В Мещанском суде Москвы продолжается оглашение приговора по делу экс-главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского, главы МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева и бывшего гендиректора АОЗТ "Волна" Андрея Крайнова. Однако сказать, что оглашение вердикта идет полным ходом, никак нельзя. В процессе постоянно объявляются перерывы, а суд работает по полдня. При этом то, что зачитывает судья, особого интереса не представляет - как отмечают адвокаты Ходорковского, текст оглашаемого Ириной Колесниковой приговора пока что в точности копирует текст обвинительного заключения Генпрокуратуры в отношении подсудимых.
К тому же окончательный вердикт, устанавливающий меру наказания, следует ожидать не ранее конца недели. Гораздо более интересным в настоящий момент представляется не то, что происходит внутри Мещанского суда, а то, что происходит снаружи. А происходит там вот что:
Ожидаемый митинг
За несколько дней до оглашения приговора сторонники Ходорковского заявили о намерении провести перед зданием суда митинг в поддержку экс-главы "ЮКОСа". Причем активисты собирались устроить пикет еще 27 апреля. Именно в этот день Ирина Колесникова предполагала начать процедуру обнародования вердикта. Но, по некоторым данным, он был настолько огромен, что судья не успела его написать и отложила оглашение приговора на три недели. Как бы там ни было, но организаторы акции (активисты группы "Совесть", представители партий СПС, "Яблоко" и "Свободный выбор", а также различные молодежные движения и правозащитники) получили необходимые санкции на проведение митинга на Каланчевской улице, где расположен Мещанский суд, 16 мая с 12 до 14 часов дня.
Первыми к зданию суда в понедельник прибыли милиционеры, которые и оцепили его ранним утром. Непосредственно у входа встали около 10 сотрудников правоохранительных органов, которые не пускали внутрь никого, кроме своих коллег и работников суда. Поблизости были выставлены усиленные наряды милиции, а машины УВД принялись сосредоточенно патрулировать улицу. Дополнительно вызванные сотрудники ДПС всеми силами обеспечивали порядок транспортного движения по ней.
Затем к зданию суда начали стекаться журналисты, однако внутрь попали лишь те из них, кто имел на то специально разрешение. Оно было предоставлено только четырем агентствам ("Интерфакс", ИТАР-ТАСС, РИА "Новости" и Reuters), телеканалу "Московия" и двум печатным СМИ - "Известиям" и "ГАЗЕТЕ". Тем временем к месту действия стекались любопытные и не только. Милиция также наращивала свои силы.
Около половины одиннадцатого к зданию суда подъехали три "автозака", в которых находились подсудимые. К этому времени, по сообщениям СМИ, толпа у здания выросла до таких размеров, что Крайнов не смог самостоятельно прорваться через нее в здание суда. Телохранители подсудимого буквально кулаками пробили ему дорогу ко входу.
Но и милиционеры без дела не стояли. Они привезли металлические заграждения, которые в спешном порядке установили вдоль проезжей части, сгружая с медленно двигавшихся грузовиков. Когда подтянулся дополнительный наряд бойцов ОМОНа, работники милиции в две шеренги встали у заграждений.
Митинг на улице пред судом, как и было объявлено, начался в полдень, одновременно с началом оглашения приговора в зале суда. Молодые люди в красных майках с надписями "Свободу МБХ" держали флаги с аналогичными призывами, а также портреты экс-главы "ЮКОСа". Их лозунги гласили: "М.Ходорковский, П.Лебедев ... кто следующий?", "Россия за демократию, против диктатуры, нищеты и бесправия", "Михаил в тюрьме - позор стране!", "Свободу Ходорковскому", "Нет политрепрессиям". Некоторые держали в руках желтые и зеленые (под стать цветам "ЮКОСа") воздушные шарики. Участники оживленно скандировали: "Свободу, свободу!". Следует отметить, что практически плечом к плечу со сторонниками Ходорковского стояли и его немногочисленные противники, которые требовали от суда примерно наказать бывшего олигарха.
Всего в митинге приняли участие, по разным данным, от пятиста до двух тысяч человек. Среди участников пикета были замечены Валерия Новодворская, лидер партии "Наш выбор" Ирина Хакамада, депутат Госдумы Владимир Рыжков, глава движения "Выборы-2008" Гарри Каспаров и некоторые другие известные личности.
В течение двух часов, несмотря на накал страстей, обходилось без столкновений. Собравшиеся периодически пытались прорваться через заграждения поближе к суду, однако милиция, к которой присоединился ОМОН, миролюбиво оттесняла их обратно. На проезжей части улицы образовалась пробка, машины время от времени сигналили одновременно с выкриками толпы, а некоторые водители дорогих иномарок выбрасывали из окна руки с двумя пальцами в виде буквы "V", что митингующие встречали возгласами восторга. Атмосферу всеобщего единения, как утверждает группа "Совесть", нарушили лишь несколько десятков человек, "приехавшие к месту проведения пикета на автобусе и развернувшие ряд профессионально изготовленных транспарантов провокационного содержания, направленных против Ходорковского, Лебедева и "ЮКОСа".
Неожиданные аресты
Кульминация событий понедельника пришлась на 14 часов, когда митинг, в соответствии с санкцией, должен был завершиться. За десять минут до этого к организаторам акции подошел полковник МВД и в предельно вежливой форме попросил обеспечить окончание действия в установленный срок, для чего предоставил свой мегафон. Организаторы пикета через это средство поблагодарили всех собравшихся за проявление солидарности и попросили их разойтись. И действительно, ровно в два часа митингующие, видимо, вспомнив призыв Ходорковского не делать его имя знаменем различных политических проектов, свернули свои флаги. Но расходиться им не хотелось.
Очевидно, милиции это не понравилось, и в 14:25 она приступила к активным действиям по наведению порядка на вверенной территории. Пикетчики поспешили ретироваться, но сделать это успели не все. ОМОНу удалось поймать и погрузить в свои автобусы около трех десятков человек, среди которых оказались заместитель председателя "Яблока" Сергей Митрохин и глава молодежной ячейки этой же партии Илья Яшин. Кроме того, сотрудники МВД попыталась задержать и Гарри Каспарова, однако охрана шахматиста не позволила этого сделать, фактически отбив клиента у милиционеров.
По некоторым данным, часть задержанных подверглась побоям. По крайней мере, это утверждает Каспаров, судя по интервью которого, "людей вырывали из толпы и избивали". В выпущенном вскоре после окончания митинга пресс-релизе "Яблока" также указывалось, что в автобусах задержанным не разрешают сидеть и "бьют, чтобы встали", а на некоторых надеты наручники. Митрохин утверждает, что милиционеры нанесли телесные повреждения и ему, а также двум женщинам. Позже политик зафиксировал свои синяки в травмпункте.
Терпеть мучения сторонникам Ходорковского пришлось недолго. Милиционеры отправились со своим уловом в ближайшие отделения, где составили на задержанных протоколы об административных правонарушениях и отпустили с миром.
Кто прав и кто виноват в этой истории, решит суд. Причем над милиционерами. Как заявил Митрохин, задержанные (среди которых преобладают "яблочники", журналисты и члены группы "Совесть") намерены подать заявление в столичную прокуратуру о возбуждении уголовного дела по факту столкновения между сотрудниками милиции и митингующими.
Кроме российского политика, действиями правоохранительных органов по разгону демонстрантов возмущен и канадский адвокат Ходорковского и Лебедева Роберт Амстердам. "Мирных людей били ногами. Это возмутительно, и это лишнее доказательство того, что в этой стране нет ни закона, ни демократии", - заявил он.
Самому Митрохину за административное правонарушение, состоящее в нарушении правил проведения массовых мероприятий и невыполнении законных требований милиционеров, отвечать не придется. Во вторник Басманный суд прекратил разбирательство по делу задержанных сторонников Ходорковского, так как МВД не предоставило доказательств их вины. Кроме того, представители правоохранительных органов в суд не явились, а протоколы о задержании предоставлены не были.
Непреступная крепость
Во вторник власти учли все ошибки понедельника. Мещанский суд и территория вокруг него по сути превратились в крепость. Металлические заграждения поставили чуть ли не ночью, а может, просто никуда и не увозили. При этом огорожена была не только площадка перед судом, но весь квартал, где расположено здание. Милиционеры, получив приказ не пропускать прохожих и журналистов, встали по всему периметру заграждений, а также на противоположной стороне улицы, чтобы предотвратить несанкционированные митинги. На обеих сторонах улицы были установлены металлодетекторы. По сравнению с предыдущим утром, численность сотрудников МВД, изначально усиленных ОМОНом, увеличилась в 15 раз. К началу оглашения приговора здание суда было оцеплено уже тремя, а по некоторым данным - четырьмя кольцами милиции и внутренних войск.
С утра было ограничено и транспортное движение в районе суда. Грузовикам вообще запретили появляться на Каланчевской, а каждая проезжающая мимо машина осматривалась сотрудниками правоохранительных органов. Обвиняемых доставили в суд уже с двумя машинами охраны.
Возможно, благодаря чрезвычайным мерам безопасности, а может, по каким другим причинам, но перед судом во вторник было относительно спокойно. В этот раз среди собравшихся преобладали противники Ходорковского, которые по вполне объяснимым причинам в конфликт с милиционерами не вступали. В руках у некоторых митингующих, расположившихся внутри окружения ОМОНа, были плакаты с требованиями осудить экс-главу "ЮКОСа": "Ходорковский, верните наши деньги" и "Наше будущее зависит от решения суда". К одежде пикетчиков, которых СМИ насчитали от 100 до 200 человек, были прикреплены значки с перечеркнутым красной линией логотипом "ЮКОСа".
Митингующие были представлены в основном людьми пенсионного возраста, а также женщинами 30-40 лет. По словам участников пикета, организаторов которого пока установить не удалось, они прибыли с московских предприятий и заводов. По данным пресс-центра Ходорковского, за участие в митинге люди получили по двести рублей.
По словам сотрудников милиции, пикетчикам было разрешено находиться перед судом с 10 до 18 часов, однако они разошлись сразу после того, как в оглашении приговора был объявлен перерыв до среды.
Но без инцидентов со сторонниками Ходорковского во вторник все же не обошлось. Милиция задержала около 15 человек, стоявших в ста пятидесяти метрах от здания суда, за линией кордона. При этом на всех задержанных либо были надеты футболки с надписями в поддержку подсудимого, либо они держали портрет экс-главы "ЮКОСа". За какие правонарушение поплатились эти люди, пока не сообщается. Возможно, милиция просто получила указания не разрешать сторонникам Ходорковского собираться больше трех.
Как бы там ни было, но в среду оглашение приговора по делу Ходорковского, Лебедева и Крайнова продолжится. Исходя из событий двух предыдущих дней, с большой долей уверенности можно предположить, что ничего сенсационного в зале суда не случится, и Колесникова продолжит цитировать обвинительное заключение. Что же произойдет за стенами суда, остается только гадать. Однако, судя по закономерности, можно ожидать новых митингов сторонников и противников Ходорковского. Причем в КПЗ снова окажется в два раза меньше людей, чем накануне. Человек семь-восемь. Тенденция...
Алексей Гапеев