В пятницу, 8 апреля, когда тело 264-го Папы Римского Иоанна Павла II было предано земле, Ватикан опубликовал полный текст завещания понтифика. Завещание, которое последний наместник святого Петра начал составлять еще в 1979 году, вскоре после своей интронизации, было написано на польском языке, а впоследствии переведено на итальянский. Папа имел обыкновение каждую весну, в начале марта, предаваться духовным медитациям, размышляя о смерти. Этими размышлениями навеяны различные добавления, которые понтифик внес в текст своей последней воли. Lenta.Ru публикует перевод завещания Папы Римского на русский язык.
Завещание святого отца Иоанна Павла II
Totus Tuus ego sum ("Я весь твой")
Во имя Святой Троицы. Аминь.
"Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет" (Матф., 24:42) - эти слова напоминают мне о том последнем призыве, который раздастся, когда Господу нашему будет угодно. Я хочу последовать за Ним и хочу, чтобы все, что составляет земную часть моей жизни, подготовило меня к этому моменту. Я не знаю, когда он настанет, но, как и все остальное, я вверяю этот момент в руки Матери Бога моего: Totus Tuus. В те же материнские руки я вверяю всех тех, с кем была связана моя жизнь и мое призвание. Но прежде всего я оставляю в этих руках церковь, свою страну и все человечество. Я благодарю всех. Я у всех прошу прощения. И прошу помолиться за меня, чтобы милость божия превысила мое ничтожество и мое несовершенство.
Во время своих духовных медитаций я размышлял над завещанием святого отца Павла VI. Эти раздумья побудили меня написать свое нынешнее завещание.
У меня нет никакого имущества, о котором нужно было бы позаботиться. Что же касается тех предметов ежедневного обихода, которыми я пользуюсь, то прошу разделить их как покажется удобнее. Мои личные записи пусть будут сожжены. Я прошу, чтобы дон Станислав (личный секретарь Иоанна Павла II, архиепископ Станислав Дживиш - Lenta.Ru) проследил за этим и благодарю его за сотрудничество и помощь, которые длились столько лет и были столь всеобъемлющи. Всю мою благодарность другим людям я, напротив, сохраню в своем сердце, чтобы предъявить самому Богу, потому что трудно было бы выразить ее словами.
Что касается моих похорон, то повторю распоряжения, которые в свое время дал святой отец Павел VI. (Примечание на полях: могила в земле, не в саркофаге, 13.03.92). Место захоронения пусть определят коллегия кардиналов и мои соотечественники.
Apud Dominum misericordia et copiosa apud Eum redemptio ("ибо у Господа милость и многое у Него избавление", Пс. 129:7)
Рим, 06.03.1979
Прошу, чтобы после моей смерти по мне отслужили святые мессы и молились за меня.
05.03.1990
страница без даты:
Я выражаю глубочайшую веру в то, что, несмотря на всю мою немощь, Господь окажет мне необходимую милость, дабы я мог, по Его воле, преодолевать любые трудности, испытания и страдания, потребные от Его слуги, в течение всей моей жизни. Я также верую, что Господь не попустит, чтобы я своим поведением: словом, делом или небрежением, - отступил от своих обязанностей на престоле святого Петра.
24.02 - 01.03.1980
Также во время своих духовных медитаций я размышлял об истине священства Христа в перспективе того перехода, которым для каждого из нас является момент смерти. Покидая этот мир - чтобы быть рожденным в другом, будущем мире, мы видим красноречивый знак (добавлено сверху: несомненный) в воскресении Христа.
И вот я перечитал копию моего завещания за прошлый год, также составленного во время духовных медитаций - я сравнил его с завещанием моего великого предшественника и отца Павла VI, с этим безупречным свидетельством смерти христианина и Папы - и еще раз задумался над теми вопросами, о которых говорится в копии от 6 марта 1979 года, подготовленной мною (в качестве предварительного наброска).
Сегодня я хочу добавить к нему лишь то, что каждый из нас должен постоянно помнить о смерти. И должен быть готов предстать перед своим Господом и Судьей - и одновременно Искупителем и Отцом. Также и мне предстоит постоянно помнить об этом, вверив наступление этого решающего момента матери Христа и всей церкви - матери моей надежды.
Времена, в которые мы живем, - неописуемо трудны и беспокойны. Беспокойство и борьба стали жизнью самой церкви, характерным испытанием наших дней - как для верующих, так и для самих пасторов. В некоторых странах (как, например, в той, о которой я читал во время своих духовных медитаций) церковь вступила в период гонений, ничуть не меньших, чем те, что выпали на ее долю в первые века; наоборот, степень жестокости и ненависти сегодня выше. Sanguis martyrum — semen christianorum ("Кровь мучеников - посев христианства"). И сверх того - сколько людей пропали безвинно, даже в этой стране, где мы живем...
Я еще раз хочу полностю вверить себя милости божьей. Господь Сам решит, когда и как я закончу свой земной путь и пастырское служение. В жизни и смерти Totus Tuus, через посредничество Непогрешимой. Принимая эту смерть уже сегодня, я надеюсь, что Христос дарует мне милость в момент моей кончины, которая станет [моей] Пасхой. Я надеюсь также, что она послужит тому важному делу, которому я стараюсь служить при жизни: спасению людей, защите единой семьи человечества и всех стран и народов (среди которых я особенно отмечаю мою земную родину); послужит отдельным верующим, которые на особый лад возложили на меня свои надежды, послужит делу церкви и славе Самого Господа.
Я ничего не хочу добавить к тому, что было написано мною год назад - только выразить свою готовность и одновременно свою веру, к которым меня подвели нынешние духовные упражнения.
Totus Tuus ego sum
05.03.1982
В ходе духовных медитаций в этом году я перечитал (несколько раз) текст своего завещания, составленный 06.03.1979. Несмотря на то, что и сегодня его следует рассматривать как временное (не окончательное), я оставляю его в нынешнем виде. Я ничего (пока) не меняю и не хочу ничего добавить в отношении распоряжений, которые в нем содержатся.
Покушение на мою жизнь 13.05.1981 в своем роде подтвердило точность слов, записанных мною во время духовных упражений в 1980 году (24.03-01.03). Все глубже я чувствую себя целиком в руках божьих - и я остаюсь всецело в распоряжении моего Господа, вверив себя Ему и его Непогрешимой Матери (Totus Tuus).
05.03.1982
Касаясь последней фразы в моем завещании от 06.03.1979 ("Место захоронения пусть определят коллегия кардиналов и мои соотечественники"), я хочу пояснить, что я имел в виду: архиепископа Краковского или всеобщий собор польских епископов, - я прошу в то же время, чтобы коллегия кардиналов по возможности одобрила окончательное решение по упомянутому вопросу.
01.03.1985 (во время духовных медитаций)
Еще раз - по поводу выражения "коллегия кардиналов и мои соотечественники": "коллегия кардиналов" не обязана консультироваться с "соотечественника" по этому вопросу; она может, однако, сделать это, если по каким-то причинам кардиналам покажется, что это необходимо.
Духовные медитации в Юбилейный, 2000-й, год
(12.03-18.03)
[по поводу завещания]
1. Когда 16 октября 1978 года конклав кардиналов выбрал нового Папу Иоанна Павла II, примас польский кардинал Стефан Вышинский сказал мне: "Перед новым Папой встанет задача подготовить церковь ко вступлению в третье тысячелетие". Я не уверен, что в точности повторяю его слова, но именно таков был их смысл, который я тогда запомнил. Это было сказано человеком, вошедшим в историю в качестве Примаса тысячелетия. Великого примаса. Я был свидетелем его служения, его полной самоотдачи. Его борьбы и его победы. "Победа, когда она придет, будет достигнута через Марию", - эти слова, слова его предшественника, кардинала Августа Хлонда, Примас тысячелетия повторял не раз.
Таким образом, я был до определенной степени подготовлен к задаче, которая была возложена на меня 16 октября 1978 года. Сегодня, когда я пишу эти слова, Юбилейный 2000-й год уже почти осуществился. Вечером 24 декабря 1999 года, в канун Рождества, символическая дверь Великого юбилея открылась в соборе святого Петра, затем в соборе святого Иоанна Латеранского, затем в соборе санта Мария Маджоре, а потом, 19 января, открылась и дверь в соборе святого Павла "За стенами". Последнее событие, благодаря его экуменистическому характеру, особенно врезалось в память.
2. По мере того как свершается Юбилейный 2000-й год, день за днем уходит в прошлое 20-е столетие, а на смену ему открывается 21-е. В соответствии с замыслом Провидения, мне было даровано жить в этом трудном веке, который проходит, и сегодня, в год, когда мне исполняется 80 лет ("octogesima adveniens"), необходимо спросить, не пришло ли мне время повторить слова библейского старца Симеона: Nunc dimittis (Ныне отпускаешь [раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром], Лк, 2:29).
13 мая 1981 года, когда было совершено покушение на жизнь Папы во время общей аудиенции на площади перед собором святого Петра, божественное Провидение спасло меня от смерти чудесным образом. Он, который есть единственный Спаситель жизни и смерти, Своею рукой продлил мою жизнь и в определенном смысле подарил мне ее заново. С того момента она стала принадлежать ему еще больше. Я надеюсь, что Он поможет мне распознать тот день, до которого я должен буду продолжать нести службу, к которой Он призвал меня 16 октября 1978 года. Я прошу (Его) призвать меня, когда Он захочет. "А живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни" (Рим., 14:8). Я также надеюсь, что в течение всего того срока, который мне еще придется нести службу Петра в церкви, божья милость придаст мне силы, необходимые для этого.
Как обычно каждый год во время моих духовных медитаций, я читаю свое завещание от 06.03.1979. Я продолжаю придерживаться распоряжений, которые содержатся в этом тексте. То, что было включено в него тогда и во время последующих моих духовных упражнений, отражало трудную и напряженную ситуацию, характерную для 80-х годов. С осени 1989 года эта ситуация изменилась. Последнее десятилетие века было свободно от былых противоречий; это не означает, что оно не принесло с собой новые проблемы и трудности. Нужно вознести особую хвалу божественному Провидению за то, что период так называемой Холодной войны окончился без губительного ядерного конфликта, опасность которого нависала над миром в течение всего предшествующего периода.
4. Стоя на пороге третьего тысячелетия in medio Ecclesia ("посреди церкви") я еще раз хочу выразить свою благодарность Святому Духу за великий дар Второго ватиканского собора, за который, вместе со всей церковью - и превыше всего вместе со всем епископатом - я чувствую признательность. Я убежден, что еще долгое время новые поколения верующих будут черпать из сокровищницы, которой он нас снабдил. Как епископ, участвовавший в этом акте примирения с первого до самого последнего дня, я хочу вверить это великое наследие все тем, кто призван или будет призван в будущем претворить его в жизнь. Со своей стороны я благодарю предвечного Пастыря, позволившего мне служить этому величайшему делу в течение всего срока моего понтификата.
In medio Ecclesia... с первых лет моей службы епископом - и в особенности благодаря собору - я имел возможность пережить опыт братского единения в рамках епископата. Как священник Краковского архиепископства я занл братское единение священников - и собор открыл мне новые грани этого опыта.
5. Сколько людей я мог бы перечислить! Вероятно, Господь Бог призвал к Себе большинство из них - что же до тех, кто еще живет земной жизнью, пусть слова моего завещания напомнят о них - о каждом из них, где бы он не находился.
В течение более двадцати лет, что я исполняю службу святого Петра in medio Ecclesia, я познал благожелательность и, более того, плодотворное сотрудничество со стороны многих кардиналов, архиепископов и епископов, множества священников, множества посвященных - братьев и сестер - и, наконец, очень, очень большого числа мирян, в самой курии, в пределах римского викария и за этими пределами.
Разве я не могу мысленно обнять всех епископов мира, с которыми я встречался во время ad limina Apostolorum (то есть обязательных, регулярных) визитов! Могу ли я не вспомнить множество братьев-христиан, исповедующих не католическую веру! А также раввинов Рима и других представителей нехристианских религий! А также многих представителей мира культуры, науки, политики и средств массовых коммуникаций!
По мере того, как близится конец моей жизни, и я возвращаюсь в памяти к ее началу, к моим родителям, брату и сестре (которую я никогда не знал, потому что она умерла еще до моего рождения), к нашему приходу в Вадовице, где я крестился, к городу, который я люблю, к моим ровесникам, друзьям по начальной школе, по институту и университету, ко временам оккупации, когда я был рабочим, а затем к нашему приходу в Неговице, приходу святого Флориана в Кракове, кругу пастырей, служивших при университете, к кругу... ко всем кругам... к Кракову и Риму... ко всем людям, которых Господь доверил мне.
Всем им я хочу сказать только одно: "Да вознаградит вас Бог".
In manus tuas, Domine, commendo spiritum meum ("Отче! в руки Твои предаю дух Мой", Лк., 23:46)
17.03.2000 Р.Х.
Перевод на русский язык Lenta.Ru