Подрыв поезда "Грозный-Москва" имеет нечто общее с покушениям на главу РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса. Такие сведения появились в СМИ 14 июня - информационное агентство "Интерфакс" со ссылкой на неназванных экспертов, близких к расследованию теракта на Московской железной дороге, сообщило, будто для совершения обоих преступлений использовались практически идентичные бомбы. Но это никоим образом не отвечает на вопрос, кто устроил взрыв.
Первая версия следствия, о которой сообщили журналистам, была версия о теракте, подготовленном чеченскими экстремистами. В пользу этой версии говорила дата ее проведения - 12 июня, День России. Против - тот факт, что чеченцы почти не совершают терактов против своих. Одно дело - взорвать БТР или комендатуру федеральных сил, другое - чеченских детей и женщин, пусть даже и решивших поехать в Москву. По признанию самих сотрудников спецслужб, эту версию они считают наименее вероятной.
Однако косвенным образом в пользу этой версии свидетельствует тот факт, что взрыв мощной самодельной бомбы - а ее мощность, по предварительным оценкам, достигала трех килограммов в тротиловом эквиваленте - причинил удивительно малый ущерб. В результате взрыва сошли с рельсов и завалились на бок только четыре вагона поезда. Их пассажиры получили ушибы, но никто не погиб.
Серьезнее всего пострадали пять человек: полуторагодовалая девочка получила ожог от горячего чая, у 11-летнего мальчика зафиксировали перелом голени (по другим данным - растяжение связок), одна из проводниц при падении повредила позвоночник, еще двое пассажиров получили сотрясение мозга. Таким образом, если кто-то желал произвести взрыв, не причиняя вреда, то он своей цели достиг.
По другой версии, организаторами взрыва могли стать так называемые "русские ваххабиты" - люди, не являющиеся этническими чеченцами, однако действующие на стороне экстремистов. Именно их подозревают в диверсиях на магистральном газопроводе в Раменском районе Московской области и ЛЭП на Симферопольском шоссе в районе МКАД в феврале-марте 2004 года. По данным спецслужб, за этими диверсиями стоит группа бывшего курсанта военного училища Павла Косолапова, объявленного в розыск. Акции "русских ваххабитов" имеют своей целью в первую очередь психологическое воздействие, а не убийство людей.
Сходные побуждения могли бы заставить совершить теракт и радикальных националистов, отмечают в ФСБ. Возможность того, что к происшедшему причастны именно они, рассматривается весьма тщательно. Следствие не исключает, что таким образом русские экстремистские националистические организации отметили День России, учитывая, что в последнее время националистические группировки в России действительно активизировались, а большинство пассажиров взорванного поезда составляли чеченцы. В качестве наиболее вероятных исполнителей теракта сторонники этой версии называют ветеранов чеченских кампаний.
Однако представители подобных организаций отрицают свою причастность к подрыву поезда. Как пояснил газете "Коммерсант" лидер Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов, для националистов такая акция бесполезна, так как организация не может взять на себя ответственность за нее. "В данном случае остается надеяться на следствие, хотя я думаю, что дело останется нераскрытым", - пессимистично заключил он.
Между тем источники, близкие к следствию, сообщили журналистам, что самой перспективной пока считается версия о том, что диверсия - дело рук участников карачаевского джамаата Идриса Глоова, устроивших в 2004-2005 годах серию терактов в московском метро, в электричках Кавказских Минеральных Вод, а также на остановках общественного транспорта в Краснодаре и Воронеже. Трое участников этой организации были убиты, еще трое - арестованы, однако на свободе остаются еще по меньшей мере двое их товарищей. Во всяком случае, это следует из показаний арестованных.
Я не знаю такой патриотической организации, способной на столь нелепый с точки зрения борьбы поступок...
Правда, при совершении терактов представители джамаата, обучавшиеся минно-взрывному делу в специальном диверсионном лагере в Чечне, почти всегда использовали взрывные устройства с довольно сложными электронными схемами и часовыми механизмами. Между тем, бомба, которая использовалась 12 июня, по первой оценке взрывотехников, была довольно примитивной и не особенно надежной.
При осмотре места, откуда террористы привели в действие бомбу, оперативники обнаружили полиэтиленовый пакет, в котором на куске фанеры были закреплены обычная электророзетка белого цвета, тумблер и несколько батареек. Причем эта "взрывная" машинка была соединена с проводом, идущим к мине, обычным "тройником". "Создается ощущение, что террористы читали распечатку из Интернета, из "Поваренной книги террориста", либо намеренно собрали бомбу столь небрежно", - заявил один из экспертов изданию "ГАЗЕТА.GZT.RU".
Любопытно, что сходное впечатление - удивительной, возможно, намеренной - небрежности, если верить СМИ, оставила у взрывотехников еще одна самодельная бомба. Та, которая использовалась для покушения на главу РАО "ЕЭС России". И результаты взрыва были сходны - минимальный материальный ущерб, никаких жертв, но много шума. В обоих случаях у
сыщиков складывается впечатление, будто именно такой исход и был запланирован.
Так, если учесть опыт отставного полковника Владимира Квачкова, главного подозреваемого в покушении на Чубайса, то становится ясно, что взрыв должен был быть более эффективным. А если учесть, что взрывное устройство на железной дороге было заложено заранее (провода, идущие от бомбы к "пульту управления", пролежали в земле несколько дней, а не часов, утверждают эксперты), то становится ясно, что закладывавшие бомбу не могли не заметить - в выбранном ими месте поезда всегда идут со скоростью 10-15 километров в час.
Мособлпрокуратура, кстати, уже опровергла все сообщения о том, что при подрыве поезда и покушении на Чубайса использовали идентичные бомбы. При этом утверждали: единственное, что роднит оба дела - и тогда, и сейчас следственно-оперативную группу, в которую вошли следователи и оперативные сотрудники прокуратуры, ФСБ и органов внутренних дел, возглавил заместитель прокурора области Валерий Кузнецов ("дело Чубайса" потом забрала Генпрокуратура).
Формально вопрос о том, были ли упоминания в печати об аналогиях с покушениям на Чубайса обычной "уткой", выдумкой журналистов ради сенсации, или же намеренно организованной кем-то дезинформацией, пока остается открытым. Однако совсем неясно, кто именно и что конкретно мог бы выгадать от вброса такой информации. Разве что адвокаты Квачкова, которым, если бы было доказано сходство двух взрывов, представилась бы возможность указать на непричастность их подзащитного к преступлению на железной дороге - а следовательно, и на высокую вероятность того, что столь похожее на эту диверсию покушение на Чубайса не было делом его рук.
Самой же увлекательной для публики выглядит самая неприятная версия. Состоит она в том, что подрыв поезда был отвлекающим маневром перед другим, более крупным, терактом. Точно так же, как захвату мюзикла "Норд-Ост" предшествовал взрыв у "Макдоналдса", а терактам в самолетах в конце августа прошлого года - взрывы на остановках общественного транспорта.
Однако эта версия также не представляется убедительной, так как с момента подрыва поезда прошло уже более трех суток. А проводить отвлекающий маневр за много дней до масштабного теракта не имеет смысла. Скорее всего, такой "маневр" станет для правоохранительных органов предупреждением и приведет лишь к усилению мер безопасности в целом.
Таким образом, можно сказать, что ничего существенного о ходе расследования взрыва 12 июня в СМИ пока не появилось. В свете этого сообщения о сходстве бомбы, взорвавшей поезд, с бомбой, подорвавшей кортеж Чубайса, выглядят попыткой "перевести стрелки". Отвлечь внимание от того факта, что до раскрытия дела еще очень далеко. У следствия пока нет таких успехов, которыми можно было бы похвалиться.
Кажется, опасения Лимонова вполне оправданны.
Мария Мстиславская