Когда президент США Джордж Буш впервые сообщил о существовании в мире оси зла, состоявшей на тот момент из Ирана, Ирака и Северной Кореи, Сирии в этом списке не было. Однако уже очень скоро вверенная президенту Башару Асаду страна стала частым объектом укоризненных высказываний представителей Белого Дома. Сейчас же, когда США угрожают Дамаску серьезными санкциями и нервируют Тегеран, намекая на возможность нападения американских ВВС на иранские ядерные объекты, Ирану и Сирии не остается ничего лучшего, чем признать свою принадлежность к одному клубу и объединить усилия.
Примерно это представители двух стран и заявили в среду после состоявшейся в Тегеране встречи премьер-министра Сирии Наджи аль-Отри и вице-президента Ирана Мохаммеда Арефа. "Эта встреча происходит в очень сложное время и очень важна, в особенности потому, что Сирия и Иран сталкиваются сейчас с несколькими угрозами и должны создать общий фронт", - заявил Отри, добавив, что сотрудничество двух стран позволит защитить интересы всего исламского мира. Что касается Арефа, то он в своих высказываниях сделал акцент на содействии, которое Иран может оказать Сирии в свете угрожающих ей санкций.
При этом слова посла Сирии в США, заявившего, что альянс его страны и Ирана не направлен против Америки и что Дамаск в настоящий момент работает над улучшением отношений с Вашингтоном, не могут ввести никого в заблуждение. Почти все угрозы, против которых могут объединяться сейчас Иран и Сирия, так или иначе связаны с Белым Домом или его союзниками.
Иран
За несколько часов до того, как ближневосточные политики сделали свое сенсационное заявление, в Иране произошел инцидент, благодаря которому стало ясно, в каком напряжении сейчас находится население страны. В среду телеканал "Аль-Алам" сообщил, что неопознанный самолет нанес ракетный удар по территории иранской провинции Бушер, где расположена АЭС. Позже власти Ирана заявили, что очевидцы приняли взрыв, произведенный в ходе строительства дамбы, за вражеское нападение. Что бы ни оказалось настоящей причиной паники, ясно, что прилета иностранных бомбардировщиков в Иране ждут со дня на день.
Это неудивительно, так как еще в январе Буш не исключил возможности применения военных методов борьбы с иранской ядерной программой, а 16 февраля глава МАГАТЭ Эль-Барадей обвинил американцев в создании излишней напряженности в отношениях с Ираном. При этом в то время, как Барадей считает, что его подчиненные не нашли доказательств наличия у Ирана программ по созданию ОМП, израильские спецслужбы уверены в обратном. Во вторник министр иностранных дел Израиля Сильван Шалом заявил, что уже через шесть месяцев в распоряжении Тегерана может оказаться ядерное оружие.
Короче говоря, густота туч, собравшихся над страной аятолл, уже давно не позволяет ее жителям спокойно смотреть в небо. Впрочем, они к этому привыкли. Сирийцы же только начинают по-настоящему приспосабливаться к своему особому положению в рейтинге врагов Белого Дома.
Сирия
Впервые Сирия всерьез оказалась на повестке дня Вашингтона в феврале 2002 года, когда ее настоятельно попросили не покупать у Ирака нефть в обход санкций ООН. С тех пор сирийцев обвиняли в поддержке террористов вообще и "Аль-Каеды" в частности, продаже Саддаму системы радаров украинского производства, укрывании на своей территории баасистов и прочих грехах. Кроме этого, из списка претензий никогда не исчезал факт присутствия 14 тысяч сирийских военных на территории Ливана и граничащего с ползучей аннексией вмешательства Сирии в ливанскую внутреннюю политику.
Однако только после произошедшего в понедельник, 14 февраля, убийства бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири отношения между Дамаском и Вашингтоном обострились до такой степени, что США отозвали из Сирии своего посла Маргарет Скоби и заявили, что если Асад не выведет войска из Ливана, подчинившись принятой ООН еще в сентябре 2004 года резолюции номер 1559, ему придется столкнуться с международными санкциями.
Хотя Кондолизза Райс и не стала прямо обвинять Дамаск в убийстве влиятельного ливанского политика, недавно заявившего о своем намерении добиваться вывода сирийских войск с территории своей страны, она заявила, что именно на Сирию возлагается ответственность за общую нестабильность в стране.
Действительно, в октябре прошлого года Рафик Харири ушел в отставку с поста премьер-министра и присоединился к оппозиции именно из-за несогласия с продлением полномочий просирийского президента Ливана Эмиля Лахуда. Он собирался принять участие в парламентских выборах в мае 2005 года и, являясь популярным политиком и миллиардером, вполне мог представлять угрозу для сирийских интересов в Ливане.
Кроме этого, все признаки указывают на то, что убийство Харири было организовано не небольшой группкой террористов-самоучек, а представителями какой-либо спецслужбы. Смертник точно знал, в каком из автомобилей кортежа находился политик, по какой дороге он собирался проехать, а сам взрыв был очень тщательно подготовлен. Само собой, в такой ситуации все подозрения падают на сирийских разведчиков, которые давно проникли во все общественные и государственные структуры Ливана.
Тем не менее, очевидно, что смерть оппозиционера является для Дамаска скорее бедой, чем радостью, так как она уже привела к консолидации ливанской оппозиции, народным волнениям и обострению отношений Сирии с международным сообществом. Поэтому некоторые аналитики не исключают организацию убийства Харири другой спецслужбой - израильской. Нет сомнений в том, что сейчас Израиль как никогда заинтересован в том, чтобы навлечь на Дамаск гнев Вашингтона, приструнить Сирию и лишить "Хизбаллу" и ХАМАС ливанской поддержки.
Кто бы ни убил Харири, отношения США и Сирии теперь действительно обострены до передела. Как заявила госсекретарь США Кондолизза Райс, "к сожалению, сейчас сирийское правительство движется по пути ухудшения отношений, а не их улучшения". А сенатор Кай Хатчинсон во вторник напомнил зрителям телеканала CNN, что "Сирия предоставляет убежище террористам".
Все это прозвучало достаточно зловеще для того, чтобы заставить Башара Асада направить своего представителя в Тегеран и начать договариваться с Ираном о едином фронте. В ответ на известие об ирано-сирийском союзе представитель Белого Дома Скотт МакКлелан заявил, что "если Иран и Сирия объединяются против США, они неправильно понимают суть проблемы", так как давление на них оказывает не Вашингтон, а все мировое сообщество.
Впрочем, представителям мирового сообщества еще предстоит решить, какую позицию занять в разгорающемся конфликте, если он примет серьезный оборот. В частности, выбор придется делать и России, собирающейся, по словам президента Путина, продавать Сирии ПЗРК "Стрелец".
Елена Любарская