Вечером 2 февраля в Махачкале был убит заместитель министра внутренних дел Дагестана, генерал МВД Магомед Омаров. Замминистра и его охранников расстреляли из автоматов в центре города не особенно поздним вечером - примерно в половине девятого. Трое охранников и сам генерал скончались на месте, еще один охранник с тяжелыми ранениями госпитализирован. Он прооперирован, но уже более двух суток находится в коме, и допросить его не представляется возможным.
В МВД Дагестана утверждают, что убийство, скорее всего, совершили экстремисты, желавшие отомстить Омарову за разгром банды Муслима или ликвидацию Гелаева. Эта версию пока называют основной.
Превратности большой любви
Магомед Омаров уже много лет являлся замминистра внутренних дел и входил в круг наиболее влиятельных в республике политиков. Замминистра исполнял обязанности начальника милиции общественной безопасности. В его компетенцию, помимо прочего, входило и разрешение конфликтов, возникающих в республике, а также обеспечение безопасности самых громких судебных процессов в Махачкале (в том числе и суда над чеченским боевиком Салманом Радуевым, на процессе по делу которого Омаров выступал свидетелем).
Генерал также лично отвечал за безопасность региональных выборов, которые сопровождались многочисленными столкновениями между противоборствующими сторонами. В 1999 году он был награжден Орденом Мужества. По словам начальника пресс-службы МВД республики Абдулманапа Мусаева, Омаров был очень популярен в Дагестане, и люди называли его "народный генерал".
Тем не менее, враги у народного любимца были. Весной 2003 года генерал пережил покушение. 12 мая, когда Омаров ехал на работу, его "Волгу" попытались взорвать. Самодельный фугас был установлен на переезде через железную дорогу в районе Ленинского проспекта. Он сработал, когда машина Омарова оказалась на переезде. В результате взрыва замминистра был контужен. Его водителя госпитализировали с легким ранением. С тех пор Омаров пересел на бронированные иномарки.
В это время я стоял на остановке... И еще до того, как к перекрестку подъехали милицейские машины, у Кукольного театра появился мужчина среднего роста, одетый в длинную черную куртку или полупальто. Чуть поодаль, в районе гостиницы "Ленинград", расположились еще двое мужчин в такой же одежде. Примерно в 20.35 белая "Нива" и серебристая "девятка" остановились у светофора. Горел красный цвет. И тут все началось. Мужчина, который стоял рядом со мной, свистнул своим подельникам. Те резко побежали к машинам с милиционерами, на ходу вытаскивая автоматы из-под одежды. В то же время сзади к "девятке" подъехал серебристый ВАЗ-2109 с тонированными стеклами. Раздались хлопки. По машинам с милиционерами стреляли сразу с трех точек одновременно: мужчина со стороны театра, двое – со стороны гостиницы и один – из машины.
После теракта пошли слухи о натянутых отношениях Омарова с его непосредственным начальником - министром МВД Дагестана Адильгиреем Магомедтагировым. Но спустя 10 дней после покушения был задержан подозреваемый - 23-летний неработающий житель Каспийска Сагид Магомаев. Другие сведения о задержанном не сообщались в интересах следствия, однако "милицейский" след из дела исчез, и больше тема отношений Омарова с начальством не поднималась. Эту версию ни политики, ни сотрудники правоохранительных органов больше никогда не упоминали - после убийства Омарова ее вспомнили лишь журналисты.
Минута на убийство
Преступление было тщательно подготовлено. Все свидетели, оказавшиеся поблизости от места происшествия, утверждали, что огонь по машине Омарова и автомобилю сопровождения велся прицельный. Более того, ряд очевидцев происшедшего утверждал, что убийцы заранее явились на перекресток и ждали кортеж генерала.
Сигнал к нападению подал мужчина, находившийся возле театра. Он же первым открыл огонь по кортежу, затем начали стрелять двое мужчин, карауливших на противоположной стороне улицы. А потом подъехали и "Жигули", водитель которых также обстрелял кортеж. По официальной же версии, стреляли из двух автомобилей "Жигули" девятой модели, проезжавших мимо кортежа. На этих "Жигулях", в чем сходятся все свидетели, убийцы потом и скрылись.
Две брошенные и подожженные "девятки" были найдены оперативниками не позже чем через час - на улице Батырая и на улице Пирогова. В салонах машин обнаружили три автомата, рожки к ним и несколько гранат. Высказывалось предположение, что именно этими машинами и оружием пользовались убийцы. Уцелели ли в машинах и на оружии какие-либо следы, позволяющие определить их принадлежность, пока не сообщалось.
Потусторонние силы
Если верить СМИ, вечер 2 февраля выдался поразительно удобным для нападения на Омарова. Сообщалось, что в этот день в городе были снежные заносы и на улицах образовались пробки. В результате кортеж замминистра двигался со скоростью около 30-40 километров в час. А перед перекрестком улиц Ленина и Ярагского скорость и вовсе пришлось сбросить почти до пешеходной.
Разговор с генералом Омаровым состоялся у нас несколько дней назад. Генерал был явно обеспокоен, что о всех его передвижениях узнают те люди, для которых вся эта информация, мягко говоря, лишняя. Генерал совершенно конкретно сказал, что в системе МВД есть "крот", причем в звании не ниже подполковника.
Но гораздо интереснее, что напали на Омарова в тот самый день, когда он ехал не на бронированной иномарке, а на обычной "Ниве". По сведениям "Времени новостей", бронированный "Мерседес" генерала вышел из строя несколько месяцев назад, а выделенный ему бронированный "БМВ" сломался непосредственно 2 февраля. По сведениям же других СМИ, бронированную машину должны были отремонтировать ко 2 февраля, но не успели. Сообщалось также, что замминистра пообещали, будто автомобиль будет готов уже 3 февраля.
Так или иначе, все СМИ сходились на том, что 2 февраля, вопреки обыкновению, генерал ехал на самой обычной машине. И, как утверждал телеканал ТВЦ со ссылкой на неназванного близкого к генералу человека, информацией о том, что в этот вечер Омаров был практически беззащитен, располагал очень узкий круг людей. Однако утечка информации произошла. Сам генерал подозревал, что в системе МВД республики действует "крот". А когда его спрашивали, откуда он мог там взяться, Омаров многозначительно говорил: "Из-за гор".
Версии следствия
По факту убийства генерала прокуратура Дагестана возбудила уголовное дело по статье 222 ("незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия") и статье 317 ("посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа") Уголовного кодекса России. Есть ли у следствия хотя бы подозрения о существовании "крота" в структуре МВД Дагестана, никто из представителей правоохранительных органов пока не говорил.
Он лично много раз принимал участие в различного рода операциях по обезвреживанию боевиков, и у него было много врагов как среди местных бандитов, так и среди участников незаконных вооруженных формирований. Пока мы не склоняемся к конкретным персоналиям. Нужно выяснить весь возможный круг подозреваемых. У нас достаточно много свидетельских показаний, но о них я рассказывать не могу, они носят конфиденциальный характер.
В то же время, согласно сообщениям СМИ, основная версия у следствия уже есть. Утверждается, что следователи отбросили предположения о конкурентной борьбе, как за власть с коллегами, так и за материальные блага. Хотя брат Магомеда Омарова Джамалудин занимает пост мэра Каспийска - города, который очень важен для браконьеров, промышляющих добычей осетровых и черной икры - нападение на генерала не связывают с этим обстоятельством. В телефонном разговоре с корреспондентом "Московских новостей" один из дагестанских политиков отмел версию о том, что убийство могли заказать конкуренты: "Это сколько нужно заплатить денег, чтобы убийцы пошли на расстрел автомашины заместителя министра в центре города в оживленное время!"
Остается, как заявляют официальные представители МВД Дагестана, "ваххабитский" след, причем совершенно неясно, причастность какого именно персонажа к убийству более вероятна. Дело в том, что Омаров в качестве начальника милиции общественной безопасности руководил операцией в Махачкале и Каспийске, где были убиты боевики Расула Макашарипова (Муслима). Сам Макашарипов ушел, но на сайтах чеченских экстремистов появилось сообщение, что он обещал отомстить.
Кроме того, генерал участвовал в операции по преследованию лидера чеченских экстремистов Руслана Гелаева, который был убит в конце февраля 2004 года. По некоторым сведениям, Шамиль Басаев и Доку Умаров (на счету которого убийства сотрудников МВД Ингушетии и Чечни во время рейдов боевиков летом 2004 года) пообещали отомстить за Гелаева.
Загадка террористов
Однако и Доку Умаров, и Шамиль Басаев, который охотно брал на себя ответственность за любые громкие теракты, будь то нападение на Ингушетию 22 июня 2004 года или захват школы в североосетинском городе Беслан 1-3 сентября 2004 года, хранят смиренное молчание. Между тем в причастности к двум вышеупомянутым терактам Басаев признался задолго до того, как Генпрокуратура признала его организатором этих акций.
С точки зрения воздействия на умы граждан это молчание ничем не оправданно, тем более что месть за убийство соратников была публично обещана. Возможно, у Басаева и Умарова есть какая-то причина хранить тайну? Или же лидеры чеченских боевиков не имеют к убийству отношения? И загадочный "крот" генералу только примерещился? Эти вопросы будет решать следственная группа МВД России, которая уже работает в Дагестане.
Мария Мстиславкая