Космическое на авиакосмическом салоне МАКС-2005 было представлено весьма скромно. Это, в общем, легко объяснить: граница, которая отделяет авиацию от космонавтики, проходит более чем высоко - в стратосфере. Преодолеть ее - сложнее, чем звуковой барьер, а доставить космические аппараты в подмосковный Жуковский - сложно вдвойне. Тем более вряд ли кто-нибудь из экспонентов в ближайшем будущем решится осуществить показательный полет вне привычных космодромов.
Непривычная авиатехника заслуживала того, чтобы посмотреть на нее "в подлиннике". Организаторы космических полетов - того, чтобы их послушать. Хотя о космосе на МАКСе высказывались и довольно неожиданные организации: например, правительство Москвы представило продукты питания для космонавтов.
В "космическом" павильоне друг напротив друга располагались стенды двух из трех самых влиятельных организаций, определяющих, что и когда появится на земной орбите: Роскосмоса и Европейского космического агентства (ESA). Отметим, что возможностью отвезти свою экспозицию в Ле-Бурже в ESA не воспользовались.
Как и предполагалось, много говорили о плодотворном сотрудничестве и взаимодействии. На пресс-конференции ESA в очередной раз рассказали про будущий многоразовый корабль "Клипер", два макета которого встречали посетителей поблизости. Самый большой из них - в натуральную величину - стал одним из немногих самодостаточных экспонатов: любопытствующих пускали внутрь. Одним из первых этой возможностью воспользовался президент РФ во вторник, на открытии МАКСа.
Для сравнения рядом выставили модель одноразового "Союза ТМ" и спускаемую капсулу от него - в ней космонавты вернулись со станции "Мир" в 1992 году. Последняя, строго говоря, была единственным "космическим" объектом в Жуковском - все остальное никогда не участвовало в полетах. А сам "Союз" - единственный корабль, который регулярно доставляет космонавтов на орбиту: самые серьезные конкуренты, американские шаттлы, так и не оправились от катастрофы почти трехгодичной давности, и их будущее - под вопросом. К слову, третий аэрокосмический гигант - NASA, с которым представители Роскосмоса сейчас собираются обсуждать коммерческое использование "Союзов", на авиасалоне не был представлен совсем.
Если не считать ракетных двигателей и разгонного блока "Фрегат" (последний раз его использовали для отправки европейского аппарата Mars Explorer к Марсу), которые, по понятным причинам, интересовали почти исключительно специалистов, остальные наглядные пособия сводились преимущественно к макетам: "Союз-У" в разрезе, Ariane V в разрезе, "Фотон М-2" в масштабе один к двадцати, а на стенде Космических войск - сразу несколько экземпляров "Протона" и "Молнии", печально известной благодаря недавнему неудачному запуску и его громкому расследованию.
Впрочем, макеты тоже не были лишними. По отсутствию некоторых из них можно было догадываться, какие из ранее заявленных замыслов компании не готовы пока обсуждать. В случае Роскосмоса это - ракета-носитель "Зенит". Ее РКК "Энергия" разработала вместе с украинским ГКБ "Южное", но уже после успешного использования в совместной с США программе "Морской старт" отказалось заниматься ею в дальнейшем, а украинское конструкторское бюро в деятельности авиасалона не участвовало.
При этом в центре внимания авиакосмического салона оказались другие громкие проекты, в будущем которых пока уверены не все. В частности, на МАКСе впервые прошла публичная презентация коммерческой лунной программы: космический турист, готовый заплатить 100 миллионов долларов за экспедицию, сможет облететь видимую сторону Луны в компании космонавта-профессионала. Смелый замысел, который связывают с нереализованными планами сорокалетней давности, вызывает пока опасения у экспертов: например, астронавтам предстоит преодолеть небезопасные радиационные пояса Земли, которые начинаются заметно выше орбиты МКС. Влияние космической радиации на организм (пока не человека, а животных) ESA и Роскосмос исследовали на борту космической лаботатории "Фотон М-2", о которой представители европейского космического ведомства сделали отдельный доклад. Как удалось узнать у руководителя этой программы, пока эксперименты проводятся на небольшой высоте и существенного подъема орбиты не предполагается. То есть гарантий, что будущие космонавты встретятся с уже изученными опасностями, нет.
Наиболее ценные экспонаты Роскосмоса остались нераспроданными: на МАКСе не обнаружился потенциальный космический турист или просто покупатель "Союза". Вполне может быть, что "космические" успехи авиасалона выпали на долю тех, кто занимался более прозаическими вещами: спутниками связи, системами навигации, оптикой и электроникой для космических кораблей - то, что этим предприятиям дали высказаться наравне со "старшими", наверное, небесполезно. А экспозиция одного из поставщиков деталей - Сарапульского электрогенераторного завода - вполне могла оттенить легкую помпезность скафандров на входе в павильон и ролика о полете на Луну внутри:
Борислав Козловский