Политическая наличность Семья украинского президента запатентовала символы "оранжевой революции"

Есть такая старая шутка, когда родители приличного ребенка вдруг узнают, что он курит. Пораженные до глубины души, они продолжают расспросы, и им объясняют, что курит их чадо, только изрядно набравшись спиртным, а пьет только после посещения борделя. Нечто похожее произошло и на Украине, когда окружение президента Виктора Ющенко попыталось объяснить общественности, откуда у сына главы государства состояние, позволяющее ему жить с размахом арабского принца. Оказалось, что истоки богатства Андрея Ющенко лежат в "оранжевой революции", а точнее в тех лозунгах, под которыми она вершилась.

Можно как угодно относиться к тому, что происходило на Украине в конце прошлого года, когда страна выбирала себе президента, но отрицать то, что для миллионов людей "оранжевая революция", Майдан Незалежности, ночевки в оранжевых палатках, да и фигура самого Виктора Ющенко стали символами не просто смены власти, а подлинной свободы и демократии - бессмысленно. "Это было всеобщее фантастическое ощущение, что все, что мы делаем, правильно, и мы побеждаем", - эти слова покойного американского писателя Хантера С.Томпсона вполне можно вложить в уста тех людей, которые наводнили улицы Киева и, в конечном итоге, добились того, чтобы к власти пришел один из них - тот, кто так же, как и все остальные, мерз на Майдане и срывал голос на митингах - Виктор Ющенко.

Тому, кто не был прошлой зимой в Киеве и не общался лично с "оранжевыми", нелегко понять, что для них значит лозунг "Так! Ющенко". Для миллионов украинцев это не просто сочетание слов, которое удобно выкрикивать хором. У россиян такого лозунга, по крайней мере, в новейшей истории, никогда не было. Российское "Голосуй или проиграешь!" на этом фоне кажется рекламным слоганом наподобие "Иногда лучше жевать, чем говорить". Но, как оказалось, даже такое сочетание патетического крика души и политической программы в одном флаконе (вот, вспомнишь о рекламе!), как "Так! Ющенко", может быть вполне использовано в коммерческих целях.

Андрей Ющенко как хранитель семейных ценностей

После того, как выяснилось, что сын президента Украины живет ну совсем не по средствам, в окружении Виктора Ющенко задумались, как объяснить этот факт широкой общественности. Версию о высокооплачиваемой работе "золотого ребенка" в загадочной консалтинговой фирме эта самая общественность с понимающей улыбкой отвергла, и имиджмейкерам пришлось срочно искать новое объяснение. По всей видимости, команда украинского президента решила, что расставит все точки над "i", если позволит Андрею Ющенко продолжать шиковать по полной программе не за узко-семейный, а за общенародный счет. Заместитель главы Государственной налоговой администрации Украины Николай Катеринчук сообщил общественности, что Ющенко-младшему принадлежат все авторские права на политические бренды "оранжевой революции".

Сторонники Виктора Ющенко на Крещатике во времена "оранжевой революции", фото Юлии Вишневецкой, Лента.ру

Сторонники Виктора Ющенко на Крещатике во времена "оранжевой революции", фото Юлии Вишневецкой, Лента.ру

Lenta.ru

"Андрей Ющенко имеет авторские права на все политические бренды, которые использовались во время "оранжевой революции". Это к тому, что кто-то пытается считать доходную часть бюджета Андрея Ющенко", - заявил Катеринчук. Он также рассказал, что лично передал Ющенко-младшему и "ТАК!", и подкову, и многое другое после победы его отца в третьем туре. "В момент проведения избирательной кампании наша символика должна была быть юридически защищенной от использования другими. Это было необходимо, чтобы не выпускалась продукция аналогичного вида, но с противоположным смыслом", — объяснил чиновник. Ранее символика была зарегистрирована на самого Николая Катеринчука, поскольку именно он возглавлял в предвыборном штабе Ющенко юридический блок. По словам Катеринчука, президент лично потребовал передать часть прав на революционные бренды своему сыну, причем сделал это с подачи Петра Порошенко, нынешнего секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины.

Заявление Катеринчука вызвало, мягко говоря, шок у значительной части населения страны. Особенно у тех, кто под запатентованными лозунгами вершил в декабре прошлого года украинскую историю. Или пытался вершить. Получается, что Ющенко обещал своим избирателям честную и справедливую Украину под брендом, приватизированным его отпрыском? Ситуация в той же степени абсурдна, в какой и некрасива. Высокие идеалы, надежды миллионов людей, вылившиеся в конкретные слова, стали предметом торга - такое переварить непросто. Представьте себе на минуту Надежду Константиновну Крупскую, торгующую изображением серпа и молота или моделями броневика (в масштабе 1 к 42), с которого Владимир Ильич произносил свои пламенные речи. Можно даже, обладая изрядной долей фантазии, представить в качестве торговых марок и такие известные фразы как "No Pasaran", "Give me Liberty or Give me Death", "Guerre aux chateaux, paix aux chaumieres" и прочие. Но пока до гениальной идеи патентовать политические лозунги как торговые бренды, никто не додумывался.

Товарные знаки "Виктор Ющенко", "Блок Ющенко", "Ющенко", "В. Ющенко", "Так! Ющенко" зарегистрированы по классам товаров 16, 25, 35, 36, 38, 41, 42. Каждой цифре соответствует определенный вид товаров и услуг. 16-й класс: печатная продукция, бумага, канцтовары. 25-й класс: одежда, обувь, головные уборы. 35-й класс: реклама, деловое администрирование. 36-й класс: страхование, финансовая деятельность, кредитно-денежные операции и операции с недвижимостью. 38-й класс: услуги связи и телевидения. 41-й класс: образование, воспитание, культурно-развлекательные мероприятия. 42-й класс: обеспечение продовольствием и напитками, врачебный, гигиенический и косметический уход, правовые услуги, научные и промышленные исследования.

Правда, пресс-секретарь Виктора Ющенко Ирина Геращенко заявила, что регистрация символики избирательной кампании Виктора Ющенко на его семью проводилась исключительно с целью юридической защиты брендов и ни о каком коммерческом их использовании речи не идет. Пресс-секретарь подчеркнула, что символика избирательной кампании 2004 года была зарегистрирована на семью Ющенко "с целью, прежде всего, юридической защиты символики и брендов от использования ее в грязных технологиях и от элементарного воровства".

В таком случае непонятно, к чему вообще было вспоминать об этих патентах в то время, когда разгорелся скандал вокруг доходов Ющенко-младшего. По крайней мере, слова Катеринчука прозвучали именно как объяснение запредельных доходов Андрея. Процитируем еще раз: "Это по поводу того, что кто-то пытается считать доходную часть бюджета Андрея Ющенко", - так прокомментировал налоговик свое сообщение о приватизации семьей президента "оранжевой символики". Складывается впечатление, что в окружении Ющенко царит полнейшее замешательство, виновником которого стал "золотой мальчик" со своим автомобилем BMW и телефоном Vertu.

Цвет денег - оранжевый

Ни о какой коммерции, ни о каком коммерческом использовании этой символикой семьей Ющенко, конечно же, речи не шло. Такие цели не стояли, не ставились и совершенно не использовались в таком контексте семьей.

Ирина Геращенко, пресс-секретарь президента Украины

Как пишет российская газета "Известия", товарные знаки украинских "революционеров" были зарегистрированы еще в 2001 году с единственной задачей - воспрепятствовать использованию имени и портрета Ющенко его противниками в политических целях. О финансовой выгоде задумывались уже тогда - предполагаемые доходы организаторы будущей революции собирались направить на создание благотворительного фонда "3000", который бы передавал деньги детдомам. Фонд, правда, до сих пор так и не появился.

После того как стало известно, что теперь торговать бумагой и канцтоварами "от Ющенко" имеет право только сын президента, многие бывшие соратники главы государства высказывают праведное возмущение. По словам бывшего лидера радикальной организации "Пора!" и одного из идеологов "оранжевой революции" Андрея Гусака, "оранжевые бренды" принадлежат вовсе не семье Ющенко, а тем, кто стоял на киевском Майдане". "Благодаря им Ющенко избрали президентом. Глава государства и его семья не имеют права на этом зарабатывать", - заявил Гусак. Он, к слову сказать, радеет за народ, но ведь могут найтись и такие деятели, которые решат, что они тоже имеют право на свою долю от постреволюционных доходов.

Николай Катеринчук, кадр НТВ

Николай Катеринчук, кадр НТВ

Lenta.ru

Любопытно, что Николай Катеринчук сразу после своего заявления о брендах подал в отставку. Сам он объяснил свое решение принципиальными расхождениями с начальством в видении стратегии реформирования налоговой администрации. Но со стороны кажется, что его просто попросили уйти после того, как он, вместо того чтобы погасить скандал вокруг президентского сына, лишь подбросил в него дров.

Кстати, вариант с патентами, по мнению экспертов, вообще не подходит для объяснения заработков Андрея Ющенко. Как пишет украинское издание "Сегодня", с логотипа "ТАК!" и прочих брендов "эпохи помаранча" Андрей Ющенко вряд ли заработал много денег. И вряд ли заработает. Так что придется искать новое объяснение происхождению его доходов, а президентскому окружению — срочно успокаивать общественность по поводу "приватизации" священных символов.

Несмотря на то, что майки с надписью "Так", "Ющенко" и прочими эпохальными словами последние полгода вовсю продавались на Майдане по 25 гривен (сейчас объемы продаж, надо думать, существенно снизятся), большая часть подобной продукции носит контрафактный характер, и ее производители за авторские права семье президента не платили, не платят и платить не будут.

Коммерческий бренд создается с целью продать товар, а политический — с целью привлечь голоса избирателей. Поэтому если владельцами торговой марки "Кока-кола" станут другие люди, то напиток от этого вряд ли изменит свои качества, а если, к примеру Виктор Медведчук (руководитель администрации экс-президента Леонида Кучмы) договорится с сыном президента об использовании "оранжевой" символики и слогана "ТАК!", то это будет нонсенс, и в этом нет смысла.

Директор центра стратегического маркетинга и рыночных исследований группы компаний МDN Глеб Проненко

"Мы в свое время приобрели права на использование торговой марки "Евровидение" и официально продаем всю сувенирную продукцию, связанную с конкурсом. Однако мы никак не могли противостоять наплыву пиратской продукции, которая также использовала символику "Евровидения". Судиться в нашей стране на эту тему бесполезно, потому что отыскать производителя нереально. То же самое, я уверен, было и с символикой "оранжевой революции". Для своих магазинов мы брали ее у посредников. А на крупного производителя "левака" выйти практически невозможно", - заявил газете "Сегодня" заместитель генерального директора ООО "Украинский Сувенир" Андрей Кононенко. На вопрос, приобрел бы "Украинский Сувенир" права на "оранжевую" символику, чтобы выпускать легальную продукцию, Кононенко ответил отрицательно: "Они мне даром не нужны. Мода уже прошла, и подобные сувениры уже неактуальны".

Можно, конечно, использовать революционные бренды для раскрутки какой-либо рекламной кампании, но тут получается палка о двух концах. Известно, что, хотя Ющенко и является президентом всех украинцев, около 40 процентов избирателей голосовали против него. Следовательно, не исключено, что в рекламные щиты с изображением какого-либо товара и оранжевой надписью "Так!" на той же Донетчине полетят тухлые яйца и прочие несъедобные предметы.

Автор концепции всей "оранжевой" символики, ныне член президиума совета партии Народный союз "Наша Украина" Ярослав Лесюк также считает, что Катеринчук погорячился, решив объяснить богатства Андрея Ющенко дивидендами от волшебного слова "Так!".

Теперь, после скандала с брендами, Майдан соберут снова. Ющенко напомнят, что он стал президентом с лозунгом "За мораль в политике". Из-за невыполнения этого обещания, из-за того, что поставил интересы семьи выше интересов народа, он лишится власти.

Виктор Небоженко, украинский политолог

"Из этого невозможно сделать бизнес", — подчеркнул Лесюк. Но при этом он добавил, что правом распоряжаться брендами оранжевой революции обладает лишь новоизбранный президент. "С точки зрения справедливости и этики право распоряжаться "оранжевыми" брэндами имеет лишь Виктор Ющенко. Они делались для него и из-за него. Был бы другой кандидат, была бы другая символика, не было бы Ющенко, не было бы ни подковы, ни всего остального. Ющенко имел абсолютное право передать эти бренды своему сыну или своей дочери", - заметил Лесюк.

Что касается справедливости и этики, то о них на Украине многие могут поспорить, как следует из высказываний деятелей "Поры" и публикаций в прессе, отражающих, так сказать, "глас народа". Семейство Ющенко может открыть косметический салон "Так! Ющенко", торговать шапками-ушанками с именем президента, создать компанию сотовой связи с тарифом "Разом нас багато" и заняться прочими коммерческими операциями, которые позволят сыну президента пополнить свой личный автопарк и честно отчитаться перед народом о своих доходах. Но думается, что потеряют при этом сам президент и его окружение гораздо больше, чем приобретут. Эйфория декабрьских дней прошла, дух Майдана постепенно выветрился из кабинетов власти и умов простых граждан "незалежной", оставив лишь восторженные воспоминания о тех временах. Если символы этих воспоминаний станут предметом торга, любви к президенту, надо полагать, в народе не прибавится.

Фото Reuters

Фото Reuters

Lenta.ru

Помимо этого у Ющенко могут возникнуть проблемы и с ближайшими соратниками. По словам политолога Андрея Ермолаева, разгоревшийся скандал "сжигает мосты" для создания единого провластного, пропрезидентского блока, который планировался президентом Ющенко еще весной этого года. "Думаю, дороги назад уже нет и вряд ли удастся такой блок теперь создать", - заметил Ермолаев, не исключив, правда, что бывшие союзники все же снова найдут общий язык.

И все-таки, несмотря на целую череду скандалов, экономические и социальные неурядицы, позициям Ющенко и его людей пока вряд ли что-то угрожает. Украинскому президенту можно только позавидовать: с таким кредитом доверия, как у него, хоть "горилку" запрещай - народ простит и стерпит. Остается только удивляться пассивности украинской оппозиции, которая то ли из-за лени своей, то ли от нерешительности пока не может извлечь дивидендов из всего происходящего. По всей видимости, президентские недруги тоже попали под магию торговой марки "Так! Ющенко".

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше