23 июня в Москве прошло общее годовое собрание акционеров ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС". Подведя итоги 2004 года и утвердив годовой отчет и бухотчетность, акционеры избрали новый состав Совета директоров, и убедившись, что банкета не предвидится ("Банкет будет, но не в этом году: счета арестованы", - разочаровал их от имени руководства компании Виктор Геращенко), разошлись по домам. Однако в ходе этого достаточно рядового события, которое происходит ежегодно, собравшимся был преподнесен сюрприз в виде откровения Геращенко о событиях полуторагодовой давности, когда собственно и началось "дело "ЮКОСа". Кроме того, акционерам по таинственным причинам так и не удалось внести изменения в устав компании.
Но сначала об официальных итогах собрания. "ЮКОС" выжил. Никто не сомневается, что прошедший год был для него непростым, можно сказать - худшим из всех. За налоговые долги у компании отобрали ее основное добывающее предприятие - "Юганскнефтегаз". Мало кто верил, что "ЮКОСу" удастся избежать банкротства, которым то и дело грозило его руководство. Но Геращенко заверил, что впредь компания не будет оперировать этим термином в своих заявлениях и не планирует говорить о ликвидации. Он подчеркнул, что "ЮКОС" продолжает существовать и верить в светлое будущее. По словам председателя Совета директоров, даже без "Юганска" "ЮКОС" может остаться "пятой или шестой компанией России", хотя и планирует добыть в 2005 году вчетверо меньше нефти, чем в предыдущем.
Акционеров заверили, что "ЮКОС" сможет погасить все имеющиеся у него задолженности, хотя и считает большую их часть вмененной несправедливо. Как заявил Геращенко, в настоящее время компания выплатила две трети долгов (точнее, 407,4 миллиарда рублей) по выставленным государством налоговым претензиям за 2000-2003 года, которые составляют 583 миллиарда рублей. Возможные претензии иностранных миноритариев Совет директоров "ЮКОСа" "не очень беспокоят", отметил его председатель.
Однако, чтобы закрыть эти долги, компании придется приложить титанически усилия. На погашение налоговых претензий будет направляться более 90 процентов выручки, сообщил Франк Ригер, первый вице-президент "ЮКОС-РМ" (одной из двух управляющих компаний "ЮКОСа", отвечающей за переработку и сбыт). Более того, чтобы расплатиться с государством, предполагается продажа как непрофильных, так и профильных активов, "если для этого будут получены разрешения компетентных органов". Выслушав это, акционеры вошли в положение и решили отказаться от дивидендов по итогам 2004 года, а всю прибыль направить на погашение налоговой задолженности.
Юрий Бейлин, вице-президент НК "ЮКОС"
Франсуа Букле, директор компании Cube Capital Ltd
Виктор Геращенко, председатель Совета директоров НК "ЮКОС"
Алексей Конторович, директор Института геологии нефти и газа Сибирского отделения РАН
Бернар Лозе, президент компании Loze Associes
Юрий Похолков, ректор Томского политехнического университета
Евгений Сабуров, директор Института проблем инвестирования, научный руководитель Института развития образования университета "Высшая школа экономики"
Александр Семикоз, советник Правления, представитель Московского народного банка в Совете директоров КБ "Еврофинанс Моснарбанк", Московский народный банк, Лондон
Иван Силаев, президент Российского Союза машиностроителей
Стивен Тиди, президент НК "ЮКОС"
Владимир Форосенко, независимый консультант
"ЮКОС", который сейчас нуждается в средствах как никогда, находится в их постоянном поиске. По словам Ригера, новый источник доходов был найден. Кроме нефтедобычи и переработке сырья отныне компания станет оказывать услуги по транспортировке и логистике нефти и нефтепродуктов сторонним организациям. Под этими организациями, очевидно, в первую очередь имеется в виду "Роснефть", которая после приобретения "Юганскнефтегаза" широко использует инфраструктуру "ЮКОСа". Как утверждают некоторые СМИ, на днях некогда возглавляемая Ходорковским компания даже получила благодарственное письмо от руководства "Роснефти" за то, что "отнеслась к проблеме по-государственному".
Что касается избрания Совета директоров, то тут никаких сюрпризов не произошло - он был утвержден именно в том составе, который предложил в конце мая Геращенко. Правда, следует оговориться, что тогда ему пришлось воспользоваться этим исключительным правом, чтобы сохранить работоспособность компании. Дело в том, что в конце апреля Group MENATEP, основной акционер "ЮКОСа", объявила, что не будет выдвигать своих кандидатов для избрания в Совет, так как не желает "создавать видимость легитимности деятельности компании, в которой любое решение менеджмента или Совета директоров целенаправленно игнорируется". Другие акционеры "ЮКОСа" также не предложили своих кандидатов в СД. Кстати, как стало известно накануне, пост председателя этого руководящего органа сохранился за Геращенко.
Сюрприз
Как запоздалое откровение на собрании прозвучало официальное заявление Геращенко о том, что, оказывается, в четвертом квартале 2003 года "ЮКОС" достиг договоренности с одной из крупнейших американских нефтедобывающих компаний о продаже 45 процентов своих акций за 25 миллиардов долларов. Однако эта сделка не состоялась, так как "сорвалась сделка "ЮКОСа" с компанией "Сибнефть", посетовал Геращенко.
О слиянии "ЮКОСа" с "Сибнефтью", которое должно было стать крупнейшим в российской корпоративной истории, было объявлено в апреле 2003 года. Затем на рынке появились слухи о том, что основные акционеры "ЮКОСа" ведут переговоры с некоей крупной международной нефтяной компанией о продаже пакета акций объединенной "ЮКСи", который, предположительно, хотел купить ExxonMobil. Но в начале июля того года Генпрокуратура объявила о расследовании нескольких уголовных дел, связанных с "ЮКОСом". По подозрению в организации убийств был арестован бывший сотрудник службы безопасности компании Алексей Пичугин (приговоренный в марте 2005 года к 20 годам заключения). Примерно в то же время в СИЗО оказались и Платон Лебедев с Михаилом Ходорковским. В декабре МНС предъявило "ЮКОСу" первые налоговые претензии. К тому моменту как об объединении с "Сибнефтью", так и о не подтвержденных слухах о продаже акций американцам все уже забыли.
Исходя из предполагаемой суммы сделки, Геращенко предложил оценить реальную капитализацию "ЮКОСа" на то время в 55,5 миллиарда долларов. По официальным же данным тогда компания оценивалась примерно в 30 миллиардов, а на сегодняшний день, с учетом текущих котировок в РТС, весь "ЮКОС" стоит 1,15 миллиарда долларов. Как отреагировали на откровение Геращенко акционеры, доподлинно неизвестно, но некоторый эффект оно все же произвело - в течение нескольких минут после этого заявления акции "ЮКОСа" на ФБ ММВБ подорожали, правда, всего на 2,3 процента.
Еще одной неожиданностью стало то, что на собрании акционеров не удалось внести изменения в устав компании, предусматривающие уменьшение ее уставного капитала и смену адреса регистрации с нефтеюганского на московский. Не удалось набрать необходимого для изменения устава большинства. Один из присутствовавших на собрании акционеров, которому принадлежит примерно 10 процентов голосов, бюллетень по этому вопросу в счетную комиссию не подал. По официальной версии, нерасторопным акционером был фонд Veteran Petroleum, который якобы не получил вовремя бюллетени для голосования и не успел договориться о своей позиции по этому вопросу с управляющей им Group MENATEP. При этом по другим вопросам повестки Veteran Petroleum успешно проголосовал.
Что касается переезда в Москву из Нефтеюганска, где с начала года хозяйничает "Роснефть", то причины этого понятны: "После экспроприации "Юганскнефтегаза" нам не очень удобно находится в одном и том же месте", - пояснил начальник правового департамента "ЮКОСа" Рудольф Мхиторян. Уменьшение же уставного капитала было необходимо "в связи с решением Арбитражного суда Москвы от 22 июля 2003 года о признании недействительным дополнительного выпуска акций "ЮКОСа" и его аннулированием", как говорится в официальном пресс-релизе, размещенном на сайте компании.
Между тем, эта допэмиссия была выпущена для предполагаемого объединения с "Сибнефтью". После ее отмены в рамках "развода" с "Сибнефтью" "ЮКОС" должен был получить 3 миллиарда долларов. Однако, по словам Геращенко, "отдать деньги за совместно нажитое имущество, если говорить в терминах бракоразводного процесса, акционеры "Сибнефти" не торопятся. Видимо, у них очень большие расходы на футбол". Из тех же соображений, наверное, исходил и один из менеджеров "ЮКОСа", который предположил, что "забывший проголосовать" акционер представляет интересы "Сибнефти". Однако такое утверждение выглядит сомнительным. К тому же в "Сибнефти" заявляют, что 8,8-процентный пакет акций "ЮКОСа", который контролируется компанией Millhouse, не регистрировался для участия и не принимал участия в собрании.
Руководство "ЮКОСа" исходит из того, что компания сможет продолжать беспрерывную деятельность, однако судебные процессы вокруг компании содержат угрозу такой деятельности.
Остальные вопросы повестки дня представляются мало интересными. Акционерам был представлен обзор набивших оскомину действий компании по судебной защите в России и в Европейском Суде по правам человека, которым "ЮКОС" "придает большое значение". Кроме того, был утвержден аудитор компании, которым снова был выбран PriceWaterhouseCoopers.
В целом можно констатировать, что 23 июня менеджеры выжившего несмотря на все "ЮКОСа" вспоминали старые победы - по результатам прошлого года компания стала лидером по объемам добычи нефти в России. Но теперь некогда великая нефтяная империя Михаила Ходорковского представляет собой предприятие с неуклонно снижающейся добычей, нефтеперерабатывающие заводы которого загружаются чужим сырьем, в том числе и государственной "Роснефти". Хотя руководство и планирует удержать добычу нефти на уровне 20 миллионов тонн в год, оно же и признает, что в 2005 году следует ожидать лишь дальнейшего падения производства. Даже сам председатель совета директоров компании не уверен в перспективе ее выживания, оценивая шансы на это как пятьдесят на пятьдесят. Так что акционеры, которые придут на общее собрание следующим летом, возможно, снова не дождутся банкета после его завершения.
Алексей Гапеев