Итак, они договорились. Еще недавно бескомпромиссные соперники Сергей Багапш и Рауль Хаджимба пожали друг другу руки и скрепили внезапно воцарившийся мир скупым мужским поцелуем. Отныне они в одной команде и уже завтра, засучив рукава, начнут реанимировать некогда знаменитую "всесоюзную здравницу", скатившуюся за последние годы до обидного уровня "мандариновой республики". Вспышки фотокамер, удивленные лица корреспондентов, натянутые улыбки кандидатов и аплодирующий за их спинами заместитель генерального прокурора России. Спектакль окончен.
С первого момента появления Хаджимбы и Багапша на пороге летней резиденции Владислава Ардзинбы было очевидно: они договорились вовсе не о том, о чем рассчитывали. Слишком уж театральными были их эмоции и разглагольствования о преодолении кризиса, слишком уж растерянным выглядел победивший, по мнению ЦИК и совета старейшин, Багапш, слишком немногословно комментировал сенсационное соглашение Хаджимба. Единственным человеком, на чьем лице играла совершенно искренняя улыбка, был зампрокурора Колесников. При взгляде на него создавалось впечатление, что это не его принимали с традиционным кавказским размахом претенденты на абхазский престол, а он их в своей резиденции в центре Москвы.
Ощущение это еще более укрепилось, когда после несколько невнятных заявлений соперников о "великом достижении" и объединенном народе, Колесников безапелляционно объявил в Абхазии общенациональный праздник по случаю преодоления кризиса. А после того, как заместитель генпрокурора России широким жестом пообещал открыть границу между своей страной и непризнанной республикой, всем стало очевидно, кто в доме хозяин. При этом, Колесников, очевидно не утруждающий себя дипломатическими тонкостями, невольно раскрыл истинные причины манипуляций с границей.
Ведь и непосвященному в хитросплетения кремлевской внешней политики человеку понятно, что даже столь высокопоставленный российский правоохранитель не имеет достаточных полномочий, чтобы решать вопросы об открытии тех или иных границ страны. И та легкость, с которой было сделано столь серьезное на первый взгляд заявление, свидетельствует о том, что и закрывая границу, российское руководство руководствовалось вовсе не заботой о безопасности своих рубежей, а банальной обидой на строптивых соседских избирателей, отдавших предпочтение "не тому, кому надо".
От каждого из нас зависело очень многое. Самое великое достижение – что мы объединили народ, и я хочу сказать спасибо Раулю Джумковичу. Завтра начнется подготовка, затем большая сложная работа.
Надо сказать, что до самого вечера ничто не предвещало столь странного финала. Вооруженные сторонники обоих претендентов все так же блокировали комплексы административных зданий, Сергей Багапш по-прежнему настаивал на своей инаугурации, которая должна была состояться 6 декабря, офис действующего президента республики Владислава Ардзинбы продолжал обвинять его в попытке совершения государственного переворота. Ближе к полудню администрация премьер-министра Абхазии распространила сообщение о достижении сторонами соглашения по поводу проведения второго тура выборов, которое чуть позже было дружно опровергнуто соперниками. Более того, представители Багапша недвусмысленно дали понять, что их патрон примет президентскую присягу независимо от того, будет ли находиться в своей резиденции Владислав Ардзинба, и будут ли в его руках символы государственной власти.
И вдруг, буквально в последний момент, стороны договорились. Причем не просто о проведении второго тура выборов, на чем так настаивал Ардзинба и ради чего Россия перекрыла мандариновую "дорогу жизни" на реке Псоу, а о создании единого предвыборного блока, в котором Багапшу отводится роль президента, а Хаджимбе - его заместителя с "расширенными полномочиями". О том, от какого именно предложения заместителя генерального прокурора России не смогли отказаться ни тот ни другой претендент, можно только гадать. Трудно предположить, что, будучи еще несколько часов назад готовыми к вооруженному противостоянию, Багапш и Хаджимба вдруг вспомнили о страданиях своего народа и решили сделать все от них зависящее, чтобы не допустить гражданской войны. Здесь важнее другое.
.title Досье VIP.LENTA.RU
Политическая жизнь несуществующей республики
Усмирение грузинских окраин
Подобный поворот событий, вызвавший столь бурную радость у Владимира Колесникова, свидетельствует об очередном фиаско Кремля на пути к укреплению собственного влияния в некогда братских республиках. Продемонстрировав готовность идти на самые крайние меры, вплоть до лишения жителей Абхазии, многие из которых являются гражданами России, единственного источника существования, Москва так и не смогла убедить их сделать "правильный" демократический выбор и была вынуждена идти на компромисс, пытаясь сохранить лицо. Результатом этой "политики" стало появление в республике немыслимого ранее - антироссийских настроений. Об этом еще не принято говорить в открытую, оба кандидата в президенты все так же клянутся в вечной преданности своему северному соседу, но люди, стоящие с оружием в руках на улицах, куда откровеннее.
Да и в крепость внезапной дружбы Багапша и Хаджимбы верится с большим трудом. Уже сегодня первый заявил о необходимости провести повторные выборы 26 декабря, а второй ответил на это категорическим несогласием. Их вооруженные сторонники не проявляют стремления покинуть оккупированные правительственные здания и ждут объяснений. Которых, вероятнее всего, нет.
Андрей Воронцов