Краткосрочная, но массированная атака в подконтрольных Кремлю средствах массовой информации на экс-премьера Михаила Касьянова увенчалась признанием Генпрокуратуры: да, есть уголовное дело, уже возбуждено, ведутся следственные действия. Между тем прошел всего год с небольшим после падения Касьянова с политического Олимпа, а многие уже подзабыли вальяжно-обходительного председателя правительства с приятным баритоном. Тем паче подобный шквал обличительных инвектив, да еще и со стороны небезызвестного депутата и журналиста Александра Хинштейна, через которого периодически случаются утечки скандальной информации, может показаться на первый взгляд несколько неожиданным.
Но если попытаться разобраться в этой истории, которая, похоже, только начинается, то возникает несколько любопытных вопросов. Основными из них являются: заказ ли это, с чьей стороны, и имеет ли отношение все происходящее к недавно проявившимся президентским амбициям бывшего премьера, а ныне владельца скромной аналитической конторы?
От техника до премьера
В декабре Михаилу Касьянову исполнится 48 лет. Он родился в подмосковном Солнцеве, закончил МАДИ. В 24 года он оказался в Госплане СССР - грандиозном монстре, пытавшемся управлять огромным хозяйством страны в соответствии с учением Маркса и Энгельса, помноженным на бюрократический опыт советского чиновничества и утопические изыски плановых экономистов.
Закончив экономические курсы при Госплане и подучив английский язык, Касьянов перешел во внешнеэкономическую сферу, что и стало стартовой площадкой для его быстрого карьерного роста. В середине 1990-х он уже курирует в Минфине вопросы, связанные с внешним долгом России. Успешные переговоры с кредиторами по поводу реструктуризации задолженности после финансового кризиса 1998 года приводят его в кресло министра финансов.
В мае 2000 года Касьянов возглавляет правительство и пребывает на этом посту до февраля 2004 года, то есть его премьерство практически совпадает по срокам с первым президентским сроком Владимира Путина. Часто упоминалось о том, что Касьянов оказался на этом посту отнюдь не благодаря своим выдающимся управленческим способностям, а для того, чтобы соблюсти баланс интересов двух основных властных группировок - уходящих "семейных", сформировавшихся при Ельцине, и набирающих силу "питерских", опирающихся на силовые структуры.
Биография Михаила КасьяноваИнформация с сайта компании "МК-Аналитик"
Чувствуя за спиной поддержку своего клана, Касьянов позволял себе в открытую критиковать действия, гласно или негласно одобренные путинской администрацией. Например, когда президент провозгласил необходимость срочных реформ, премьер заявил, что никаких кардинальных реформ не будет. Также Касьянов довольно резко осуждал арест Ходорковского и весь процесс против "ЮКОСа". Но дальше этого его фрондерство не заходило и никаких реальных последствий не имело.
После отставки Касьянов некоторое время вынашивал идею создания крупного инвестиционного банка, но, не получив поддержки Кремля в этом начинании, на полгода с лишним исчез из поля зрения СМИ. И только в феврале 2005 года на презентации созданной им фирмы "МК-Аналитика" он сделал первые свои политические заявления, фактически взяв сторону оппозиции в ее обвинениях против нынешней власти.
Плохая карма сусловской дачи
Гром грянул со значительным запозданием, хотя молнии сверкали еще в мае. В своей статье в "Московском комсомольце" записной борец с коррупцией Хинштейн поделился со всем заинтересованными лицами сведениями о том, как Михаил Касьянов чуть ли не в день своей отставки стал обладателем роскошной усадьбы в районе Троице-Лыково на северо-западе столицы. Это один из немногих оставшихся нетронутыми уголков деревенской Москвы, напротив Серебряного Бора, с практически неиспорченной экологией.
В советское время местные дачи были закреплены за крупными партийными боссами. В частности, "Сосновка-1" площадью 11 гектаров, отошедшая во владение Касьянову, ранее была закреплена за сумрачным демиургом советской идеологии Михаилом Сусловым. В январе 2003 года Касьянов своим премьерским распоряжением передал эту недвижимость в ведение Минимущества, которое спустя несколько недель разрешило выставить ее на продажу через подведомственное учреждение.
По сведениям Хинштейна, Касьянов выкупил эту госдачу за сущий бесценок, если можно назвать таким словом 720 тысяч долларов. Хотя при сравнении с реальной рыночной стоимостью земельного участка, которая, по некоторым оценкам, достигает 150 миллионов долларов, наверное, это действительно так. Процедура покупки была, как водится, обставлена через подставные фирмы, и самым примечательным здесь является то, что владельцем одной из них, по утверждению Хинштейна, являются супруги Касьяновы. Причем регистрация фирмы была проведена еще в бытность Касьянова премьером, что противоречит существующему законодательству, запрещающему госслужащим заниматься коммерческой деятельностью.
Наверняка о подобном запрете знал и сам Касьянов, так что удивительно, зачем ему понадобилось оформлять фирму на собственное имя, да еще в столице, давая таким образом, зеленый свет всевозможным любителям компромата.
Следователи прокуратуры полагают, что в ходе вышеозначенной трансакции было произведено "причинение имущественного ущерба в особо крупном размере путем обмана или злоупотребления доверием". По закону, подобные распродажи должны проводиться на открытом конкурсе, который на поверку оказался фиктивным. Объявление о нем было опубликовано в практически неизвестном издании "Жилье и реформы", тираж которого почти полностью был скуплен с целью не допустить утечки информации конкурентам.
Хинштейн называет эти фирмы подставными на основании того, что все три участника конкурса были зарегистрированы по одному и тому же адресу на Профсоюзной улице и в один и тот же день. В итоге победителем конкурса на "Сосновку-1" стало ООО "Амелия", тут же переуступившее покупку ООО "Арт-Групп", которое-то якобы и было учреждено Касьяновым с супругой.
Вслед за Касьяновым Генпрокуратура обратила свое недремлющее око и на еще одного фигуранта сделки, гендиректора ФГУП "ВПК-Инвест" Равиля Гайсина. Именно его заведение являлось оператором Минимущества по продаже объектов госсобственности, а посему именно в его власти было организовать продажу по демпинговым ценам престижных владений советских царедворцев.
Любопытно, что резиденция "Сосновка-3", например, была куплена, по утверждениям ряда изданий, председателем совета директоров "Альфа-банка" Михаилом Фридманом. Правда, к нему никаких претензий не предъявляется, и остается непонятно, то ли он, в отличие от Касьянова, уплатил за элитную недвижимость полную рыночную стоимость, то ли по каким-то иным причинам его личность не заинтересовала организаторов этой акции, во всяком случае, пока.
Касьянов, находящийся на отдыхе за границей, в своем заявлении по поводу проявленного прокуратурой любопытства утверждает, что его нынешняя коммерческая деятельность ведется в полном соответствии с законом. При этом о "дачном деле" говорится в крайне обтекаемых выражениях, вроде того, что, будучи премьером, он ничего не нарушал, нигде не состоял и занимался только тем, чем положено по уставу. Также в заявлении никак не отмечено, что Касьянов горит желанием вернуться на родину, предстать пред светлые очи следователей прокуратуры и ответить на самые интимные вопросы, какие только могут у них возникнуть в связи с возбуждением уголовного дела.
Отсутствие каких-либо комментариев на этот счет оставляет простор для толкований относительно дальнейшего будущего экс-премьера. Возможно, он решит остаться вне пределов отчизны, дабы не искушать лишний раз судьбу, но тогда любые политические заявления будут восприняты не то что без особого энтузиазма, но даже с плохо скрываемым раздражением: мало нам одного Платона Еленина, так еще и этот туда же. Действительно, два лондонских обличителей - это было бы уже чересчур для изрядно похудевшей российской либеральной интеллигенции, которая периодически обращает взор к туманному Альбиону, пытаясь уловить вибрации грядущих изменений.
Между тем, к выяснению отношений Касьянова с законом подключился и неугомонный Олег Митволь со своим "Росприроднадзором". Если в Троице-Лыково борцы за сохранение окружающей среды еще ничего обнаружить толком не успели, по причине кратковременности изысканий, то в деревне Усово по рублевскому направлению были найдены 5 гектаров, имеющие отношение к Касьянову. Однако, в чем тут криминал, и есть ли он вообще, Митволь конкретизировать отказался.
Был бы человек, а дело найдется
Итак, Михаил Касьянов находится в отпуске где-то за границей и досрочно возвращаться из него не намерен. Прибытие его в Москву ожидается 25 июля, как указано в заявлении. Однако оно было опубликовано еще до того, как прокуратура официально подтвердила существование уголовного дела в отношении бывшего премьера.
В данном случае, оправдывает себя поговорка сталинских времен "был бы человек, а дело найдется". На это совершенно недвусмысленно намекает и Хинштейн, выступивший публичным инициатором антикасьяновской кампании. По его словам, "любое дело - это лишь трамплин для серьезного анализа того, чем занимался Касьянов, и серьезного анализа деятельности коммерческих структур, которые связаны с Касьяновым".
Интересно, что же послужило поводом для столь пристального интереса к личности экс-премьера спустя год с лишним после его ухода из большого политического спорта. Первое, что приходит на ум, это попытка Касьянова вновь стать значимой политической фигурой, или же попытка неких сил сделать его таковой. Но все эти попытки пока заключаются лишь во фразе о том, что Касьянов не исключает возможности своего участия в президентских выборах 2008 года, и ряду критических замечаний насчет того, что Россия при нынешнем руководстве идет куда-то не туда.
Заявить о возможности своего участия в борьбе за кремлевский престол, согласно конституции, может любой гражданин России, если он достиг определенного возраста, дееспособен и так далее и тому подобное. Тот же Григорий Явлинский не исключает для себя подобной возможности все годы своего пребывания на политической сцене и даже принимает посильное участие в избирательном процессе в роли кандидата от демократической оппозиции, впрочем, неизменно с печальным результатом.
Да и Кремль критикуют все кому не лень. Вот и соратник Путина по "питерской" команде министр Минэкономразвития Герман Греф, числящийся за либеральным флангом, неоднократно заявлял о своем несогласии с необходимостью удвоения ВВП в установленные сроки, чем приводил нынешнего премьер-министра Михаила Фрадкова в состояние, близкое к ступору. Последнего тоже можно понять - кадровый чиновник, привыкший точно исполнять приказы начальства, естественно, оказывается в замешательств, когда ему открыто заявляют, что эти приказы недальновидны, а то и вовсе ошибочны.
Впрочем, если все-таки разрабатывать политическую, а не уголовную версию гонений на Касьянова, то при его текущем электоральном рейтинге в 1 процент (у Путина, напомним, он колеблется в районе 40 процентов), говорить серьезно об экс-премьере как о потенциальном противнике действующему президенту неправомерно. Поэтому здесь можно усмотреть несколько основных поводов, которые с одной стороны неявны, а с другой - взаимосвязаны.
Во-первых, известно, что часть российской властной элиты выражает недовольство сложившимся положением вещей, при котором все идет к тому, что при следующем российском президенте российский политический истеблишмент не претерпит сколько-нибудь заметных структурных изменений. Поэтому возможное объединение этих группировок вокруг кандидатуры Касьянова и его последовательная "раскрутка" может поднять его электоральный рейтинг до вполне серьезных величин, хотя и вряд ли сравнимых с путинскими.
Но при этом надо учитывать, что Кремль так и не определился с потенциальной заменой нынешнему президенту и даже маститые политтехнологи пребывают по этому поводу в глубоком замешательстве. Следовательно, в перспективе рейтинг этого гипотетического кандидата власти вряд ли будет столь же высоким, как у Путина. По правде говоря, если убрать из текущих раскладов фигуру Владимира Владимировича, то комбинации вырисовываются самые причудливые, так что в фавориты может выйти как известная личность, до поры пребывавшая в тени, так и абсолютно новый человек.
Во-вторых, и это тесно связано с "во-первых", этими действиями власть дает понять не только Касьянову, но и всем излишне прытким несанкционированным соискателям президентства, что, имея в руках такой инструмент, как Генпрокуратура, любого из них можно поставить в известное положение, при котором ему придется оправдываться перед пристрастными следователями, а не очаровывать избирателей смелыми программными ходами.
Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и третий вариант, когда политический бомонд решил поставить на место одного из своих типичных представителей, вдруг решившего публично побравировать нарушением внутрикорпоративных правил, согласно которым сор из избы выносить не полагается, а все проблемы вокруг раздела сфер влияния следует решать кулуарным путем.
Будущее покажет, насколько серьезны претензии Генпрокуратуры к Михаилу Касьянову. Дело это, как говорится, мутное, забот у прокуроров и без этого хватает, так что материалы могут полежать под сукном еще некоторое время. И как только Касьянов будет совершать какие-нибудь неловкие телодвижения, сразу же будут следовать заявления-напоминания, что дело-то все еще расследуются, что уже есть кое-какие факты и фактики, складывающиеся в целостную картину. А вот изображено ли на этой картине преступление или что-то более невинное, станет известно лишь в "час Х", который, может быть, никогда и не настанет.
Так что Касьянову теперь предстоит сделать трудный выбор - чья судьба ему ближе, Ходорковского или Березовского. Зная об этом, экс-премьер будет куда осторожней в своих действиях, поскольку понимает, что показанный ему короткий поводок может в умелых руках превратиться в удавку.