В понедельник, 2 августа, цыганский барон Артур Черарь из молдавского города Сороки выступил с оригинальным предложением: объединить цыган бывшего СССР (а в перспективе - и всей Европы) в единое цыганское королевство. Дескать, лишь после того, как рассеянные по свету цыгане соберутся под единой рукой, будет им счастье. А до тех пор обречены они прозябать на задворках истории. К тому же на дворе уже третье тысячелетие, а цыгане все без своего королевства - безусловно, непорядок. Дело за малым - дождаться восхищенных рукоплесканий и всемерного одобрения со стороны мирового сообщества.
Как пишет газета "Время новостей", намерения у Артура Чераря самые серьезные. В Страсбурге, по его словам, сейчас полным ходом идет подготовка к цыганскому форуму. Участники этого мероприятия намерены выработать стратегию цыганского сообщества, уяснить его структуру и приступить к конкретным действиям. Дело это, как признает сам барон, безусловно, долгое - лишь на предварительную подготовку уйдет несколько лет. Зато потом перспективы открываются самые блестящие.
До сих пор цыгане не пытались создать собственное государство просто потому, что оседлость противоречит традициям и жизненному укладу этого кочевого народа. Так что заявление Чераря можно рассматривать как своего рода сенсацию из жизни ромалов (одно из самоназваний цыган). Правда, при ближайшем рассмотрении выясняется, что слова о Великом королевстве цыганском - далеко не первые громкие заявления баро Чераря.
В прошлом году Артур Черарь огорошил мировые СМИ новостью, что хочет построить четырехкилометровый мост через Днестр высотой 150 метров, который соединил бы Молдавию и Украину. А про открытие Цыганского университета с непременным факультетом цыганологии баро говорит регулярно, так же как и о создании цыганской политической партии.
Что касается финансовой стороны любого из этих проектов, то, утверждает Черарь, средства на подобные мероприятия он найти сможет. Чераря неофициально называют одним из самых богатых цыган на территории СНГ. Его отец баро Мирча Черарь, скончавшийся в 1999 году, был известным предпринимателем и даже владел личным самолетом. В его деловую империю входили трикотажные фирмы, сельскохозяйственные кооперативы и множество мелких предприятий. Сын пошел по стопам отца и приумножил семейное состояние.
В цыганском языке прилагательное "баро" значит "большой", "великий", а форма мужского рода используется также как одушевленное существительное "глава семьи или табора". Словосочетание "ром баро" значит "взрослый мужчина; видный, уважаемый цыган".
В европейских языках словосочетание "цыганский барон" широко распространилось после появления оперетты Иоганна Штрауса "Der Zigeunerbaron" (1885). Либретто "Zigeunerbaron" было написано на основе повести венгерского писателя Мора Йокаи "A ciganybaro". В начале 1890-х слово der Zigeunerbaron было заимствовано русским языком в виде кальки ("цыган-барон") и несколько позже переосмыслено более естественным образом, как "цыганский барон". Понятно, что к европейскому дворянскому титулу "барон" оно никакого отношения не имеет.
По словам баро Чераря, после того как цыганское королевство будет создано, в европейских странах откроются его дипломатические представительства. Но на вопрос, чем будут заниматься представители новоявленного монарха, четкого ответа Черарь не дал. Как и на вопрос - на какие деньги будет существовать королевство и чем вообще будут заниматься его подданные. В теории - улучшением условий собственной жизни, тем более что сделать тут, действительно, предстоит немало.
В 2003 году ООН попыталось изучить положение цыган в Европе, и от полученных в ходе исследований результатов чиновники пришли в ужас. ПО данным экспертов из Программы развития ООН (UNDP), только 20 процентов цыган официально работают где-либо. Далее в докладе аккуратно говорилось, что еще около 20 процентов "действуют в области теневой экономики". Нетрудно предположить, что эта цифра занижена - цыган в Европе не любят, на официальную работу берут с неохотой, и ромалам приходится зарабатывать деньги не совсем законными способами. При этом около 70 процентов цыганских семей пользуются государственными дотациями.
ООН тогда призвало страны ЕС увеличить объем оказываемой цыганам помощи, в том числе выпускать бесплатные учебники, стимулировать цыган к более активному поиску "законных" рабочих мест и так далее. Но особого успеха это не возымело - огромная часть европейских цыган просто не знают о программах, предназначенных им в помощь, отказываются получать документы и не верят государствам, на территории которых проживают. А 70 миллионов долларов, выделенные ЕС на улучшение жизни цыган, в основном тратятся на адресные дотации отдельным семьям.
Проблема заключается в том, что цыгане не только не встраиваются в реалии современного мира, но и не хотят этого. С одной стороны, они желают, чтобы их не трогали и позволяли жить по-своему, категорически противясь какой бы то ни было ассимиляции. С другой - они не хотят прозябать на задворках истории и хотят, чтобы к ним относились как к полноправным членам мирового сообщества. Нетрудно догадаться, что это вещи в принципе взаимоисключающие. В современном мире "жить, чтобы тебя не трогали" - редкая привилегия, доступная немногим.
Для правоохранительных органов государств, на территории которого проживают хотя бы несколько тысяч цыган, деятельность их общин является предметом постоянных забот. Не только потому, что существуют цыганские группировки, занимающиеся различной противозаконной деятельностью, но и потому, что цыгане - одна из любимых мишеней для различных националистических и экстремистских группировок. Само появление цыганского табора, как правило, повсюду в Европе создает излишнюю социальную напряженность. Практически любой полицейский из Восточной или Западной Европы скажет, что так называемая "цыганская проблема" существует и ее необходимо решать. Вот только как - не знает никто.
Надо заметить, что в Европе к "цыганской проблеме" относятся двояко. Национал-радикалы всех мастей мечтают, чтобы все цыгане исчезли с глаз долой, а каким образом и куда - неважно. Политкорректная часть ЕС считает, что цыгане должны быть интегрированы в цивилизованное общество. Ни то, ни другое, однако, самих цыган не устраивает.
Конечно, слова баро Чераря не стоит воспринимать всерьез. Никто не даст перекраивать границы современной Европы, а без собственной территории, аппарата управления и вооруженных сил любое государство, будь оно королевством или республикой, останется не более чем бумажным фантомом. В лучшем случае на слова кандидата в цыганские монархи обратят внимание чиновники из евроструктур и выделят дополнительные ассигнования различным организациям, защищающим права нацменьшинств. Но на жизнь основной массы европейских цыган это никак не повлияет.
Так что появление на карте мира Великого цыганского королевства - по-прежнему вопрос очень отдаленного будущего.
Сергей Карамаев