ПВО, пиво и предательство За что уволили командующего ВВС Литвы?

В понедельник, 26 сентября, министр обороны Литвы Гядиминас Киркилас уволил командующего Военно-воздушными силами республики полковника Йонаса Марцинкуса. Уволил без сохранения военной пенсии, фактически с позором отправив военнослужащего в отставку. Это стало прямым следствием аварии российского истребителя Су-27, который 15 сентября разбился в 50 километрах от Каунаса. Правда, полковника обвинили не в том, что он не сумел предотвратить появление в небе Литвы "вражеского" самолета (что кажется логичным при нынешних обстоятельствах) - ему инкриминировали несанкционированные переговоры с представителями российского военного командования.

По данным российских и литовских СМИ, министр уволил Марцинкуса после того, как к нему на стол положили доклад Департамента госбезопасности, в котором содержалась информация, связанная с аварией Су-27, компрометирующая командующего ВВС. По данным "комитетчиков", сразу же после катастрофы Марцинкус несколько раз связывался по телефону с командованием 6-й армии ВВС и ПВО РФ. Что он наговорил российским военачальникам, неизвестно, но - по крайней мере, так утверждают СМИ - уволили его именно за разглашение неких секретных сведений.

Однако во вторник в прессе появились данные, которые позволили усомниться в том, что Марцинкус продал Родину русским. По словам самого командующего ВВС, он действительно связался с руководством 6-й армией, но сделал это по прямому указанию главнокомандующего Вооруженными силами Литвы Валдаса Туткуса. Кстати, именно Туткус потом поставил перед министром вопрос об увольнении своего подчиненного, заявив, что у него не осталось "миллионной доли сомнения" в том, что тому нельзя больше доверять. Между тем Марцинкус утверждает, что во время переговоров он лишь пытался выяснить, был ли вооружен истребитель, и никакой гостайны не выдавал. Однако Туткус утверждает, что не приказывал командующему ВВС связываться с русскими.

Немецкие истребители F4F. Фото с официального сайта Министерства обороны Германии

Немецкие истребители F4F. Фото с официального сайта Министерства обороны Германии

Lenta.ru

Еще одну занятную версию увольнения высказала газета "Коммерсант". По данным издания, командующего ВВС Литвы уволили за пьянство. Как рассказал журналистам военнослужащий с авиабазы в Шауляе, которой раньше командовал Марцинкус, полковник любил выпить, а выпив - подебоширить.

В частности, по словам офицера, в пьяном виде Марцинкус расстреливал стены и потолок своего кабинета, а один раз даже попал в автомобильную аварию, будучи в состоянии опьянения. Это поведение якобы и стало главной причиной увольнения, причем определение Туткуса, согласно которому командующего уволили за "несоответствующее поведение", можно понимать и как подтверждение этой версии.

Между тем еще одну версию отставки Йонаса Марцинкуса высказал главком ВВС России Владимир Михайлов. Выступая в понедельник на пресс-конференции, он заявил, что министр обороны "правильно сделал", когда уволил командующего: "Случай с падением российского Су-27 показал полную негодность литовских ВВС и ПВО". "Вы представляете себе такую ситуацию - мы и не планировали производить разведку сил и средств ПВО Литвы, но она оказалась просто негодной", - заявил Михайлов.

Действительно, прежде чем упасть под Каунасом, российский истребитель пролетел вглубь почти до половины территории государства, по пути миновав стратегические пункты Клайпеду и Шауляй, где есть аэродромы. Поэтому, если вспомнить историю с Матиасом Рустом, увольнение Марцинкуса на первый взгляд кажется вполне логичным. Однако в чем можно упрекать командующего, если в его Военно-воздушных силах, согласно справочнику Aeroflight, состоят четыре учебно-боевых истребителя L-39, пять "кукурузников" Ан-2, три транспортных Ан-26 и два L-410, не считая вертолетов - одного Ми-2 и девяти Ми-8?. Против таких ВВС и один Су-27 с вышедшей из строя навигацией представляет собой грозную силу.

Эмблема ПВО Литвы. Фото с официального сайта Министерства обороны Литовской республики

Эмблема ПВО Литвы. Фото с официального сайта Министерства обороны Литовской республики

Lenta.ru

Впрочем, если Су-27 невозможно было перехватить, может быть, его стоило сбить? Согласно информации, опубликованной на сайте НАТО, батальон ПВО ВВС Литвы вооружен 18-тью 40-миллиметровыми зенитными автоматическими пушками L-70 "Бофорс". Кроме того, еще в 2002 году Литва собиралась закупить в США ЗРК Stinger, однако о результатах этой сделки ничего не известно. Если "Стингерами" Су-27 сбить еще можно (хотя это и довольно сложно), то о допотопных "Бофорсах" и речи быть не может. ПВО Литвы просто не в состоянии была помешать истребителю долететь до Каунаса.

Но она и не должна была этого делать. Вся противовоздушная оборона прибалтийских государств, начиная с марта 2004 года, находится в руках НАТО. Государства - члены Североатлантического альянса, сменяя друг друга, защищают Литву, Латвию и Эстонию при помощи своих ВВС. На момент аварии Су-27 этим занимались немцы. В своем выступлении главком ВВС России так охарактеризовал их работу: "В тот день дежурили хваленые немецкие, натовские летчики. Пиво они, что ли пили?"

Согласно информации, опубликованной на официальном сайте Люфтваффе, "контроль воздушного пространства... входит в сферу ответственности военной авиации и происходит круглые сутки". При этом слежение за воздушным пространством прибалтийских стран осуществляет их общая система BALTNET, которая при помощи современных радаров (в том числе и поставленных западными странами) передает всю информацию в центр управления RASCC, который находится в Литве. Затем эти данные поступают в соответствующие структуры НАТО. После того, как в командном центре альянса принимается решение о перехвате, с одного из аэродромов на перехват самолета-нарушителя поднимаются истребители, которые находятся в постоянной готовности.

В настоящее время таковыми являются немецкие F-4F американского производства. Непосредственно ответственность за охрану неба над Прибалтикой несут две эскадрильи Люфтваффе - 71-я истребительная, которая дислоцируется в Виттмунде, и 74-я истребительная, база которой расположена в Нейбурге-на-Дунае. Оба подразделения Люфтваффе предоставили по два истребителя для охраны прибалтийского воздушного пространства. Эти самолеты дислоцируются на авиабазе под Шауляем. Однако несмотря на близость к месту происшествия, 15 сентября F-4F не смогли перехватить Су-27 до того как он упал. Когда самолеты взлетели и появились в районе аварии, им оставалось лишь барражировать над полем с обломками российского истребителя.

Это объясняет сдержанную реакцию самого альянса на достаточно серьезное происшествие. Несмотря на многочисленные попытки Литвы привлечь к скандалу натовское руководство, альянс постарался дистанцироваться от решения этой проблемы, всячески подчеркивая ее малозначимость. Выражая мнение Брюсселя, представитель НАТО через пару дней после аварии заявил, что это был "несчастный случай". Эта позиция не изменилась до сих пор, и не изменится в будущем - в противном случае натовцам придется признать, что их ПВО неэффективна, и не может защитить границы стран-членов альянса.

На самом деле если российский истребитель и выявил какие-то прорехи в системе ПВО Прибалтики, то вины полковника Йонаса Марцинкуса тут меньше всего. Просто размеры ВВС и ПВО прибалтийских стран таковы, что полностью закрыть границы для самолетов-нарушителей совершенно нереально. Что касается остальных двух версий причин отставки Марцинкуса, то тут остается только гадать - уволили его из-за излишней болтливости или командующий пострадал из-за пристрастия к бутылке.

Павел Аксенов

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше