Приключения макета "Российский шаттл" остается суммой макета и туманных рассуждений о преимуществах перед американским

Корабль многоразового использования с внушительной грузоподъемностью должен прийти на смену "Союзам" и составить конкуренцию американским шаттлам. История "Клипера" напоминает историю "Летучего Голландца": все, кто знаком с российской космонавтикой, когда-либо о нем слышали, но не видел почти никто - включая и посетителей двух последних международных выставок, куда съездил только макет в масштабе один к пяти.

Шаттл, который построит РКК

О "новом российском шаттле" заговорили в 2004 году. С 1988 года, когда произошло первое и единственное путешествие на орбиту "Бурана" - клона американских космических челноков, российская космонавтика едва ли могла предъявить что-либо сопоставимое по сложности с проектами главного соперника. Реплики чиновников космического ведомства содержали очевидные намеки на близкий реванш. "Я не верю, чтобы американцы приняли участие в этом проекте. Ведь они всегда хотят быть первыми" - заявил тогда Валерий Рюмин, заместитель генерального конструктора РКК "Энергия".

В ноябре 2004 года состоялся первый показ макета. Предполагаемый заказчик был известен с самого начала: представители ESA, третьей в мире космической организации, вскоре после анонса прибыли в Москву.

Конструкторы и дизайнеры приложили все усилия, чтобы сделать корабль удобным и функциональным. Космонавтов встретят просторная кабина и меньшие перегрузки. "Клипер" вдвое тяжелее "Союзов ТМА", но вмещает шестерых (вместо троих) членов экпипажа и 500 (вместо 60) килограммов груза. Космический аппарат умеет приземляться на обычные аэродромы, на которых найдется взлетно-посадочная полоса четырехкилометровой длины. И - что привлекательнее всего - он будет многоразовым. Такого рода рекламный проспект был озвучен еще до того, как у российского шаттла появилась обшивка, а разработчики определились с его формой.

"Клипер" на орбите, рисунок Анатолия Зака, russianspaceweb.com

Lenta.ru

На этом Роскосмос мог бы остановиться - аппарат с такими характеристиками, вероятно, был бы выкуплен NASA за большие деньги, которых действительно не хватает отечественной космонавтике. Но в американском космическом агентстве (как, впрочем, и в европейском) не торопились с выгодным приобретением.

Развивая мысль, в Роскосмосе уточнили, что "Клипер" - "быстрее, выше, дешевле". Кроме заявленного, он пригодится покупателю для полетов на Марс и на Луну. А обойдется меньше, чем в миллиард долларов.

"Основная цель создания шестиместного многоразового корабля "Клипер" с точки зрения экономики заключается в снижении себестоимости полета на одного человека. Себестоимость вывода на орбиту космонавтов на нем будет дешевле, чем на используемых сейчас "Союзах", и во много раз дешевле полетов на шаттлах"

Николай Севастьянов, руководитель РКК "Энергия"

Очередная демонстрация состоялась в апреле на Всемирной выставке "ЭКСПО-2005" в Японии. Если не считать головы мамонта, привезенной из Сибири, и авиакосмического аппарата С-21 для суборбитальных полетов, "Клипер" стал единственным перспективным и дорогостоящим российским экспонатом, но так и не смог привлечь к себе внимания возможных инвесторов. Энтузиазм инженеров и ученых не разделяли не только за границей. Еще до неудачных попыток найти спонсоров за рубежом проекту отказали в сколь-либо существенном финансировании из бюджета.

ESA, которое поможет построить шаттл

Европейцы поняли, что Россия не обманет, не продаст

Анатолий Перминов

С момента презентации в японской Нагое "Клипер" успели переоборудовать. Изначально рассматривалось два варианта - "самолетный" и "несущий". Первый из них предполагал, что корабль с обтекаемым корпусом сможет, как и оригинальные шаттлы, самостоятельно маневрировать в атмосфере и приземляться на аэродромы. Второй допускал возможность спуска на парашюте, и именно такой макет увидели посетители "ЭКСПО". Теперь "бескрылой" предпочли "крылатую" версию, разрабатываемую при поддержке ОКБ "Сухой". Неопределенность с формой аппарата, о котором говорили как о сложившемся проекте, не смущает его создателей. "Фюзеляж корпуса собирается по принципу конструктора "Лего", поэтому мы сможем изменять конфигурацию корабля в зависимости от поставленных задач" - сообщил генеральный конструктор РКК "Энергия" в одном из интервью.

Перед началом авиасалона в парижском пригороде Европейское космическое агентство продолжило переговоры. 10 июня генеральный директор ESA заявил о намерении поддержать разработку, а через четыре дня был подписан договор о сотрудничестве, в котором "Клиперу" отводится особая роль. Напомним, в апреле российское и европейское космические ведомства уже договорились осуществлять совместные запуски с околоэкваториального космодрома Куру во Французской Гвиане, но тогда речь шла только об использовании российских ракет-носителей для доставки грузов на орбиту.

Кроме "Клипера" и запусков с гвианского космодрома, в новом договоре перечислены еще пять областей совместных действий:
наблюдения Земли, телекоммуникации, навигационные системы, разработка новых космических технологий и фундаментальные исследования. Большая часть списка касается вполне прагматических замыслов, в осуществимости которых трудно усомниться.

Шестилетний план, который устраивает всех

Первая российская ракета "Союз" стартует с Куру в 2008 году. Сами ракеты изготавливаются по давно известной технологии, и главная трудность, на преодоление которой отводится три года - отсутствие подходящей стартовой площадки на космодроме. "Клипер" отправится в космос не позднее 2011 года, но пока неясно даже, что и откуда выведет космический корабль на орбиту. Наиболее вероятным кандидатом числилась украинская ракета "Зенит", но, по словам неназванного источника в Роскосмосе, которые цитирует журнал "Бизнес", теперь такое решение считают "политически ошибочным" (что, впрочем, не мешает использовать "Зенит" в совместном российско-украинско-американском проекте "Морской старт"). Следовательно, остаются российские "Онега" и "Ангара", европейская Ariane или привычный "Союз-2". В пользу последнего варианта (который, однако, должен быть модифицирован) высказался недавно новый руководитель РКК "Энергия" Николай Севастьянов. Отметим, что грузоподъемность ракет "Союз-2" при старте с удаленных от экватора космодромов невысока, и, значит, "Клиперу" также предстоит взлетать с территории Французской Гвианы.

Многообещающий и недорогой космический корабль, который вскоре удивит мир, пока продолжает быть суммой мобильного макета и туманных рассуждений о перспективах. Ситуация, когда договор означает даже не кредит доверия, а готовность потратиться за счет выигрыша на других, надежных и давно отработанных технологиях, устраивает всех. Маловероятно, что Роскосмосу удастся доказать обратное посредством постеров и фотографий макета (а "средневзвешенное" отношение к "наглядной агитации" космического ведомства" довольно неплохо иллюстрирует комментарий на сайте журнала "Новости космонавтики").

Но - будем надеяться.

Борислав Козловский

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше