Новости, поступающие сейчас из Украины, создают для многих россиян непреодолимый соблазн. Очень хочется сказать, что голосуй - не голосуй, а передела собственности не избежать. То есть не важно, насколько управляемой является демократия - предприятия все равно рано или поздно меняют владельцев при непосредственном участии власти. Можно не сомневаться, что во время одного из своих ближайших выступлений президент Путин попеняет западной общественности за украинскую "Криворожсталь" так же, как он уже пенял ей за события в Косово. "Вот видите, не только Россия борется с незаконной приватизацией", - скажет наш президент. И будет не прав.
Действительно, одним из первых решений нового правительства стала национализация "Криворожстали". Премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что кабинет министров аннулировал все документы о приватизации этой компании и что процесс ее возвращения в госсобственность пройдет в максимально сжатые сроки.
"Криворожсталь" является ведущим украинским производителем металлопродукции, и ее доля на рынке достигает двадцати процентов. В частных руках эта компания не успела пробыть и десяти месяцев - она была приватизирована в июне 2004 года. При этом приватизировать "Криворожсталь" тогда не хотел никто, кроме президента Кучмы и его окружения.
Для того чтобы продать предприятие, Кучме пришлось воспользоваться правом вето и наложить его на парламентский запрет на проведение соответствующего приватизационного конкурса. Громче всех против приватизации "Криворожстали" выступали как раз Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко, требовавшие отложить продажу госсобственности до окончания президентских выборов.
Объем реализованной продукции - 7336,0 млн. грн., что на 30,2% больше, чем за 9 месяцев 2003 года.
Объем товарной продукции - 7 369,0 млн. грн., что на 34,1% больше, чем за 9 месяцев 2003 года.
Рентабельность товарной продукции - 39,48 %.
Прибыль до налогообложения – 1970,1 млн. грн., что на 55% больше, чем за 9 месяцев прошлого года.
Среднесписочная численность трудящихся на ОАО «Криворожсталь» - более 55 тыс. человек.
Среднемесячная зарплата по предприятию – 1219,7 грн.
В течение 9 месяцев 2003 года комбинат «Криворожсталь» перечислил в бюджет и фонды 1 млрд. 34 млн. грн., что на 52,2 млн. грн. больше, чем за 9 месяцев прошлого года. В том числе в государственный - 700,3 млн. грн., в местный – 106,3 млн. грн.
Представители тогдашней оппозиции предполагали, что приватизационный конкурс не мог быть проведен честно за полгода до ухода Кучмы с президентского поста. Если верить летним публикациям в прессе, их опасения оказались небезосновательными. Первоначально купить 93,02% акций ОАО "Криворожсталь" хотели очень многие компании. Среди них были российские "Северсталь" и "Евразхолдинг", а также индийская TATA Steel. Однако фаворитом конкурса считался консорциум, в состав которого входили LNM Group и US Steel. Эти компании были готовы заплатить за "Криворожсталь" более 1,2 миллиардов долларов при стартовой цене компании в 700 миллионов.
Незадолго до конкурса кто-то из журналистов спросил у представителей LNM, что они будут делать, если украинское предприятие достанется кому-то другому. Ответ был следующим: "Мы такой вариант даже не рассматриваем, уверены - здравый смысл победит!". Тем не менее, в мае 2004 года Фонд госимущества (ФГИ) Украины преподнес претендентам на покупку "Криворожстали" сюрприз - к участию в конкурсе были допущены только компании, не менее трех лет производившие кокс на украинской территории и не менее двух лет - с прибылью.
Таким образом, единственным серьезным потенциальным покупателем и оказался украинский Инвестиционно-металлургический союз (ИМС). Чего-то подобного и можно было ожидать, учитывая, что 56,25% акций этого союза принадлежали ведущему предпринимателю из группы "донецких" - Ринату Ахметову, а 43,75% - Виктору Пинчуку, зятю Леонида Кучмы. За предприятие они заплатили 800 миллионов долларов, то есть всего на 100 миллионов больше стартовой цены.
Вот почему обещание оспорить итоги приватизации "Криворожстали" стало одним из главных пунктов предвыборной программы Виктора Ющенко. В своих речах он упоминал это предприятие почти так же часто, как Катон Старший - Карфаген. Так что национализация "Криворожстали" в случае победы оппозиции на выборах была вполне ожидаемым событием, с которым все успели заранее смириться.
Хотя первые попытки оспорить приватизацию "Криворожстали" предпринимались еще летом, тогда Шевченковский суд отклонил все иски. Однако 28 января 2005 года все волшебным образом изменилось - Печерский районный суд Киева наложил запрет на операции с акциями "Криворожстали", находящимися на балансе ИМС, и позволил ФГИ отменить результаты конкурса. Слушания по делу о приватизации "Криворожстали" начнутся 18 февраля.
Как только "Криворожсталь" национализируют, ее тут же продадут опять. Все участники прошлогоднего конкурса, включая US Steel, уже заявили, что с удовольствием сделают еще одну попытку купить украинское предприятие. Треть вырученных за него денег будет направлена в фонд будущих поколений, а две трети - на финансирование социальных программ.
Таким образом, революционное украинское правительство пока действует в полном соответствии со своими обещаниями. О намерении пересмотреть итоги приватизации Ющенко заявлял не раз. Сейчас в Киеве активно обсуждается вопрос о том, какие еще компании могут стать объектом революционного передела собственности. В этом контексте упоминается, в частности, ведущий украинский оператор сотовой связи "Киевстар GSM" - партнер российского "Вымпелкома". Вообще же украинский кабмин пообещал провести "глубокий, системный анализ всех приватизационных процессов, прошедших в стране".
Вместе с данным Юлией Тимошенко обетом создать дистанцию между властью и бизнесом, нынешние украинские события и правда могут вызвать у российского наблюдателя ощущение "дежа вю" и прямые ассоциации с недавними событиями в нашей стране. Однако некоторые особенности не дают никаких оснований перепутать "дело "ЮКОСа" с "делом "Криворожстали".
Главное, что отличает первое от второго - это технология процесса. Если Путин признал связь событий вокруг НК и несправедливых приватизационных аукционов лишь после того, как "ЮКОС" по абсолютно другому поводу уже оказался в руках близких Кремлю людей, то последовательность событий на Украине - обратная. Сначала Ющенко долго говорил о необходимости отменить итоги приватизации "Криворожстали", а потом его правительство именно это и сделало, не считая необходимым прибегать к помощи прокуратуры и налогового ведомства.
При этом остается надежда, что "Криворожсталь" действительно быстро перепродадут, а деньги от его продажи и правда окажутся в украинском бюджете. Реакция же западных СМИ на решение по "Криворожстали" заставляет предположить, что фондовый рынок Украины не понесет из-за него больших убытков - польские и немецкие газеты пишут о происходящем не иначе как о большой победе Виктора Ющенко в борьбе против олигархического капитала.
Как считает журнал Forbes, у новой украинской власти есть все шансы улучшить инвестиционный климат и нивелировать тревожность, так или иначе возникающую в связи с национализацией. Дело в том, что вскоре на Украине ожидается приватизация крупного телекоммуникационного предприятия - "Укртелекома", которая наверняка вызовет интерес на Западе. Если аукцион по "Укртелекому" окажется честным, то инвесторы поверят в Украину.
Тем не менее, пересмотр итогов приватизации, даже если он не будет массовым (а Юлия Тимошенко уже заверила всех, что масштабной национализации ожидать не следует), может стать для украинской власти опасной игрой. Хотя бы потому, что в открытую в нее на постсоветском пространстве пока еще никто не играл.
Елена Любарская