Летнее наступление Михаила Ходорковского Бывший владелец "ЮКОСа" активно готовит себе политическое будущее

Российская власть потратила на бывшего главу НК "ЮКОС" и бывшего олигарха Михаила Ходорковского немало усилий. Сначала она взяла его под стражу, затем долго изыскивала способы лишить его большей части собственности, затем за смешные деньги приобрела лучший кусок "ЮКОСа" - "Юганскнефтегаз", затем добилась осуждения опального олигарха на девять лет тюрьмы и, наконец, пережила мощный шквал зарубежной критики, который обрушился на нее после всех этих перипетий. Проделав все это, российская власть сочла, что имеет право на законную передышку - как минимум до окончания тюремного срока Ходорковского. И ошиблась.

Даже в слабой позиции можно сделать сильный ход. Михаил Ходорковский, человек, который от пайщика никому не известного "матрешечного" кооператива сумел дорасти до владельца одной шестой части российской нефти, с этой азбучной истиной, несомненно, знаком. Даже в тюремном заключении есть свои преимущества, надо лишь суметь их найти. Главное из них заключается в том, что голос, достигший слушателей из-за решетки, слышится отчетливее и звучит весомее прочих. И вот когда, казалось, "дело "ЮКОСа" уже можно было сдавать в архив, бывший олигарх развернул летнюю информационную кампанию.

Летний поворот

В понедельник, 1 августа, в газете "Ведомости" появилась большая статья Ходорковского под названием "Левый поворот". Это была далеко не первая публикация бывшего владельца "ЮКОСа" из мест заключения, но первая на общеотвлеченные - о судьбах России - темы после того, как ему был вынесен приговор.

Предыдущие высказывания такого рода - начало им было положено в конце марта прошлого года статьей под названием "Кризис либерализма в России" - воспринимались российской и зарубежной общественностью с большим интересом и изрядной долей сочувствия, но всякий раз критики и наблюдатели, обсуждавшие эти материалы, явно или подспудно пытались ответить на вопрос: не является ли очередная статья Ходорковского попыткой смягчить его гонителей, способом просигнализировать им, что он понял навязываемые ему правила игры и принимает их? "Ходорковский пошел на условия Путина" или "Ходорковский не пошел на условия Путина" - заголовками в таком духе российские СМИ не раз и не два откликались на ту первую и другие публикации из СИЗО №4.

Но статья "Левый поворот" так восприниматься уже не может, хотя отдельные комментаторы по привычке попытались угадать, понравится она Путину или нет. Теперь даже тем, кто еще сомневался, окончательно стало ясно, что все это время Ходорковский писал вовсе не для Путина, а для нас с вами, читателей и, что важнее, избирателей. Потому что он действительно не сидел и не сидит сложа руки и всерьез готовится к политической деятельности. И на Путина смотрит как на препятствие своей будущей карьере.

В августовской статье речь идет о необходимости смены ныне действующей власти, о ее по сути нелегитимном и несправедливом характере и о тех ожиданиях перемен, которые накопились в обществе. Будущее России, считает автор "Левого поворота", за теми силами, которые сумеют направить политическую жизнь страны в упомянутом направлении. В статье дается оценка событиям девятилетней давности (президентским выборам 1996 года) и приводится прогноз на будущие выборы 2008 года. Девять лет назад, считает Ходорковский, определенные круги не дали состояться альянсу Ельцин-Зюганов, но через три года российское общество уже не допустит, чтобы левые силы снова были оттерты от власти. "Несмотря на все ухищрения, левые все равно победят. Причем победят демократически — в полном соответствии с волеизъявлением большинства избирателей. Мытьем или катаньем. На выборах или без (после) таковых", - пишет автор статьи.

Левый поворот в судьбе России столь же необходим, сколь и неизбежен. А Владимиру Путину, чтобы дать мирному левому повороту свершиться, много трудиться не придется. Надо — всего лишь — в конституционные сроки уйти на покой и обеспечить демократические условия для проведения следующих выборов. Только это гарантирует перспективу стабильного демократического развития страны без потрясений и риска распада.

Михаил Ходорковский

Принимая эту мысль и призывая это будущее, Ходорковский недвусмысленно дает понять, по какую сторону баррикад он числит самого себя. Очевидно, не по ту, на которой сегодня находится Путин. По сути статья Ходорковского - политический вызов Кремлю и всем тем, кто засадил его за решетку и отобрал у него "ЮКОС". И не беда, что статья "Левый поворот" написана с немалой долей наигранной наивности, в расчете на забывчивого читателя, который не вспомнит, что в 1996 году на процитированный в "Левом повороте" гневный вопрос: "Кому досталась советская социалистическая собственность, которую кровью и потом ковали три поколения?", - любой рядовой избиратель без запинки бы ответил: Ходорковскому и компании. Просто статья "Левый поворот" на самом деле - не о прошлом, она о будущем.

Для того чтобы ни у кого не осталось сомнений в том, что в этом будущем Ходорковскому найдется весьма достойное место, его пресс-центр все в тот же понедельник, 1 августа, со ссылкой на аналитический центр Левады опубликовал результаты июльского всероссийского опроса населения, который показал: 60 процентов россиян относятся к Ходорковскому нейтрально. "Эти данные опровергают расхожую точку зрения о том, что большинство россиян негативно относятся к людям, считающимся богатыми бизнесменам", - говорится в сопровождающем отчет пресс-релизе. Налицо прогресс: ведь в подобном же июньском опросе "нейтральных" было лишь 30 процентов, а еще 30 относились к Ходорковскому "негативно" и "резко отрицательно". Шансы "богатого бизнесмена" на то, что еще через месяц преимущественно нейтральное отношение к нему смениться на преимущественно положительное, весьма велики.

Есть и другая тенденция: в мае все тот же центр Левады определял общероссийский президентский рейтинг Ходорковского в 8 процентов. В июне его шансы достигли уровня в 11,2 процента. В июле, отмечают социологи, за кандидата в президенты Ходорковского проголосовал бы каждый четвертый москвич (данных по России в целом за этот месяц в пресс-релизе не приводится).

Незваные союзники

Следующее появление Ходорковского в печати произошло в четверг, 4 августа. В интервью все той же газете "Ведомости" он заявил, что рассчитывает выйти на свободу не через семь с небольшим лет, как положено по приговору (пока длились следствие и суд, Ходорковский успел отсидеть около двух лет) а через 3-4 года, так как, по его мнению, в 2008-2009 году в его дело вмешается Верховный суд и отменит приговор. Рассуждая о своем будущем, Ходорковский добавил, что оно связано с общественной деятельностью и с теми поколениями, "которые через несколько лет, прорвавшись через серые ряды сплошной бюрократической бездарности, возьмут власть в России".

Видимо, не все поняли, что говорит он серьезно. Наименее дальновидные российские политики решили воспользоваться пиар-поводом, чтобы свести счеты со своими ближайшими противниками, не понимая, что опасность, которую представляют эти сегодняшние противники - сущая мелочь по сравнению с тем, во что может превратиться для них Ходорковский через три или четыре года. Так или иначе, но как раз в разгар летнего наступления Ходорковского они обеспечили ему мощную информационную поддержку.

Сергей Шаргунов, фото с официального сайта блока

Сергей Шаргунов, фото с официального сайта блока "Родина"

Lenta.ru

В пятницу, 5 августа, отдельные представители партии "Единая Россия", вчитавшись в "Левый поворот", выловили оттуда знакомые названия, в частности, название конкурирующего с ЕР блока "Родина". Сразу возник вопрос: а не связана ли организация Дмитрия Рогозина с Ходорковским, точнее, с его деньгами? И в субботу фракция ЕР в Госдуме передала фракции "Родины" список вопросов, составленный руководителем Центрального исполнительного комитета "Единой России" Андреем Воробьевым. Вопросы были такие: "Знает ли Рогозин, сколько сторонников Ходорковского состоит в рядах его партии?", "Кто эти сторонники?", "Разделяет ли сам Рогозин взгляды Ходорковского?" и проч. А коллега Воробьева, член президиума генсовета ЕР Андрей Исаев заявил прямо: "Обозначились четкие точки соприкосновения между одним из видных олигархов и лидеров олигархической оппозиции Михаилом Ходорковским и "Родиной". И обвинил рогозинцев в том, что они намерены впредь финансироваться из закромов "ЮКОСа".

Пикантности этой истории придала следующая деталь: высокопоставленные члены ЕР в качестве особенно веской улики, указывающей на связь между "Родиной" и Ходорковским, предъявили статью одного из лидеров молодежного отделения этой партии и по совместительству писателя Сергея Шаргунова под названием "Левый поворот летней дороги". Статья Шаргунова, опубликованная 4 августа, к политике вообще никакого отношения не имела, фамилия бывшего владельца "ЮКОСа" в ней ни разу не упоминалась, и "точки соприкосновения" с "Левым поворотом" Ходорковского в ней можно было усмотреть, только специально задавшись такой целью.

Ну, скажем, в статье есть такая фраза: "И вот что я вам скажу: вокруг - ярко, но, право, можно остаться и дома. Или даже сидеть в тюрьме. И все равно путешествовать. Читать и писать". Сразу видно, ухватились за эту фразу руководители "Единой России", это он о Ходорковском. В ответ Шаргунов резонно заявляет: "У нас более двух миллионов человек сидят в тюрьмах, их всех нужно уважать, почему эту фразу связали именно с Ходорковским?". Но Исаев из ЕР неумолим: "Несмотря на лирический камуфляж, в который облечен текст, очевидно, что реально, содержательно речь идет о тесной смычке между "Родиной" и олигархами". Ему вторит Воробьев: "Устами лидера своего молодежного крыла Сергея Шаргунова Дмитрий Рогозин фактически присоединяется к Ходорковскому. Тем самым, проявляется готовность принять предложение Ходорковского стать спонсором партии типа "Родина". А вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин и вовсе заявляет так: "По всей видимости, руководитель молодежной "Родины" и есть новый личный проект Ходорковского".

Каким образом изящное эссе, в котором нет ни одного слова про политику, может свидетельствовать о моих финансовых взаимоотношениях с партией "Родина", ни один человек в здравом уме и твердой памяти понять не может.

Михаил Ходорковский

В результате разразился скандал, в ходе которого единороссы пытались уличить рогозинцев в обмане избирателей (дескать, шли на выборы под лозунгом борьбы с олигархами, а сами-то?), Рогозин, Шаргунов и другие "родиновцы" обзывали доводы противников "бредом" и "маразмом", а сам виновник происшествия получил блестящую возможность выступить из-за тюремной стены с еще одним комментарием: "Что же касается финансирования мною каких бы то ни было политических проектов, то в обозримом будущем это, к сожалению, невозможно: все мои средства присвоены группой лиц, организовавших похищение и разорение "ЮКОСа" – некогда самой успешной и процветающей компании нашей страны". И дальше разразиться целой серией высказываний, в каждом из которых - политическая программа в свернутом виде: "Этот смешной эпизод не заслуживал бы вообще никакого внимания, если бы бездумное заявление не было сделано от имени партии, контролирующей конституционное большинство Государственной Думы РФ. Демонстрация интеллектуальной деградации партии "Единая Россия", к сожалению, наносит огромный ущерб престижу и репутации российской законодательной власти в целом... Я считаю моими сторонниками всех порядочных людей, разделяющих идеалы свободы и социальной справедливости. Уверен, что и в партии "Родина" такие люди в большинстве. Знаю немало порядочных людей и в партии "Единая Россия". Правда, пробиться в руководящие органы этой бюрократической структуры им предельно сложно".

Коротко и ясно. С такими врагами, как говорится, никаких друзей не надо.

Кандидат от Университетского округа

Идея баллотироваться — беспроигрышный проект. Если его снимут с регистрации или ускорят рассмотрение приговора в кассации, это аргумент в пользу того, что власти его боятся. Если не снимут — он во время кампании будет рекламировать свои взгляды и критиковать власти, что мобилизует его сторонников и снизит рейтинг президента.

Станислав Белковский, директор Института национальной стратегии

Но и на этом летнее информационное наступление бывшего олигарха не завершилось. В среду, 10 августа, "источник, близкий к Ходорковскому" заявил газете "Ведомости", что последний размышляет над неожиданным предложением, которое ему якобы сделали ряд видных политиков: представители партии "Яблоко", депутат Госдумы Владимир Рыжков и Ирина Хакамада. Речь, по словам источника, идет о выдвижении кандидатуры Ходорковского на довыборы в Госдуму по 201-му Университетскому округу Москвы, так как там освободилось место в связи с переходом Михаила Задорнова на работу во Внешторгбанк. Дата довыборов будет назначена в конце августа - начале сентября, и Ходорковский, чей приговор пока не считается вступившим в силу, так как еще не рассмотрена поданная на него кассационная жалоба, теоретически имеет шансы успеть подать заявку для регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы РФ.

Правда, лишь теоретически. Хотя СИЗО, где находится в настоящее время Ходорковский, действительно не считается местом лишения свободы, приговор бывшему олигарху уже вынесен (пусть еще и не оспорен). А значит, избирательных прав Ходорковский, скорее всего, уже лишен - так разъяснили ситуацию в комментарии "Ведомостям" юристы. В любом случае, можно не сомневаться, что российская судебная система сделает все возможное и невозможное, дабы лишить столь опасного человека шансов попасть в Госдуму и тем самым избежать заключения. Да и сами яблочники, Рыжков и Хакамада тут же опровергли слова источника газеты, заявив, что никто с подобным предложением к Ходорковскому пока не обращался. Правда, добавили двое последних, такая идея "активно обсуждается".

Может, и обсуждается. А может, и нет, и Рыжков с Хакамадой, подобно вышеупомянутым руководителям-единороссам, просто спешат воспользоваться громким пиар-поводом, присоединив свое имя к имени опального олигарха. В любом случае расчет Ходорковского на то, что каждое его выступление в прессе будет подхвачено, раздуто и сыграет на руку продвижению его имени и планов в сознании россиян, регулярно оправдывается.

Содержание в спецблоке и в обычных корпусах "Матросской Тишины" отличается сильно как по бытовым условиям, так и по режиму. Но, несмотря на очевидные плюсы спецблока, там полная изоляция, нет даже теоретической возможности несанкционированного общения с кем-либо. В общем корпусе больше возможностей для межкамерного общения, более коррумпированный персонал. Но там заключенный не человек, он полностью бесправен и беззащитен. Однако я уверен, что Ходорковского это не коснется. В общую камеру на 26-28 коек, где содержат по 60-100 человек, его не посадят. Насколько я понял, его перевели в камеру на 11 человек. Всех их заранее отобрали. Теперь вокруг Ходорковского будет гораздо больше людей, связанных с оперотделом. Я вообще считаю, что вся эта история с переводом затеяна для того, чтобы усилить за ним наблюдение. Чтобы знать, что и куда он там пишет.

Олег Трунов, руководитель интернет-проекта Арестант.ру

Даже решение тюремных властей, откровенно напуганных этим потоком писем, заявлений и статей, льющихся из-за решетки СИЗО, помешать Ходорковскому впредь столь же плодотворно трудиться, теперь тоже "работает" на его политический имидж. Во вторник администрация "Матросской тишины" перевела знаменитого арестанта из спецблока в общий блок, объяснив это плановым ремонтом этажа, на котором раньше сидел опальный олигарх, а адвокаты Ходорковского тут же распространили заявление о том, что этот шаг - месть властей за публикацию "Левого поворота": "Если еще были сомневающиеся в политической мотивированности дела Ходорковского, то новые шаги власти должны развеять эти последние сомнения. Власть как будто специально подбрасывает доказательства, что политика играет главенствующую роль в этом деле... Нет никаких сомнений, что своими последними выступлениями в газете "Ведомости" Ходорковский наступил на больную мозоль, и месть не заставила себя ждать. Безусловно, у нас не было никаких сомнений, что нынешняя российская власть крайне мстительна. Однако мы не ожидали, что эта мстительность столь мелочна, мы недооценили степень низости людей, принимающих подобные решения, и силу страха, который эти решения направляет".

Адвокаты наверняка недалеки от истины, однако парадокс ситуации заключается в том, что власть в данном случае не столько издевается над беззащитным Ходорковским, сколько пытается противостоять его напористому и очень активному наступлению. И, кстати, возможностей для этого у нее не так много. Те же работники судебной и пенитенциарной системы слишком хорошо знают, насколько надуманным и высосанным из пальца - с юридической точки зрения - было все "дело Ходорковского". И насколько оно на виду. И поэтому расправиться с надоевшим заключенным так, как расправляются в российских тюрьмах с тысячами его товарищей по несчастью, они не могут. К тому же это просто опасно - а ну как политические перемены, о которых столько говорит Ходорковский, действительно не за горами? С кого тогда спросят за все злоупотребления, которые бывший олигарх сполна хлебнул на собственном опыте?

Что остается властям? По-прежнему делать вид, что все идет своим чередом, и не обращать внимания на публичные выступления Ходорковского. Но такая позиция - заведомо проигрышная. Потому что противник ей, власти, попался по-настоящему умный и сильный. И которому к тому же нечего терять.

Дмитрий Иванов

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше