Свои против "Хищника" Пентагону оказался не нужен истребитель пятого поколения

Индийские пилоты на Су-30, МиГ-29, МиГ-27 и МиГ-21 в нескольких воздушных боях наголову разбили американских летчиков, которые противостояли им на истребителях F-15. Американцы не сумели завоевать господство в воздухе и тем самым поставили под удар проведение наземной операции. Эти события разворачивались во время совместных учений Cope India 2004. Бои, разумеется, были не настоящими, а учебными. Однако мировая пресса обсуждала их результаты так бурно, словно индийским пилотам удалось победить все американские ВВС. Прежде всего, эта новость (оказывается, американцы вовсе не так уж неуязвимы, как это выглядит в голливудских фильмах!) воодушевила россиян, которым приятно было сознавать, что российские самолеты в умелых руках продолжают оставаться грозным оружием.

Со временем страсти вокруг "битвы за Индию" улеглись. Однако рецидив случился в начале 2005 года, когда в Америке вновь заговорили о "русском превосходстве" в воздухе. В середине февраля начальник штаба ВВС США генерал Джон Джампер, выступая перед конгрессменами, заявил, что способность американских военно-воздушных сил захватывать господство в воздухе может быть поставлена под сомнение, если российские компании смогут запустить в производство истребители пятого поколения. Джампер имел в виду две разработки российских КБ "Сухой" и ФГУП РСК "МиГ" - истребители Су-47 (С-37) "Беркут" и МФИ (1.42). По мнению Джампера, США ничего не смогут противопоставить этим машинам.

В обоих случаях, говоря о превосходстве российских (советских) самолетов над американскими (а после индийских учений соответствующее заявление сделал сам генерал Хэл Хорнбург, глава Командования ударными авиачастями ВВС США), военачальники подводили слушателей к одному и тому же выводу - у США нет будущего, если на вооружение американских ВВС срочно не поступит новейший истребитель пятого поколения F/A-22 Raptor. Дескать, смотрите, что сделали индийцы на "сушках" с нашими F-15, а уж если им в руки попадет Су-47, то нас просто сомнут. Скорее, скорее дайте летчикам F-22!

ИНДИЙСКИЕ СУ-30 ВО ВРЕМЯ УЧЕНИЙ COPE INDIA 2004. Фото с сайта Bharat-rakshak.com

ИНДИЙСКИЕ СУ-30 ВО ВРЕМЯ УЧЕНИЙ COPE INDIA 2004. Фото с сайта Bharat-rakshak.com

Lenta.ru

Однако убедительная пиар-компания, проведенная руководителями американских ВВС, не возымела действия. Как уже сообщалось, в проекте военного бюджета на 2006 финансовый год Пентагон сократил средства, отпускаемые на развитие программы F-22. Зато бюджет предусматривает увеличение финансирования на строительство многоцелевого всепогодного истребителя-бомбардировщика F/A-18E/F Super Hornet, который, как и F/A-22, был разработан в корпорации Boeing (а именно - ее дочерней компанией McDonnell Douglas совместно с Lockheed Martin).

Строго говоря, сравнивать два эти самолета было бы некорректно - они предназначены для решения различных задач ("Раптор" является истребителем для воздушного боя, а "Хорнет" - наполовину бомбардировщик). Однако в за скупыми строчками бюджета скрывается борьба, развернувшаяся в стенах Пентагона между двумя партиями, одна из которых утверждает, что ВВС необходимы самолеты пятого поколения, а другая - что эти программы требуют слишком много средств, которые можно было бы вложить в обороноспособность страны с большей эффективностью.

ПРОЕКТИРУЕМЫЕ РОССИЙСКИЕ ИСТРЕБИТЕЛИ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ Су-47 "БЕРКУТ" и МиГ-1.44. Фото с сайта sergib.agava.ru

ПРОЕКТИРУЕМЫЕ РОССИЙСКИЕ ИСТРЕБИТЕЛИ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ Су-47 "БЕРКУТ" и МиГ-1.44. Фото с сайта sergib.agava.ru

Lenta.ru

По своим тактико-техническим характеристикам истребитель F/A-22 Raptor действительно является выдающейся машиной. Выполненный с применением технологии "стэлс", малозаметный для вражеских радаров, "хищник" "Боинга" и "Локхид Мартина" обладает увеличенным радиусом действия, возможностью относительно длительного полета на сверхзвуковых скоростях, сложным современным комплексом электронного оборудования, который управляет новейшими видами вооружений. Этот самолет создавался по техническому заданию, разработанному в Пентагоне еще в 80-х годах прошлого века. Изначально его собирались сделать многоцелевым истребителем, способным поражать воздушные и наземные цели, однако впоследствии военные чиновники рассудили, что для выполнения ударных миссий можно будет переоборудовать "устаревшие" самолеты четвертого поколения (в рамках этой концепции впоследствии появился F-15E Stirke Eagle).

Исключительные достоинства нового самолета не сможет оценить по достоинству ни один враг - пилот "раптора" заметит и уничтожит его раньше, чем тот вступит в бой. Стоить одна единица этой чудо-техники будет больше 250 миллионов долларов. Разрабатывая истребитель для господства в воздухе, специалисты Boeing и Lockheed Martin не заботились о снижении его стоимости - в 80-х годах, когда возможность войны с СССР рассматривалась как весьма вероятная, высокая цена никого не пугала. Однако к 90-м, когда СССР канул в Лету вместе со своим военно-воздушным флотом, перед конструкторами и лоббирующими их интересы военными возник вопрос - стоит ли овчинка выделки? Собственно, ответом на этот вопрос и явилось масштабное сокращение программы строительства F/A-22, заложенное в проекте военного бюджета США на следующий финансовый год. Изначально программа предусматривала строительство 275 истребителей в течение ближайших нескольких лет. Теперь их число сокращено до 179.

Сами американские летчики рассчитывали получить, как минимум, 381 самолет. Руководство ВВС США в планировало 2005 году поставить в войска 24 истребителя, в 2006 году - 26, в 2007 году - 32 и так далее. В настоящее время на вооружении американских военно-воздушных сил находятся 72 истребителя F/A-22. Однако теперь войска не получат и половины от запланированного количества новых самолетов. Последний гвоздь в гроб "хищника" вбила кампания в Ираке, в ходе которой американским пилотам на F-15 и F-16 не пришлось прилагать особенные усилия для завоевания господства в воздухе. Краткосрочная полномасштабная война на Ближнем Востоке, во-первых, продемонстрировала вполне достаточную боевую мощь существующих машин и, во-вторых, доказала, что ВВС не нуждаются в исключительной дальности действия истребителей. Все наземные аэродромы весной 2003 года находились вблизи границ Ирака, и американским летчикам даже не нужно было брать дополнительные топливные баки.

F-35 ЗАИМСТВОВАЛ НЕКОТОРЫЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ F/A-22. Иллюстрация с сайта Fas.org

F-35 ЗАИМСТВОВАЛ НЕКОТОРЫЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ F/A-22. Иллюстрация с сайта Fas.org

Lenta.ru

Деньги, которые будут сэкономлены на строительстве "рапторов", Пентагон планирует пустить на разработку других современных видов вооружений, среди которых не осталась забыта и авиация. В настоящее время в США разрабатывается программа создания другого истребителя пятого поколения - Joint Strike Fighter F-35.

Этот самолет во многом является продолжением программы F/A-22. Джаже по форме он очень похож на него. Однако между ними есть несколько ключевых отличий. Во-первых, F-35 - ударный истребитель, в задачу которого будет входить, прежде всего, уничтожение наземных целей, а возможность ведения воздушного боя отойдет на второй план. Во-вторых, при его создании специалисты из Lockheed Martin исходили из принципиально иных приоритетов, чем те, на которых базировалось проектирование F/A-22. По словам представителей концерна, каждая деталь F-35 сначала просчитывается с точки зрения ее технологической простоты и дешевизны, и только потом учитывается ее соответствие современным требованиям военной авиации.

Перспективы этой программы достаточно радужные - вместо одного самолета с довольно узкой специализацией Lockheed Martin построил сразу три. Во-первых, это основная модификация - F-35A, облегченный, лишенный дополнений ударный самолет, относительно дешевый в производстве. Вторая модификация - F-35C, предназначена для авианосцев. У этого самолета за счет изменения конструкции планера увеличен радиус действия, а также полезная нагрузка. Третий вариант - F-35B - обладает возможностью укороченного взлета и вертикальной посадки. Он предназначен для морской пехоты США и авианосцев Королевского военно-морского флота. Как и в случае с F-15E, противопоставлять его F/A-22 не следует. Эта машина призвана сменить целую серию американских ударных самолетов, но ее будущее никак не повлияет на судьбу F-15 и F-16. Наравне с небольшим количеством "рапторов" они останутся основными истребителем ВВС США для завоевания господства в воздухе.

НАЧАЛЬНИК ШТАБА ВВС США ГЕНЕРАЛ ДЖОН ДЖАМПЕР В КАБИНЕ F/A-22. Фото с сайта f-22raptor.com

НАЧАЛЬНИК ШТАБА ВВС США ГЕНЕРАЛ ДЖОН ДЖАМПЕР В КАБИНЕ F/A-22. Фото с сайта f-22raptor.com

Lenta.ru

Командование ВВС США изо всех сил пытается внести свои коррективы в планы Пентагона. Во главе партии "хищников" встали военачальники самого высокого ранга. Джон Джампер лично испытал F/A-22, после чего во всеуслышание заявил об исключительных качествах этой машины. Но сторонники "раптора" с трудом подбирают политические и экономические аргументы в пользу своего нового детища. Единственное, что они могут предложить - это некую весьма сомнительную модель будущего ТВД, сильно напоминающую модели времен Холодной войны, только место СССР в ней занимает Китай, снабжаемый усилиями российского ВПК.

На самом деле (и это вполне понимают американские конгрессмены) новейшие разработки "Сухого" и "МиГ" при всех их впечатляющих достоинствах еще очень далеки от серийного производства. Ни один из потенциальных противников США, включая Китай, не обладает и не будет в ближайшие десятилетия обладать достаточно большим парком истребителей, способных победить F-15. Вместе с тем, строительство, пусть и ограниченное, F/A-22 все таки позволит американским ВВС в будущих войнах противостоять истребителям пятого поколения. Наконец, как отмечается на сайте, посвященном F/A-22, в начале 70-х Lockheed Martin получил заказ на постройку 800 новейших на тот момент F-16, а теперь в составе ВВС их более четырех тысяч. Поэтому "умеренные" сторонники F/A-22 предлагают довольствоваться тем, что есть, и подождать, пока время догонит сверхскоростного "хищника".

Павел Аксенов

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше