23 сентября в Вашингтоне проходит встреча министров финансов и председателей Центробанков стран Большой семерки. Рабочий обед должны посетить и экономические лидеры развивающихся стран - Китая, Индии, Бразилии, ЮАР и России. Кроме того, в субботу и воскресенье состоятся ежегодные встречи Международного валютного фонда и Всемирного банка.
Предполагается, что за столом будет обсуждаться целый спектр проблем - в частности, ситуация на рынке нефти, вопросы международной помощи, и, конечно, вопрос борьбы с международным терроризмом. Это, что называется, официальная программа.
Реально же основной темой обсуждения станет вопрос председательства России на встрече лидеров стран Большой восьмерки в 2006 году. Встреча "большой финансовой восьмерки" позволит, по выражению министра финансов России Алексея Кудрина, "принять эстафету на проведение мероприятий "восьмерки".
Давайте посмотрим, в каком состоянии находится эстафетная палочка, которую завтра вручат Кудрину.
Итальянский кошмар
Буквально за день до встречи министров финансов итальянские политики с присущим им темпераментом погрузились в пучины политического и экономического кризиса.
В отставку подал Доменико Синискалько, министр экономики Италии. Его отставка стала кульминацией спора с Антонио Фацио, главным банкиром страны, которого половина Италии вместе с Европейским центробанком подозревает в нарушении законодательства. Его место занял Джулио Тремонти (Giulio Tremonti), заместитель премьер-министр и тоже ярый противник Фацио.
Кроме всего прочего, Италия уже много месяцев не может выбраться из бюджетного дефицита, и это тоже стало поводом для небольшого скандала на местном уровне: Синискалько предлагал ряд затратных мер для предотвращения дефицита, однако в правительстве проект зарубили. На уровне же Евросоюза Италия давно считается одним из главных нарушителей бюджетного законодательства.
Все это в целом привело к бесконечным обсуждениям проекта бюджета без всяких видимых результатов. Возникла даже вероятность того, что бюджет не будет принят вовремя.
Тем временем на руководителя Банка Италии сыпались обвинения в подрыве международной репутации страны – по мнению группы чиновников, лидером которой был Синискалько, Антонио Фацио не следовало отдавать предпочтение при продаже банка Banca Antonveneta Spa итальянскому банку Banca Popolare Italiana, а не голландскому ABN Amro Holding NV.
Обвинители не устают напоминать правительству, что речь в той сделке шла о 7 миллиардах долларов – более чем достаточная сумма для того, чтобы сместить со своего поста по обвинению в коррупции кого угодно, кроме независимого от правительства Фацио.
Ко всему прочему, из-за неопределенных результатов выборов в Бундестаг не явился на встречу в Вашингтоне министр финансов Германии Ганс Айхель.
И, наконец, Синискалько объявил, что не желает находиться с Фацио в одной делегации, назвав его "монстром, прячущимся за правительственной спиной". Это заставило премьер-министра Сильвио Берлускони вечером 22 сентября припомнить Фацио все обиды и попросить его уйти в отставку. Тем временем Фацио уже прибыл в Вашингтон для участия во встрече стран-членов G7.
Интересно, что отставной Синискалько отправил главе ЕЦБ письмо с просьбой встретиться и обсудить вопрос независимости центробанков от правительств. Следует думать, что, добившись отставки Фацио, он попытается вернуться на свой пост.
Фактически, речь идет о кризисе основ политической и монетарной систем. Он усугубляется тем фактом, что ренегат Фацио столкнулся с холодным приемом находящегося в Вашингтоне Тремонти, который пообещал полностью игнорировать Фацио на предстоящих встречах.
Россия глазами МВФ
Незадолго до встречи рукою МВФ, подготовившего ежегодный мировой экономический обзор, России была выдана увесистая оплеуха. Несмотря ни на все данные, указывающие на обратное, специалисты фонда в прогнозе экономического роста по сравнению с плановым правительственным занизили показатель России на 2005 год. Инфляционный показатель, напротив, оказался завышен.
А чтобы министр финансов Алексей Кудрин и глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев не подумали, что это случайность, глава МВФ Родриго де Рато выступил с речью, в которой кратко и точно определил свою позицию по отношению к России.
Он заявил, что председательство России на саммите G7 в 2006 году позволит стране показать, что она способна быть лидером и защищать свои национальные интересы. В случае, если это ей удастся, она сможет стать мировой экономической державой, заключил Рато и пообещал в случае необходимости консультировать нашу страну в вопросах, связанных с нелегкой долей председательства.
Между тем, Россия, мягко говоря, не заслужила упреков Рато, так как полностью расплатилась с его организацией, перешла из разряда должников в разряд кредиторов и даже уже внесла первые членские взносы.
Впрочем, российскую делегацию, по некоторым данным, гораздо больше мнения чиновников МВФ интересуют консультации Гордона Брауна, министра финансов Великобритании, с предложениями которого связаны многие вопросы, которые будут обсуждаться в 2006 году. Много интересного должны рассказать Кудрину и Игнатьеву о председательстве и другие члены "семерки".
Тут стоит напомнить – мы, будущие председатели, пока не имеем права полноценного участия в совещаниях министров финансов Большой семерки.
В пользу бедных
На подобных совещаниях и встречах затрагиваются чрезвычайно дорогостоящие вопросы. Ситуация, в которой кто-то из первых лиц крупнейших государств мира предлагает потратить на что-либо пару миллиардов, называется инициативой. Система испокон веку устроена таким образом, что инициативу проявляют сильные члены "семерки", а более слабые за инициативу расплачиваются. Поэтому неудивительно, что предложение списать целиком долги беднейшим странам Африки поступило от Великобритании, было частично поддержано США и вызвало осторожную критику со стороны остальной Европы – ведь речь идет примерно о 50 миллиардах долларов.
В то же время параллельно разыгрывается известная ресторанная схема, в которой завсегдатаи выжидающе смотрят на новичка, справедливо предполагая, что тот, поняв намек, за всех заплатит. А платить действительно придется – ведь организации-кредиторы неохотно идут на досрочное погашение даже если пообещать им восполнить упущенную выгоду в виде недополученных процентов – ведь всем известно, что бедные страны редко платят по стандартной процентной ставке, накапливая просроченные платежи.
В роли одного из таких новичков предстала Россия, которая должна будет заплатить по долгам беднейших стран 2,2 миллиарда долларов – вполне взрослая сумма, если учесть "детский" статус России в "семерке". К счастью, России почти не придется платить за африканские организации международным фондам, так как у нее слишком незначительная доля в МВФ.
Инициатива у России также будет детского размера – ожидается, что на встрече в 2006 году, когда Владимир Путин примет на саммите сильных мира сего и станет председателем встречи, речь пойдет, скорее всего, о все той же британской программе по борьбе с бедностью.
При этом интересно отметить, что именно российские чиновники не понаслышке знают о необходимости контроля за подобными списаниями долгов. Более того, пережив период сложных отношений с международными кредиторами в 90-х годах, российским властям жаль отдавать деньги на то, чтобы снять долговое бремя с режимов, погрязших в кризисах, военных конфликтах и коррупции.
Впрочем, деньги в казне есть даже на это – страна за пару лет уже осуществила списание многомиллионных долгов Эфиопии, Никарагуа и Монголии.
Заключение
Двусмысленность данной и будущих встреч проявляется даже в их расписании – страны-члены Большой семерки настояли на том, чтобы провести в России лишь одно совещание вместо двух.
Нежелание "развитых стран" приезжать в гости к Путину сравнимо разве что с легендарным дипломатическим противостоянием Китая и США, разрядку в которое оказалось возможным внести лишь на спортивном уровне.
Пока же похоже, что все участники будут думать прежде всего о собственных проблемах: итальянцы – про тонкости процесса отставки министров, немцы – про тонкости выборов в Бундестаг, а американцы – про влияние климатического фактора на фондовые и сырьевые рынки. Даже японцы будут думать о феномене доверия премьер-министру Коидзуми.
В свою очередь, пятеро приглашенных финансовых руководителей развивающихся стран будут думать о том, как бы расширить G7 до G12. Китай с усмешкой подарит участникам банкноты гибкого юаня, Индия и Бразилия напомнят про Совбез ООН, а России вновь придется сделать вид, что она ничем не лучше ЮАР.
Ведь, как сказал Кудрин, это очень ответственная встреча.