных сил России в целом - это прекращение программы испытаний ударного вертолета Ка-52 "Аллигатор" и фактическое замораживание производства вертолета Ка-50 "Черная акула", находящегося на вооружении российской армии с 1995 года. Затраты на создание и испытание этой машины составили более миллиарда долларов. Сейчас маятник мнения чиновников в погонах качнулся в сторону Ми-28.

Вертолеты в России производят два конструкторских бюро - КБ Камова и КБ Миля. И сейчас конкурентная борьба между ними, по всей видимости, накалилась до предела. Обе фирмы готовы выпускать для внутреннего и внешнего рынков новейшие серии вертолетов, но производство машин, как всегда, упирается в финансирование. И похоже, что предпочтения Министерства обороны склоняются в пользу милевских машин Ми-28 и модернизированных Ми-24, а не Ка-50 и К-52 от КБ Камова.

К появлению Ми-24 на вооружении армейской авиации СССР (1970-е годы), США уже располагали обширным парком не только вооруженных многоцелевых вертолетов, но и специализированными винтокрылыми штурмовиками АH-1 "Кобра". Последние успели принять участие в боевых действиях во Вьетнаме, где хорошо показали себя. Опыт "Кобры" лег в основу проекта ударного вертолета "Апач", приспособленного для действий по большому количеству подвижных бронированных целей, прикрытых наземными средствами ПВО и авиации.

Итоги Вьетнамской войны активно изучали в СССР. В декабре 1976 года Совмин СССР предписал конструкторам разработать принципиально новую модель боевого вертолета вместо Ми-24. Чтобы свести к минимуму риск провала, разработку проекта поручили сразу двум КБ - Миля и Камова. Поначалу, руководство ВВС и Министерство Авиапромышленности видели возможного разработчика нового вертолета-штурмовика в лице ОКБ Миля - традиционного поставщика вертолетов для советской армии. Но в декабре 1977 года с техническим предложением на такой аппарат выступило КБ Камова, занимавшееся тогда исключительно морскими транспортными и противолодочными аппаратами.

Предложение камовцев прошло, и в мае 1980 года государственной комиссии был представлен детальный проект и полноразмерный макет нового боевого вертолета.

Состоявший на вооружении Советской Армии Ми-24 не мог противостоять новому американскому вертолету огневой поддержки АН-64 "Апач", разработка которого в США шла полным ходом. В поисках преимуществ новой боевой машины, проектируемой на фирме "Камов", были проработаны различные схемы вертолетов. Опыт применения боевых вертолетов во Вьетнаме и Афганистане продемонстрировал низкую живучесть вертолетов классической одновинтовой конструкции из-за уязвимости рулевого винта.

По госзаказу на 2004 год на завершение программы по Ка-52 было выделено 8 миллионов рублей, а на 2005 год ВВС предусмотрел финансирование в размере 5 миллионов рублей. Правительственная комиссия по военно-техническим вопросам на последнем заседании обсуждала проблемы, связанные исключительно с ходом работ по созданию Ми-28Н.

Генеральный конструктор ОКБ "Камов" Герой России Сергей Михеев

Преимущества аэродинамически симметричного соосного несущего винта оказались очевидными. Такой винт обеспечивает простоту управления вертолетом в ручном, а, главное - и автоматическом режиме, отличную маневренность, взлет и посадку при ветре любой силы и направления. К тому же соосный несущий винт способен повысить боевую живучесть вертолета, обеспечить компактность силовой передачи и значительно снизить потери мощности двигателей.

Огромный опыт в создании морских вертолетов, для которых выдвигались суровые требования по надежности, автономности работы и всепогодности, позволил КБ Камова создать поистине уникальный летательный аппарат, равный которому по совокупности летно-технических и боевых характеристик так до сих пор и не удалось построить ни на Западе, ни в России.

Конкуренция росла. К 1986 году были выпущены первые машины Ми-28 и Ка-50. Предпочтение после летных испытаний и многочисленных комиссий было отдано Ка-50, который и поступил на вооружение армии в 1995 году. За все время на проект "Акулы" госбюджет затратил более миллиарда долларов. Впрочем, оснастить части этими вертолетами Минобороны не успело: к началу 1990-х на месте оборонного заказа в бюджете государства зияла черная дыра.

ДЛЯ СПРАВКИ
Вертолеты Ка-50 и Ми-28 призваны решать разные боевые задачи. Ка-50 и Ка-52 идеально подходят для спецопераций и разведки, однако считается, что для общевойсковых целей и огневой поддержки лучше использовать Ми-28. За последние годы конструкторы довели Ми-28Н до мирового уровня. Этот вертолет может вести бой на высоте от 5 метров, оставаясь неуязвимым (корпус выдерживает попадание из 20-мм пулемета, а лобовое стекло - пуль калибра 12,7 мм). Вертолет комплектуется унифицированным российским оборудованием и сравнительно недорог в производстве.

Денег на строительство новых вертолетов не нашлось и к концу 1990-х годов. Это не помешало Минобороны преподнести новую машину как показатель активной деятельности на ниве поддержания обороноспособности страны. В 1998 году КБ Камова участвовало в международном конкурсе на поставку серии "Акул" для ВВС Турции - однако на последнем этапе конкурса турки предпочли "Акулам" американский "Апач". Затем камовские конструкторы взялись за разработку двухместной модификации Ка-50 - модели Ка-52 "Аллигатор". При этом руководители Минобороны постоянно твердили о появлении "уникальных аппаратов, опережающих время", не забывая сетовать на отсутствие финансирования.

В 1990-х годах приоритеты национальной безопасности сменились: России угрожали уже не танки НАТО, а многочисленные банды, плодившиеся на Юге и Юго-Востоке, банды, оснащенные современным российским же стрелковым оружием и ПЗРК. Создававшийся для уничтожения американских "Абрамсов" и немецких "Леопардов" вертолет Ка-50 оказался почти идеальной машиной для разгоравшейся на постсоветском пространстве горной войны.

А потери вертолетов как в Чечне, так и в других регионах, росли. Вертолеты, как и в Афганистане, не только сбивались зенитными пулеметами и ПЗРК, но и гибли из-за боковых ветров, бросавших их на скалы. Последняя проблема оказалась неразрешимой даже для последних модификаций Ми-8МТВ, обладавших хорошей высотностью и скороподъемностью. В Чечне только в одном скальном районе погибли три экипажа "восьмерок". В Киргизии за два года именно боковой ветер стал причиной гибели трех Ми-8МТВ.

Камовский вертолет очевидно превосходил милевскую машину, поскольку справлялся с поставлеными задачами в горных условиях лучше. Но в ноябре 1999 года тогдашний начальник Генштаба Анатолий Квашнин и главком ВВС Владимир Михайлов заявили о грядущем двукратном увеличении госзаказа на модернизацию старых моделей Ми-8 и Ми-24 (последние быля сняты с производства в 1989 году), который получил в результате ростовский завод "Росвертол". Чуть позже стало известно о разработке этим же предприятием вертолета Ми-28Н.

В декабре 2003 года главком ВВС неожиданно заявил о том, что "основным боевым вертолетом авиации страны станет Ми-28Н". Комментируя судьбу камовских машин, Михайлов сказал, что камовские машины будут поступать только в вертолетные подразделения, которые выполняют специальные операции.

Ка-52 - это вертолет, который идеально подходит для работы в горах, городах и прочих местах с ограниченными условиями маневра. В отличие от Ми-24 или Ми-28 у "Черной акулы" нет хвостового винта, несущие лопасти короче, он маневреннее и мощнее. Вертолет делает разворот на 180 градусов не снижая скорости, может летать боком. Он оснащен, помимо прочего, системой автоматического реагирования на излучение целеуказателей с земли, ракетами с дальностью действия 8 км (у Ми-28 втрое ниже) и очень высокой точностью бортовых пушек. Не говоря уже о том, что Ка-52 - всепогодная машина, что в условиях гор решает все.

Летчик-испытатель 1-го класса Александр Папай

В 2004 году на разработку проекта Ми-28Н Минобороны истратило несколько сотен миллионов рублей. В государственном оборонном заказе 2005 года рассматривается изготовление установочной партии Ми-28Н. Что касается Ка-50, то в текущем году камовцам досталось примерно в 100 раз меньше средств.

В распоряжении российской армии сейчас находится только пять "Черных акул". Три вертолета находятся в Центре боевого применения в Торжке. На заводе "Прогресс" в Арсеньеве до сих пор стоят недостроенные, хотя и официально принятые на вооружение "Черные акулы", про которые оборонное ведомство видимо забыло.

С точки зрения бюджета, реализация сразу двух проектов (Ми-28Н и Ка-50) обойдется стране слишком дорого. К тому же оборудование, установленное на конкурирующих машинах, не унифицировано - сказываются издержки секретности. Иными словами, Минобороны должно определиться, с кем в ближайшие годы будет воевать Россия: с террористами и наркоторговцами в горах (для этого больше подходит "Черная акула") или с регулярными армиями противника на равнине (для этого и предназначен Ми-28Н).

С точки зрения КБ Камова, сохранение нынешнего положения вещей будет означать отказ от поддержки "Черной акулы" государством. Выделенных средств не хватит даже на достройку почти готовых вертолетов. С этой точкой зрения согласны и спецназовцы, которым сегодня приходится воевать в горах. Но вопросы из серии "что нужно армии", решаются, как известно, не в поле, а в теплых кабинетах.

Летно-технические характеристики вертолетов:

Ка-50

ВЕРТОЛЕТ КА-50. Кадр телеканала НТВ.
ВЕРТОЛЕТ КА-50. Кадр телеканала НТВ.

  • Диаметр главного винта - 14.50 м
  • Длина - 13.50 м
  • Высота - 4.90 м
  • Масса пустого вертолета - 7692 кг
  • Максимальная взлетная масса - 10800 кг
  • Тип двигателя - 2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА
  • Максимальная скорость - 390 км/ч
  • Крейсерская скорость - 270 км/ч
  • Практическая дальность - 1160 км
  • Дальность действия - 460 км
  • Практический потолок - 5500 м
  • Экипаж - 1 человек
  • Вооружение - одна 30-мм пушка 2А42 с 500 патронами
  • Боевая нагрузка - 2000 кг на 4 узлах подвески; 4х3 ПТУР Вихрь или УР воздух-воздух или восемьдесят 80-мм НУР или контейнеры с пушками или пулеметами

Ми-28Н

ВЕРТОЛЕТ МИ-28. Фото с сайта www.airwar.ru
ВЕРТОЛЕТ МИ-28. Фото с сайта www.airwar.ru

  • Диаметр главного винта - 17.20 м
  • Длина - 17.01 м
  • Высота - 3.82 м
  • Масса пустого вертолета - 7890 кг
  • Максимальная взлетная масса - 11700 кг
  • Тип двигателя - 2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА
  • Максимальная скорость - 324 км/ч
  • Крейсерская скорость - 265 км/ч
  • Практическая дальность - 500 км
  • Практический потолок - 5700 м
  • Экипаж - 2 человека
  • Полезная нагрузка: до 2 пассажиров
  • Вооружение - одна 30-мм пушка 2А42 с 300 патронами
  • Боевая нагрузка - 1605 кг на 4 узлах подвески: 4х4 ПТУР Штурм или Атака-В и 2 ПУ УВ-20-57 20х55-мм или УВ-20-80 20х80-мм НУР или 2 ПУ с 130-мм НУР. Возможна установка 2х2 УР воздух-воздух Р-60, контейнеры с 23-мм пушками или 30-мм гранатометами или 12.7-мм или 7.62-мм пулеметами, или 500-кг бомбы, или постановщики мин. Под крыльями - 16 ПТУР Вихрь

Сергей Карамаев

подписаться Обсудить  
Другие материалы
Кровь, боль и пот
«Мотор» на своей шкуре узнал, как работают механики гоночной команды
Украшение строптивого
Чехи создали лучший автомобиль в своей истории, и мы на нем поездили
На правильных колесах
Фотогалерея лучших машин с ежегодного фестиваля Wörthersee
Ватикан своими руками
Английский пенсионер превратил свой дом в копию Сикстинской капеллы
Здравствуй, дерево
Что, где, когда: гид по деревянной Москве
Не все включено
Россияне готовятся отдыхать за границей по новой схеме
У собаки Бали
Падение ставок аренды квартир в Москве усложнило жизнь дауншифтерам
Все дороги ведут на Три вокзала
Сколько стоит жилье в самом неоднозначном районе центра Москвы
Хмельное довольствие войны
Часы продажи алкоголя, танки на кальвадосе и сухое шампанское как вкус победы — этим мы тоже обязаны Первой мировой
Царь-танк Плоды сумрачных гениев
Пулеход, эпициклоид, голубь-бомба, клеевая пушка и другие курьезные изобретения Первой мировой войны
Химия и смерть
22 апреля исполнилось 100 лет со дня газовой атаки под Ипром
Трофеи, взятые германскими войсками после разгрома армии Самсонова в Мазурских болотах  Ни шагу назад!
Первые заградотряды Первой мировой войны
Фон Гинденбург наблюдает за колонной военнопленных армии Самсонова. Мазурские озера, август 1914 года Записки полкового врача. Окончание
Армия Самсонова, немецкий плен, у белых, у красных, мирная жизнь…
Вернуть потерянное лицо
Как Первая мировая война повлияла на пластическую хирургию
Русские военные медики в немецком плену (1914-1918). Криворотов К.В. — в центре, спиной к березе. Записки полкового врача
Материалы переданы для публикации правнучкой участника Русско-японской и Первой мировой войн
Немецкие солдаты покупают газету у русского мальчика, 1914-1918 годы «Распятый солдат» и «Младенец с отрезанными руками»
Книга Виктора Барабаша, Геннадия Бордюгова и Елены Котеленец «Государственная пропаганда и информационные войны»
Как Ким Ильсон стал Ким Чен Иром
Андрей Ланьков о том, как правильно читать и произносить корейские имена и фамилии
«Славянский дух подпитал Путина и нас»
Делегаты XII Всеславянского собора обсудили, как победить однополый фашизм Запада и предложили запретить дарвинизм
Почему Россия не Бразилия
Бразильский экономист Педро Росси и российский политолог Татьяна Ворожейкина о сходстве и различиях между нашими странами
«Лучше пусть прячутся по подвалам»
Российские ученые о проблемах интеграции мигрантов в России, Европе и США
«Приезд Екатерины II в Казань», художник Ильяс Файзуллин. 2005 год «Невозможно дать общего воспитания многочисленному народу»
Книга историка Клауса Шарфа «Екатерина II, Германия и немцы»
Дворцовая площадь, Санкт-Петербург, 9 января 1905 года «Реформы в России были даны под дулом револьвера»
Историк Олег Будницкий о невыученных уроках первой русской революции