Настоящим большевикам не привыкать к гонениям со стороны властей. В свое время пламенные революционеры, во всяком случае та их часть, которая не жила в Швейцарии, провели в совокупности не один десяток лет в Таруханском и иных неблагоприятных для жизни краях. Казалось бы, подобная экзотика навсегда стала достоянием истории. Однако, как это часто бывает, исторические события возвращаются вновь, на этот раз в виде фарса.
Вчера Тверской суд Москвы признал виновными в хулиганстве с применением предметов, используемых в качестве оружия, а также в умышленном уничтожении имущества семерых членов Национал-большевистской партии (НБП), участвовавших в августе этого года в захвате здания Министерства здравоохранения и социального развития. Подсудимых, без установления персональной вины каждого, приговорили к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
Полагаю, что в рамках современной уголовно-правовой политики приговор, в котором решен вопрос о реальном лишении свободы сроком на пять лет в колонии общего режима, является неоправданным как с точки зрения характера действий, так и с точки зрения личностей осужденных.
По утверждению самих "большевиков", свою акцию они провели в знак протеста против монетаризации социальных льгот. А Министерство здравоохранения было выбрано в качестве объекта нападения потому, что именно в его недрах и зародился проект реформы. К захвату здания "лимоновцы" подготовились основательно. В их распоряжении была форма с символикой МЧС, респираторы, два строительных пистолета (именно их следствие сочло предметами, которые можно использовать в качестве оружия), металлические уголки, которыми в дальнейшем были блокированы двери, и петарды. Утром 2 августа группа членов НБП проникла в здание на Неглинной и захватила несколько кабинетов на втором и третьем этажах.
После этого из окон были вывешены партийные знамена, и "большевики" начали бросать на улицу петарды и листовки. Самым драматичным стал эпизод с выбрасыванием из окна портрета президента России Владимира Путина. Видимо, именно это событие и подвигло власти на решительные действия. Через несколько часов (что само по себе является очень странным, если учесть, что в центре столицы было захвачено административное здание), милиции удалось выдворить нацболов и препроводить их "куда следует". В отношении семерых - Кирилла Кленова, Олега Беспалова, Анатолия Глоба-Михайленко, Сергея Ежова, Максима Громова, Григория Тишина и Анатолия Коршунского - возбудили уголовное дело.
С самого начала процесса, который проходил в условиях экстремальных мер безопасности, было очевидно, что рассчитывать на снисхождение бунтарям вряд ли придется. Дело было передано судье Елене Сташиной, уже вынесшей однажды суровый приговор двум другим членам НБП, избившим, как полагало следствие, милиционера во время одного из митингов. Примечательна была и речь прокурора, требовавшего заключения нацболов в колонию потому, что "содержание подсудимых на поселении может негативно повлиять на содержащихся там же лиц, совершивших менее тяжкие преступления".
В ходе слушания также произошли несколько эпизодов, которые даже несведущему в тонкостях российского судопроизводства человеку могут показаться странными. По утверждению адвоката Дмитрия Аграновского, двое из подсудимых были избиты конвоирами во время одного из перерывов. Однако кровоподтеки на их лицах не убедили суд в необходимости пригласить врачей. Более того, в последовавшем позже заявлении защитников об отводе всего состава суда председательствующая Елена Сташина усмотрела неуважение к суду и определила направить выписку из протокола судебного заседания в прокуратуру.
Вы, большевики, у власти были, вы моего прадеда к стенке поставили как буржуя! И глазом никто не моргнул! Ненавижу я вашу власть большевистскую! Поняли? Ненавижу! Коммунисты проклятые! А что вы со страной делали?! А когда вы беременным женщинам саблями пузы рубили?! Вам было жалко?! Вы борцы за классовую идею? Да?! Стреляйте в меня! Повесьте! Ненавижу вас, коммуняки проклятые! Поняли?! Всегда буду вас ногами топтать!
В итоге - приговор, жесткость которого удивила даже людей, далеких от идей соратников Эдуарда Лимонова. Елена Сташина назначила обвиняемым максимальные сроки, которые требовал прокурор. Что касается самого обвинителя, то его излишняя эксцентричность, проявленная уже после суда во время беседы с родителями осужденных, практически не оставила сомнения в том, что участь нацболов была решена с самого начала.
Однако одним лишь осуждением захватчиков здания министерства борьба с "большевиками" не ограничилась. Ближе к вечеру стало известно, что лидер красноярского отделения Национал-большевистской партии Андрей Сковородников приговорен к шести месяцам исправительных работ за оскорбление президента России. Сковородников разместил на одном из интернет сайтов текст с нецензурными выражениями в адрес Владимира Путина.
А уже сегодня сотрудники милиции и ФСБ произвели обыск штаба Национал-большевистской партии (НБП). Были изъяты все находившиеся в помещении компьютеры, 11 человек было задержано. Как заявил корреспонденту "Ленты.ру" заместитель главного редактора издаваемой НБП газеты "Лимонка" Анатолий Тишин, обыск в штабе завершился погромом, в ходе которого пропал архив издания. Несколько человек из числа активистов партии получили различные повреждения, и их пришлось отправить в больницу.
Сам Эдуард Лимонов полагает, что действия властей являются ответом на недавний захват членами его организации приемной президента России. Прокуратура Центрального административного округа столицы инкриминировала задержанным нацболам обвинения по статье 167, части 2, УК РФ ("Умышленного уничтожения или повреждения имущества в крупном размере"), статье 214 УК РФ ("Вандализм") и статье 278 УК РФ ("Насильственный захват власти").
В целом, последние события производят весьма странное впечатление. Да, действительно, факты захвата имели место, имела место и порча имущества, вероятно, даже именно в тех масштабах, о которых заявили представители Министерства здравоохранения. Однако причисление строительных пистолетов к оружию, а именно это обстоятельство серьезно "утяжелило" все дело, выглядит более чем странно. В таком случае, не менее опасным оружием стоит считать дрель с перфоратором или молоток, которые есть практически в каждом доме. А уж об обладателях приусадебного инвентаря и говорить не приходится. Вилы всегда считались в России хорошим аргументом в жарком споре. Еще более впечатляющим выглядит обвинение в попытке насильственного захвата власти.
Похоже, что государство в лице его органов правосудия, не раз отличавшихся настоящей гуманностью по отношению к самим власть предержащим, совершившим куда более серьезные правонарушения, просто испугалось. И решило преподать всем стремящимся к противостоянию с государственными органами наглядный урок. Который выглядит удивительно актуальным на фоне событий, происходящих в соседней Украине. И тут стоит вновь обратиться к истории. В 1913 году, когда революционные партии были почти полностью разгромлены и их лидеры рассеяны на пространствах от Западной Европы до Сибири, когда царствующая династия отмечала 300-летие своего правления, никому и в голову не могло прийти, что ровно через четыре года весь этот колосc рухнет и... произойдет то, что произошло потом. Остается только пожелать, чтобы история выполнила свою традиционную функцию и на это раз обернулась простым фарсом.
Андрей Воронцов