В минувшую пятницу стало известно, что Министерство обороны России собирается сделать один из самых крупных оборонных заказов за последние годы. Речь идет о закупке сразу трехсот ударных вертолетов Ми-28Н. Этот заказ знаменует собой окончание целой эпохи в российской авиации, когда на вооружении стояли вертолеты третьего поколения Ми-24, Ми-8, а также целая линейка камовских "морских" машин.
Необходимость в поставке на вооружение принципиально нового вертолета назрела уже давно. Несмотря на серию модернизаций, неплохой для своего времени Ми-24 к началу нынешнего тысячелетия уже окончательно устарел. Как известно, при достаточно хорошо проработанном планере (корпус летательного аппарата вместе с кабиной, хвостовым оперением и крыльями) срок службы самолета или вертолета можно продлить в несколько раз. Для этого на него достаточно установить новое оборудование и вооружение. Однако сделать из Ми-24 вертолет четвертого поколения, даже навесив на него все мыслимые электронные системы, увы, уже невозможно. Эта машина конструктивно не удовлетворяет требованиям современной войны.
К тому же войны, которые вели Россия в Чечне и в Афганистане или США в Ираке, показали, что вертолеты являются крайне востребованным видом вооружения как в полномасштабном конфликте (если таковым можно назвать первую фазу войны в Ираке), так и в ходе партизанской войны, причем появившиеся у партизан-боевиков зенитно-ракетные комплексы практически не оставляют шанса старым машинам. А что уж говорить о современных средствах ПВО, которые могут быть задействованы в полномасштабных военных действиях...
В Ираке вертолетчики оказались самыми настоящими ангелами-хранителями оккупационных сил. В ходе этой войны (а происходящее в настоящее время противостояние между оккупационными силами и повстанцами вполне можно назвать войной, в которой не задействована разве что стратегическая авиация) американцы отработали тактику использования всех типов вертолетов - ударных, транспортных, специального назначения. И каждый из них оказался не просто на своем месте, но и стал незаменимым помощником пехоты, бронетехники, спецназа.
В частности, с самой лучшей стороны проявили себя ударные вертолеты "Апач" (AH-64 Apache), особенно в самом начале боевых действий, когда "работали" на острие рвавшихся к Багдаду бронетанковых колонн американской армии. Они обнаруживали укрепленные пункты армии Саддама, отыскивали танки и артиллерию, укрытые в засадах, и очищали путь танкам и бронетранспортерам. Они расстреливали вражескую бронетехнику, уничтожали скопления солдат, разрушали здания и укрепления, в которых укрывались иракцы.
После победы над регулярными иракскими частями, когда войска коалиции оккупировали страну и война перешла в фазу партизанской, работы "Апачам", конечно, стало меньше, но тем не менее они постоянно используются для патрулирования районов, где деятельность повстанцев особенно активна. Ударные вертолеты, к примеру, широко применялись во время штурма Фаллуджи. Они постоянно барражировали над городом, уничтожая очаги сопротивления и отдельные огневые точки противника.
Российские "Крокодилы" - ударные вертолеты Ми-24 - также показали себя с самой лучшей стороны во время проведения спецоперации на Северном Кавказе. Однако, как отмечают специалисты, этим машинам не хватало современного оборудования, позволяющего летать ночью и в плохих погодных условиях. Боевики, действуя из засад, довольно успешно применяют против них ПЗРК отечественного и иностранного производства. По мнению авиационных экспертов, чтобы успешно бороться с такими зенитными комплексами, существующих систем защиты мало - самым лучшим способом является увеличение общей боевой живучести аппарата за счет определенных конструктивных решений. Именно это и стало одной из главных конструкторских задач при проектировании нового вертолета.
Концепция ударного вертолета происходит от самолета-штурмовика, который появился в начале Второй мировой войны. Тогда советские Ил-2 стали настоящей революцией в военной авиации. Это были самолеты, способные обеспечить поддержку наземным войскам непосредственно на поле боя, оперативно реагируя на изменяющуюся обстановку, ювелирно уничтожая объекты противника во время боестолкновения и выживая во время обстрела с земли. Для этого требовался тяжелобронированный самолет с ракетным и пушечным вооружением, достаточно маневренный и неприхотливый в обслуживании. Ил-2, у которого все жизненно важные части были закрыты броней, оказался идеальным самолетом для этих целей. Невероятно живучий, с большой огневой мощью, этот самолет "работал" на высотах до нескольких десятков метров над землей, зачастую возвращаясь на аэродром с дырами в планере от немецких зенитных снарядов. За свои боевые качества он получил среди немецких солдат прозвище "черная смерть".
Советские пилоты дали Ил-2 другое, не менее громкое прозвище - эти самолеты назывались "летающими танками". Такое имя они получили за свою броневую защиту и высокую огневую мощь. Современные ударные вертолеты вполне соответствуют концепции штурмового самолета - они имеют хорошую бронезащиту, а их вооружение вполне сопоставимо с тем, которое устанавливают на штурмовики. На Ми-28, к примеру, установлена 30-миллиметровая автоматическая пушка 2А42, которую "сняли" с БМП-2. Минутный залп 2А42 весит 301 килограмм (у 30-миллиметровой пушки М-230 "Апача" минутный залп весит 147 килограммов).
Ми-28 и его модификации являются классическими ударными вертолетами четвертого поколения. В отличие от своего предшественника, он способен выполнять более широкий круг задач практически в любых погодных условиях. Стоит, правда, оговориться: погодные условия нипочем как раз той модификации с индексом "М", которую собирается закупать Минобороны, а в своем изначальном виде Ми-28 вызвал массу нареканий, в первую очередь, за неспособность действовать ночью и в туман. Этот недостаток проявился особенно ярко во время испытаний в Швеции, где Ми-28 летал вместе со своим американским конкурентом. Тогда шведы отметили отличные летные характеристики российской машины, однако решающим фактором, который перевесил все достоинства милевской машины, оказалось отсутствие приборов, которые позволяли бы ей летать ночью. На машинах серии "Н" этот недостаток исправлен. Теперь вертолет оснащен комплексом бортового радиоэлектронного и приборного оборудования, обеспечивающим применение оружия и решение пилотажных и навигационных задач днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях на предельно малых высотах с автоматическим огибанием рельефа местности и облетом препятствий. Это дает ему возможность вертолету скрытно подкрадываться к цели и атаковать ее неожиданно, лишая возможности подготовиться к отражению атаки.
Программа создания вертолета Ми-28Н - это крупнейшая реализованная авиационная отечественная программа, в которой принимали участие наряду с ведущим разработчиком и ведущие предприятия ВПК России"
Правда, тактика применения вертолетов в российских Вооруженных силах отличается от натовской, которая строится на атаках "из засады". На Западе принято укрываться в складках местности, внезапно взлетая и выпуская ракеты с большой дистанции. Для этого необходимо четкое взаимодействие с другими родами войск, а именно - с разведчиками, которые возьмут на себя работу по целеуказанию и "наведению" машины. Российские вертолетчики атакуют цель с ходу, действуя почти как самолеты-штурмовики. Это определило еще одну особенность Ми-28 - он весьма живуч. Броня закрывает все важные узлы машины, защищая от попаданий не только пуль крупнокалиберных пулеметов, но даже от снарядов 23-миллиметровых пушек. Конструкция Ми-28Н позволяет выдержать столкновение с землей на скорости до 15,4 метра в секунду, тогда как для "Апача" этот показатель не превышает 11,6 метра в секунду.
По сравнению со своим предшественником Ми-24, Ми-28 требует меньше времени на предполетную подготовку. Вертолет обладает большим запасом автономности - его можно эксплуатировать долгое время вдали от авиабазы, обслуживая силами экипажа. Наличие "танковой" пушки позволяет также решить проблему унификации боеприпасов. Эта пушка, правда, обладая немалыми достоинствами, имеет и определенные недостатки. В частности - сильную отдачу, которая вынудила инженеров укрепить элементы конструкции шарнирной установки, что, в свою очередь, привело к утяжелению вертолета в целом. Зато, как уверяют авиаконструкторы, проблема чрезмерной отдачи пушки 2А42 практически решена.
Между тем, несмотря на бодрые заявления военных чиновников, пока вертолетчикам обольщаться не следует. Хотя мнению главкома ВВС России генерала армии Владимира Михайлова, который присутствовал на летных испытаниях новой машины на предприятии "Росвертол", "аналогов этому вертолету в мире нет", Вооруженные силы России будут получать их "по капле". К 2010 году армия получит 50 машин, но первые из них - лишь в 2007 году. Причина этого, как обычно, кроется в недостатке финансирования. Остается надеяться, что к тому времени, когда все 300 Ми-28Н встанут в строй, это поколение боевых машин еще не устареет настолько, что боевики и прочие вероятные противники российской армии научатся сбивать их с земли из стрелкового оружия.
Павел Аксенов