Госзаказ на полях Куликовской битвы Годовщине исторического сражения придан полуофициальный статус

Усилия по патриотическому воспитанию молодежи лучше всего реализуются во время юбилеев. После празднования 60-летия Победы, по-настоящему большого и народного праздника, подошло 625-летие Куликовской битвы. В год тысячелетия Казани требуются усилия, чтобы отпраздновать военную победу русских над Ордой по возможности тактично.

Основная часть мероприятий, длившихся неделю, проходила в Тульской области в районе села Монастырщина и в Москве. Последние восемь лет в Тульской области годовщину сражения русских с золотордынцами отмечают как военно-патриотический праздник: на Куликовом поле принимают присягу военнослужащие МВД и Министерства обороны, проходят концерты, устраиваются реконструкции средневековой битвы. Первокурсников исторических факультетов из нескольких ВУЗов центральных областей посвящают в "Хранителей будущего", школьники состязаются на историческом "брейн-ринге". Паломники из Пермской области прошли пешком до Монастырщины с крестным ходом.

В юбилейный год к Красному холму приехал патриарх Алексий II, где совершил литию (особое моление, проходящее за пределами храма, как правило, связанное с поминовением усопших) и освятил колокола для храма Рождества Пресвятой Богородицы. Туда же приехал министр информационных технологий Леонид Рейман. Вместе с патриархом он гасил почтовые марки, специально выпущенные к годовщине Куликовской битвы. Высокие гости, среди которых был посол Сербии и Черногории в РФ, участвовали в высадке дубовой рощи. Новая дубрава должна вырасти на месте той, где прятался знаменитый засадный полк, решивший исход битвы в 1380 году.

В столице прошла церковная служба в Симоновом монастыре, где по преданию похоронены брянские бояре Пересвет и Ослябя. Московская военная комендатура прислала свой почетный караул к памятному знаку у могил преподобных иноков. Также состоялась закладка памятника Пересвету и Ослябе, и был освящен колокол, подаренный Брянской областью столичной обители. Исторический музей приурочил к круглой дате специальную выставку "Князь и игумен".

Государственный праздник

Мы спасемся, если будем строить жизнь наших народов в единении и любви. Мы должны укреплять единство, помогать людям преодолевать трудности и испытания.

Алексий II

Годовщина Куликовской битвы - один из нечастых примеров неформального, но важного исторического праздника, поддерживаемого государством. Если почитание преподобного Сергия Радонежского на протяжении XV-XVII веков было явлением народной веры, то с течением времени связывание имен игумена Троице-Сергиевой лавры и князя Дмитрия Ивановича Донского стало делом государственной важности для московского государства. Уже анонимный "Плач княгини Евдокии", вошедший в популярное "Сказание о Мамаевом побоище" (середина XV века), отражает потребность объединить роль светских и духовных властей в создании влиятельного княжества. В дальнейшем эта тенденция только усиливается.

Так, установление точного места Куликовской битвы и первая топографическая реконструкция тех событий были предложены сенатором и обер-прокурором Святейшего Синода С.Д. Нечаевым в первой половине XIX века. В своих изысканиях Нечаев следовал историку Карамзину, уделившему много внимания взаимоотношениям князя Дмитрия Донского и Сергия Радонежского. Современник Карамзина драматург Озеров написал патриотическую трагедию "Дмитрий Донской".

В 1850 году на месте, где, по мнению сенатора Нечаева, мог стоять шатер Дмитрия Донского, была установлена памятная колонна. Тридцать лет спустя 500-летие Куликовской битвы отмечалось уже очень широко, празднование поддерживали Романовы. В бытность свою императором Александр III жаловал средства на ремонт храма в Монастырщине и восстановление его иконостаса. В 1890-е годы были заложены эскадренные броненосцы "Пересвет" и "Ослябя", а также крейсер "Дмитрий Донской". Два последних корабля погибли во время Цусимского сражения.

В 1917 году, сразу после революции, была предпринята первая попытка новых властей сохранить памятное место, но настоящие работы начались только в 50-60-е годы. Тем не менее, нельзя не вспомнить, что во время Великой Отечественной войны образ Дмитрия Донского был весьма популярен и использовался на патриотических плакатах. На одном из самых известных приводится воззвание князя к своему войску накануне Куликовской битвы: "Лучше честная смерть, чем позорная жизнь" (на самом деле, это цитата из Тацита).

Участник исторической реконструкции Куликовской битвы. Кадр канала

Участник исторической реконструкции Куликовской битвы. Кадр канала "Россия" 21.09.2005

Lenta.ru

Масштабное празднование 600-летия Куликовской битвы в 1980 году окончательно "музеефицировало" это историческое событие. Был построен полноценный мемориальный комплекс, проводились выставки и т.д. В своем роде это был переворот в отношении государства к церкви. Несмотря на то, что духовная составляющая тех событий оставалась в 1980 году фигурой умолчания, перемену официального настроения мгновенно почувствовали люди, составившие национально-патриотические объединения, ту же "Память", например.

Наши дни

В 2005 году отмечается не только 625-летие Куликовской битвы, но и тысячелетие основания Казани. Федеральным властям и Московской патриархии пришлось приложить немало усилий, чтобы как можно тактичнее справиться с этим юбилеем, обходя все острые углы, связанные с историей покорения Казанского ханства Иваном Грозным. Патриарх Алексий II привез в столицу Татарстана список чудотворной иконы Божьей матери, но также посетил новую соборную мечеть Кул-Шариф. Власти Петербурга отозвали гигантский бюст Петра I по просьбе жителей Казани. На его месте будет установлен памятник Льву Гумилеву, единственному, пожалуй, исследователю, чья точка зрения на отношения Орды и Руси устраивает татар.

Пересмотр отношения государства к праздникам и годовщинам был окончательно оформлен в 1997 году, когда 7 ноября стало "Днем примирения и согласия". С этого момента незыблемыми датами остались Новый год и День Победы. Остальные праздники сохранились либо по инерции, либо им попытались придать новый, идеологически нейтральный статус.

С такой датой, как годовщина Куликовской битвы, все оказалось сложнее. С одной стороны, формальной доктрины празднования не существует, с другой стороны, ему придан почти государственный статус - съезжаются видные чиновники и церковные иерархи, присутствуют все центральные СМИ, печатаются марки. Постулируются несколько значений юбилея: день славы русского оружия, поворотный пункт в истории национального самосознания, триумф единения светских и духовных властей, начало возвышения Московского княжества как объединителя русских земель в единое государство и так далее. Совершенно непонятно становится, как же относиться к этому полугосударственному и почти имперскому празднику все тем же татарам.

Этот исторический эпизод не должен омрачать нашу дружбу – сегодня мы должны смотреть вперед, не оглядываясь на трагичные для нас страницы истории.

Равиль Гайнутдин

Дипломатичный председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин смог найти формулировку, практически идеально отвечающую злобе дня: "Куликовская битва не должна отмечаться как праздник победы над татарами, потому что там татары не участвовали. В ней принимали участие отдельные сепаратисты, которые не подчинились своим правителям и пошли на вооруженный конфликт".

С политически корректным ответом на главный вопрос ("Что, собственно, празднуем?"), тем самым, все более или менее ясно. Остается религиозная подоплека. Была ли Куликовская битва примером противостояния ислама и православия? Некоторые представители Русской православной церкви в этом уверены. Так, протоиерей Александр, настоятель Свято-Никольского храма деревни Берховка Пермской области, сказал в интервью телеканалу НТВ: "Мамай стремился принести иноверие на Русь".

Весьма тактично с празднованием 625-летия Куликовской битвы справился Исторический музей, который проводит патриотические выставки одну за другой. Его скромная экспозиция к юбилею (два небольших зала) посвящена, главным образом, тому, каким запомнилось сражение Руси с Ордой по эту сторону Дона и Непрядвы. На выставку привезли иконы, связанные с почитанием Сергия Радонежского, рукописные книги, содержащие тексты "Задонщины" и "Сказания о Мамаевом побоище", фотографии броненосцев "Ослябя" и "Пересвет", плакаты времен Великой Отечественной. Никаких громких лозунгов и нравоучительных текстов - только образцовая музейная работа. Но по-настоящему честно было бы организовать еще одну, "зеркальную" экспозицию - с ордынскими предметами, ханскими ярлыками и оружием той же эпохи. Музейный нейтралитет мог бы стать самым адекватным ответом на болезненные вопросы, связанные с историей государственного строительства в России.

Юлия Штутина

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше