Су-27 промахнулся мимо Калининградской области Российский истребитель заблудился над Балтийским морем и рухнул в Литве

В Литве разбился российский истребитель Су-27. Он выполнял плановый полет в составе группы истребителей 6-й Армии ВВС и ПВО. Самолеты перелетали из Санкт-Петербурга на один из аэродромов Калининградской области. Во время полета, проходившего над Балтийским морем, у одного из самолетов отказала навигационная система. В 16:04 пилот сообщил на землю о том, что он не может сориентироваться над морем. В результате истребитель уже почти без горючего оказался в воздушном пространстве Литвы. В конце концов, когда у самолета кончилось топливо, он рухнул на землю. К счастью, в результате аварии никто не пострадал.

Пилотировавшему Су-27 майору Валерию Троянову удалось катапультировался. Он приземлился в 55 километрах от Каунаса. Летчика немедленно задержали местные полицейские, которые доставили его в участок селения Плокшай, возле которого рухнул истребитель. Впоследствии его перевезли для допроса в комиссариат полиции Юрбарского района Литвы. О состоянии здоровья летчика ничего не сообщается. Известно лишь, что литовцы собираются отправить его для осмотра в одну из больниц Каунаса.

Сразу же после аварии представители Минобороны РФ связались с литовскими властями. По данным на момент написания этого материала, командующий 6-й армией ВВС ПВО генерал-майор Владимир Свиридов по указанию министра обороны обсуждал возможность вылета представителя России на место катастрофы истребителя.

Такова официальная версия происшествия, которую озвучили представители Минобороны. Эта версия выглядит вполне правдоподобной. Действительно, не имея никаких ориентиров на море, залететь в воздушное пространство Литвы довольно просто. Не имея никакой навигационной аппаратуры, "попасть" в небольшой калининградский анклав "на глаз" с моря довольно сложно. Непонятно, правда, почему военные диспетчеры, которые наверняка "вели" эту группу самолетов, не смогли скорректировать курс Су-27 относительно госграницы, чтобы он хотя бы упал на родную землю.

Это позволило бы избежать, как минимум, международного скандала. Российский истребитель обрушился на Литву в то время, когда ее отношения с Россией находятся далеко в не самой лучшей форме. Литва вместе с Польшей, Эстонией и Латвией считает себя пострадавшей из-за договора между Россией и Германией о строительстве газопровода по дну моря в обход стран Балтии. Между Вильнюсом и Москвой существуют трения по вопросу транзитного проезда россиян в Калининградскую область. Россия обвиняет Литву в поддержке чеченских сепаратистов, в ответ Литва требует оплатить "советскую оккупацию". Проблем и так хватает с избытком, а тут еще этот истребитель...

Схема полета Су-27. Кадр Первого телеканала

Схема полета Су-27. Кадр Первого телеканала

Lenta.ru

Разумеется, в такой ситуации обвинить ВВС РФ в преднамеренной провокации литовские власти не смогут. Однако падение "сушки" произошло после нескольких инцидентов, связанных с российскими военно-воздушными силами в прибалтийском регионе, которые наверняка "всплывут" в ходе обсуждения этой аварии. В конце августа в эстонской прессе появились публикации о неких "провокациях", которые совершали "группы российских военных самолетов". По данным журналистов, со стороны России в направлении Эстонии и Латвии были зафиксированы несколько имитаций авианалетов.

По свидетельству очевидцев, самолеты направлялись в сторону эстонской границы со стороны России. Они шли в боевых порядках и разворачивались возле границы, не пересекая ее. Только 18 августа, как утверждают очевидцы, было зафиксировано три волны самолетов, которые летели со стороны Чудского озера. Точно такие же маневры, по данным СМИ, происходили неподалеку от латвийской границы. Эти данные были получены со слов очевидцев, которые не смогли идентифицировать самолеты. Подтверждений "провокаций" со стороны официальных эстонских или латвийских властей, равно как и со стороны НАТО, не поступало.

26 августа стало известно, что два немецких истребителя F-4G Phantom, которые охраняли воздушное пространство над балтийскими государствами, два часа охотились за неким самолетом, который также не удалось опознать. Возможно, его вообще не было - НАТО никаких подробностей инцидента не опубликовало. Эстонская пресса утверждает, что маневры, подобные вышеописанным, происходят в балтийском небе постоянно. Впрочем, до сих пор убедительных доказательств присутствия российской авиации в небе над Прибалтикой никто представить не мог. Теперь это сделать проще простого.

Еще одной неприятностью для ВВС станет то, что в руки страны-члена НАТО попадет секретная авиационная аппаратура. Как минимум, на истребителе должна быть установлена система опознавания "свой-чужой". Напомним, после того, как 5 августа в Северной Атлантике утонул истребитель Су-33, командование ВМФ всерьез собиралось организовывать "ковровые бомбардировки" района затопления самолета, чтобы уничтожить секретную аппаратуру. Су-33 затонул на глубине 1100 метров, но даже это, по мнению военных, не давало гарантии, что до него не доберутся натовские эксперты. Впоследствии, правда, главком ВМФ Владимир Масорин постановил считать это оборудование уничтоженным, и бомбардировку отменили.

Обломки Су-27 в Литве. Кадр Первого телеканала

Обломки Су-27 в Литве. Кадр Первого телеканала

Lenta.ru

Теперь все секреты лежат на поверхности земли. Правда, первый заместитель командующего Северным флотом, вице-адмирал Владимир Доброскоченко на днях заявил, что когда из истребителя катапультируется пилот, то "аппаратура опознавания, которая есть на самолете, сразу списывается" (самоуничтожается). Учитывая вред, который может быть нанесен обороноспособности страны в случае, если коды распознования из этой аппаратуры попадут к противнику, логично предположить, что так оно и есть и что ничего секретного среди обломков Су-27 в Литве не осталось.

Между тем, как рассказал в интервью Первому телеканалу летчик-испытатель Анатолий Квочур, навигационная аппаратура на Су-27 очень надежна, и чтобы она вышла из строя, должно произойти почти невероятное стечение обстоятельств. По версии телеканала, причиной неполадок могла стать сильная магнитная буря, которая бушевала в это время в космосе. Что ж, до появления более внятных версий случившегося придется, видимо, разводить руками в бессилии перед "темной космической силой".

Павел Аксенов

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше