В истории СССР и новейшей России космодром Байконур занимает особенное место. Этот объект возглавлял ударный пропагандистский отряд передовой советской науки и промышленности. Пуск ракеты с Байконура заставлял трепетать сердце каждого советского гражданина. Под звуки торжественных гимнов, окутанная дымом и пламенем тяжелая ракета медленно взмывала в небеса, постепенно превращаясь на экранах телевизоров в огненный шар. Даже теперь каждый космический пуск, который показывают по телевидению, становится основным событием в теленовостях. А тогда... Космические полеты были не просто экстремальным государственным аттракционом. Они создавали престиж государства, престиж политической системы. В далеком 1955 году страна начинала многолетнее состязание с США - завоевание космоса.
Впрочем, история отечественной космонавтики началась намного раньше. Может быть, еще в начале века, когда Константин Циолковский разрабатывал теорию ракетного двигателя, может быть, в 1933 году, когда в Подмосковье Сергей Королев начинал опыты с жидкостными ракетами, может быть, в 1946 году, когда Минобороны решило построить в Астраханской области полигон Капустин Яр... Но, без сомнения, гонка, которая в течение многих лет заставляла страны-соперницы в кратчайшие сроки громоздить Пелеон на Оссу, началась 12 января 1955 года (в день рождения конструктора Сергея Королева), когда на станцию Тюра-Там в Казахстане прибыл первый отряд военных строителей под командованием старшего лейтенанта Игоря Денежкина. История не оставила для нас первых слов, которые он сказал после прибытия в казахский поселок. А жаль. Эти слова могли бы составить конкуренцию знаменитому гагаринскому "Поехали!".
Вообще-то 2 июня можно считать днем рождения космодрома Байконур весьма условно. К этой дате на будущем космодроме, который, кстати, находился аж в 350 километрах от поселка Бойконыр, уже вовсю кипела работа. На самом деле в этот день мы отмечаем годовщину подписания рабочего документа - директивы Генштаба, утверждавшей организационно-штатную структуру 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона для испытаний межконтинентальных баллистических ракет Р-7 (именно так назывался космодром поначалу). Этот указ был лишь одним из шагов на пути к первому пуску советской космической ракеты. Шагом отнюдь не первым. Но не стоит придираться к условностям - выбрать день рождения космодрома сложно, уж больно много стадий прошел проект, прежде чем в Казахстане появился огромный космический порт.
За прошедшие полвека с Байконура запущено более 1100 космических аппаратов различного назначения и более 100 межконтинентальных баллистических ракет, испытано 38 основных типов ракет, более 80 типов космических аппаратов и их модификаций. В различные годы число основных технических сооружений составляло: 52 стартовых сооружения, 34 технических комплекса, 3 вычислительных центра, 16 стационарных измерительных пунктов, 2 подвижных автомобильных, 1 железнодорожный, 4 самолетных измерительных пункта, 4 базы падения, 1 кислородно-азотный завод, 2 механосборочных завода, 2 аэродрома и 5 посадочных площадок, ТЭЦ мощностью 80 МВт, 2 энергопоезда, метеостанция, ионосферная станция. Стартовый район космодрома раскинулся на 85 км с севера на юг и на 125 км с запада на восток. Помимо стартового района к космодрому относятся измерительные пункты, расположенные на расстоянии до 500 км по трассе полета ракет на территории Республики Казахстан, а также 22 поля падения отработавших ступеней ракет общей площадью 4,8 млн га выведенных из обращения земель.
По данным сайта baikonurwww.narod.ru
Кстати, первым шагом можно было бы назвать и создание комиссии, которой предстояло выбрать место для будущего космодрома. Ее председателем был назначен начальник полигона Капустин Яр генерал-лейтенант артиллерии Вознюк. Комиссия рассматривала множество мест для строительства важного объекта. Байконур не был самым удобным из них по многим параметрам, но это место в целом удовлетворяло одновременно всем требованиям - на других территориях не хватало каких-либо важных для функционирования будущего космодрома условий.
Космодром, в первую очередь, должен был находиться как можно южнее. Дело в том, что по мере приближения к экватору эффект от вращения Земли возрастает, помогая запускать ракету на орбиту. Кроме того, требовалось, чтобы расстояние от этого места до точки падения боеголовок Р-7 (специального полигона на Камчатке) составляло не менее семи тысяч километров; чтобы траектория полета не проходила над крупными населенными пунктами; чтобы можно было создать огромные зоны отчуждения, куда в будущем стали бы падать отработанные ступени ракет; чтобы рядом проходили крупные транспортные магистрали; чтобы была возможность обеспечивать полигон технологической водой в больших объемах. Байконур удовлетворял всем этим требованиям - вблизи располагались сразу три транспортных магистрали - железная и автомобильная дороги, а также река Сыр-Дарья, а предполагаемые траектории полета ракет проходили над безлюдными районами.
Еще одной датой рождения космодрома могло бы стать 12 февраля 1955 года. В этот день правительство приняло (формальное, учитывая то, когда в Казахстан приехал отряд старшего лейтенанта Денежкина) решение о его строительстве. Интересно, что начальником строительства был назначен генерал-майор Шубников, предыдущим проектом которого был монумент в Трептов-парке в Берлине. К тому моменту военные строители уже приступили к подготовке стройплощадки. Они прокладывали железнодорожную ветку, возводили лагерь для строителей, готовили место для бетонных и деревообрабатывающих заводов, складов. При этом в течение всего периода возведения космодрома к работам не привлекали заключенных - на стройке работали только солдаты.
Темпы работ были ошеломляющими. В течение первых месяцев были проложены автомобильная и железнодорожная ветки, и даже начато строительство основного объекта - будущего первого стартового комплекса. Надо отметить, что месторасположение космодрома было настолько же неудобно для строительства, насколько удобно для пусков. Оно находилось в сотнях километров от ближайших населенных пунктов. Кругом лежала степь - ровная, как стол. Нет ни деревьев, чтобы построить бараки, ни складок местности, чтобы укрыться в них от ветра. Климат в этой части Казахстана резко континентальный. Летом - сорокоградусная жара, зимой - почти такие же морозы, скорость ветра достигает 40 метров в секунду - в таких условиях строился первый космический порт Земли.
Еще одной проблемой было полное отсутствие всякого опыта в постройке подобных объектов. Даже сейчас, при нынешнем уровне развития строительной техники, возведение космического комплекса за два года стало бы явлением выдающимся. Тогда оно казалось невероятным. Строители демонстрировали поистине чудеса смекалки и изобретательности - на месте "с нуля" создавались целые системы будущего космодрома.
Объем работ также поражал - чтобы построить космодром, потребовалось поднять около миллиона кубометров грунта и уложить десятки тысяч кубометров бетона. При этом каждый объект космодрома должен был соответствовать самым высоким стандартам качества - все понимали, что работать этим системам придется на пределе нагрузок. Если еще учесть, что практически все материалы и технику приходилось завозить с "большой земли", то станет понятно, насколько грандиозной была эта стройка. Всего через четыре месяца после ее начала "стартовый стол" был сдан. На нем начался монтаж оборудования. Позднее, но также в установленные сроки, был сдан и первый монтажно-испытательный корпус.
Строительство первоочередных объектов Байконура было завершено к декабрю 1956 года. К этому моменту на нем уже работали почти две тысячи военнослужащих и более пятисот рабочих и служащих. Рядом с космодромом уже начал расти поселок, ставший впоследствии городом Ленинском и с декабря 1995 года переименованный в город Байконур. После окончания строительства специалисты приступили к отладке оборудования, подготовке первых пусков.
На космодроме Байконур испытаны новые поколения жидкостных межконтинентальных баллистических ракет легкого и тяжелого классов, ставшие основой стратегической военной мощи страны. За это же время прошли испытания новые ракеты-носители легкого, среднего и тяжелого классов и их модификации: "Циклон", "Союз", "Протон", Н-1, "Зенит", "Энергия". С космодрома Байконур были запущены спутники серий: "Космос", "Метеор", спутники связи и телевидения "Экран", "Радуга", "Горизонт", "Молния", навигационный спутник "Глонасс", орбитальные станции "Салют", "Мир", модули "Квант", автоматические межпланетные станции "Марс", "Венера", "Зонд", "Вега".
По данным сайта baikonurwww.narod.ru
15 мая 1957 года на космодроме произошел первый пуск. Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 конструкции Королева пролетела 400 километров и взорвалась в воздухе. Авария произошла из-за пожара, возникшего на ее борту. Второй пуск оказался успешным - 21 августа того же года Р-7 доставила учебную боеголовку в заданный район. Это испытание, помимо проверки боевых качеств ракеты, было призвано также выяснить, сможет ли она вывести на орбиту спутник. После того как этот старт окончился благополучно, 4 октября 1957 года в полпервого утра по местному времени с космодрома стартовала другая ракета Р-7, которая вывела на орбиту Земли искусственный спутник.
С этого дня началась великая космическая гонка. Ее этапы широко известны - шаг за шагом, отыгрывая у соперника месяцы, недели и дни, СССР и США посылали в космос спутники и людей, высаживали на Луну аппараты и экспедиции, строили орбитальные станции и новые пусковые комплексы. С советской стороны почти всю тяжесть этой гонки вынес на своих "плечах" космодром Байконур, построенный за два с половиной года в безжизненной казахской степи.
Юбилей
Вплоть до развала СССР космодром Байконур принадлежал Министерству обороны СССР - Ракетным войскам стратегического назначения, Военно-космическим силам. В 1991 году он перешел в собственность Республики Казахстан. В настоящее время этот космодром использует Россия. Согласно договору от 1994 года, РФ арендовала космодром на 20-летний срок, который может быть продлен. Срок окончания аренды перенесли недавно на 2050 год. Как отмечается на сайте Buran.Ru, координация всех работ на Байконуре, а также обеспечение содержания и эксплуатации объектов космодрома, использующихся для реализации российских военно-космических программ, возложены на Министерство обороны РФ. Всем тем, что относится к реализации Федеральной космической программы России, занимается Российское космическое агентство. Для координации и руководства работой предприятий и организаций промышленности, организации их взаимодействия со службами военной части космодрома при Российском авиакосмическом агентстве создан и функционирует Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры.
Кроме Байконура, Россия осуществляет пуски с космодромов "Капустин Яр", "Плесецк" и "Свободный". В начале апреля руководство Роскосмоса подписало договор с Европейским космическим агентством, касающийся запусков российских ракет с территории Французской Гвианы. Ракеты-носители "Союз-2" будут выводить на орбиту принадлежащий ESA полезный груз с 2008 года. Это довольно перспективный проект -
в ходе "экваториального" пуска грузоподъемность "Союзов" увеличится с 1,5 до 4 тонн, благодаря чему каждый запуск позволит сэкономить 60 миллионов долларов. Кроме того, в настоящее время продолжается реализация международной программы (с участием России) Sea Launch ("Морской старт"). 5 мая эта компания отметила 10-летний юбилей. Этот проект является первым в истории полностью коммерческим международным проектом по созданию и эксплуатации ракетно-космического комплекса морского базирования. Для вывода спутников на орбиту используется украинская ракета-носитель "Зенит" с российским разгонным блоком, которая стартует со специальной плавучей платформы в экваториальной части океана. Пока что в рамках проекта на орбиту было выведено 16 аппаратов. В 2005 году были произведены уже два пуска спутников связи. До конца года запланированы еще четыре запуска.
Однако, несмотря на наличие перспективных проектов, Байконур пока остается главным "российским" космодромом. Более того, этот уникальный космический порт планируется развивать и далее. В день полувекового юбилея на одной из его площадок начнется строительство нового совместного российско-казахстанского ракетно-космического комплекса "Байтерек". Этот комплекс планируется ввести в строй в 2008-2009 годах. Находиться новая стартовая площадка, созданная под ракету-носитель "Ангара", будет в 300 метрах от существующего комплекса "Протон" на 31-й площадке. Финансирование работ по созданию комплекса осуществляется за счет казахской стороны. Россия не вкладывает средства, но является исполнителем работ. Реализовывать проект будет созданное в конце марта совместное российско-казахстанское предприятие "Байтерек", принадлежащее двум сторонам в равных долях. Совместный проект реализуется на основании соглашения, подписанного в январе 2004 года Владимиром Путиным и Нурсултаном Назарбаевым.
"Байтерек", по словам конструкторов, будет иметь высокий уровень экологической безопасности - созданный для "Ангары" двигатель РД-191 работает на смеси керосин-кислород, что является одной из самых совершенных в экологическом плане технологий. Специалисты полагают, что "Ангара" вдвое эффективнее своих зарубежных аналогов по соотношению "цена-качество". С унифицированного стартового комплекса "Ангара" сможет выводить на низкие орбиты полезную нагрузку в 26 тонн, а на геостационарные - в 4,5 тонны. Модульный тип конструкции семейства ракеты позволяет создавать носители легкого, среднего и тяжелого классов. В церемонии закладки камня примут участие президенты России и Казахстана.
Павел Аксенов