Пятого октября приморских автолюбителей ждал сюрприз - большой и неприятный. Дальневосточное таможенное управление, никого не предупредив, изменило правила ввоза подержанных иномарок из Японии.
Судя по первым сообщениям, речь шла лишь об упорядочивании схем таможенного оформления. Несмотря на такое безобидное нововведение, приморцы вдруг вышли на улицы, устроили демонстрации и пригрозили сжигать российские машины. В результате новые таможенные правила исчезли так же внезапно, как и появились.
Подоплека
Дело в том, что размер таможенных платежей напрямую зависит стоимости ввозимого автомобиля. До последнего времени на Дальнем Востоке эту стоимость вычисляли по простой тарифной сетке - в зависимости от года выпуска машины, объема двигателя и типа кузова (легковой или внедорожник).
Согласно новым правилам, оценка стала проводиться иначе - по некоему мини-каталогу. Этот каталог накануне составили сами таможенники, по их словам - на основе данных о стоимости новых машин на внутреннем рынке Японии. В этом пособии, помимо размера и возраста автомобиля, фигурировали дополнительные параметры - марка и модель, а также комплектация. Каждый из этих параметров оказывал влияние на оценку ввозимого автомобиля, а следовательно - на платежи за его растаможку.
В теории нововведение должно было всего лишь сделать оценку ввозимых машин более адекватной. А на практике получилось "как всегда" - растаможка сильно подорожала. На сумму от одной до трех тысяч долларов США.
Этому есть по крайней мере две причины - официальная и неофициальная. По официальной версии, виноваты предпочтения россиян, которые обычно ввозят иномарки с "полным фаршем", а не машины в дешевых комплектациях. Поэтому по каталогу цена автомобилей и получается намного выше "средней".
А неофициально, вне зависимости от любви сограждан к кожаным салонам и мощным двигателям, в нашем государстве есть слишком много чиновников и бизнесменов, заинтересованных в запрете правого руля. А стоимость машин, указанная в каталогах, в 2-3 раза превышает цену, за которую эти автомобили на самом деле можно купить в Японии.
За что боролись
В Сибири и на Дальнем Востоке российские автомобили не покупают с начала 90-х годов, несмотря на все ухищрения правительства по поддержке отечественного автопрома. И действительно, какой смысл выкладывать 9-10 тысяч долларов за новый ВАЗ-2112, если за эти деньги можно купить трехлетнюю Toyota Corolla с двигателем 1,8. Правый руль за Уралом уже никого не смущает - на таких машинах ездят даже инспекторы ГИБДД. А c ВАЗами, напротив, много проблем - нужно доставлять через всю страну, искать запчасти...
Кроме того, огромная часть населения Приморского края живет импортом японских машин и запчастей к ним. Приморцы покупают автомобили на аукционах за смешную цену, проводят растаможку и продают их в другие регионы.
Объемы таких поставок нешуточные. Поэтому пятого октября, когда в силу вступили новые правила, на таможне "зависли" несколько тысяч автомобилей. Приморцы их купили за границей и не успели растаможить по старым правилам.
Причем далеко не во всех случаях импортеры связывались с оформлением документов, подтверждающих, что машину в Японии они приобрели по низкой цене - их вполне устраивали таможенные платежи по старой тарифной сетке.
Чиновники из Дальневосточного таможенного управления, как это в последнее время водится в нашей стране, были настолько уверены в успехе своего мероприятия по введению новых правил, что решили пренебречь многими положенными формальностями.
В первую очередь, они забыли заблаговременно уведомить о нововведениях всех заинтересованных лиц. Но это не помешало им с каменными лицами утверждать, что все сделанное ими пойдет государству лишь на пользу. "Главная цель создания "мини-каталога" - достижение методического единообразия независимо от места проведения оценки автотранспортного средства и исключение субъективного подхода и возможных при этом ошибок"6 - сообщали в пресс-службе Дальневосточного таможенного уравления.
Между тем, когда после пятого октября недовольные приморцы вышли на улицы, у них был неоспоримый аргумент - ведь таможенники действительно никого не предупредили. Вдобавок демонстранты заручились мощной поддержкой местных властей - депутатов законодательного собрания и губернатора Сергея Дарькина.
Затем появились правозащитники, которые подали на таможенников иск в прокуратуру; Дарькин позвонил отвечающему за них министру экономразвития Герману Грефу, а депутаты приморского парламента подготовили еще одно заявление в прокуратуру.
Когда по инициативе правозащитников началась первая прокурорская проверка, таможенники не восприняли ее всерьез и решили просто "отложить" вступление в силу новых правил ввоза автомобилей.
А пятое октября они посчитали как раз датой "уведомления" автолюбителей о предстоящем повышении пошлин. Заместитель начальника ДВТУ по экономической деятельности Валентина Усова, которая и внедрила своим распоряжением мини-каталог, тогда утверждала, что отменять его никто не собирается - со временем ввоз японских машин все равно подорожает.
Когда вмешались депутаты, они заговорили о том, что инициатива таможенников на самом деле лишь увеличит коррупцию. А Дарькин, в свою очередь, потребовал разъяснений от главы Минэкономразвития Германа Грефа. В результате Греф стал оправдываться, а таможенники вскоре дали "задний ход" - теперь мини-каталог они называют лишь пособием, рекомендованным для использования в спорных ситуациях.
На что напоролись
Чиновники неожиданно столкнулись с тем, что их любимое правило "пипл схавает" не сработало. Причем недовольство высказали не только сами автолюбители, но и представители исполнительной власти. Вряд ли Дарькин просто набирал политические очки - губернаторов теперь не выбирают, судя по всему акции протеста действительно были нешуточными.
По информации различных источников, жители Владивостока заблокировали движение во всем центре города, угрожали властям "оранжевой революцией" и ритуальным сожжением отечественных машин, а в день рождения Путина еще и вешали его карикатуры на свои автомобили.
С первого взгляда не ясно было только одно - в чем заключается коррупция, о которой говорили правозащитники, а потом и прокуратура. Оказалось, все очень просто. Как пишет Агентство бизнес новостей, по новым правилам таможенники сами решали, чему верить - чеку о покупке автомобиля, скажем, за 2000 долларов или пресловутому мини-каталогу, в котором говорится, что машина стоит 6 тысяч.
Соответственно, от таможенника должен был зависеть и размер пошлины, которую нужно заплатить для ввоза автомобиля. А решать такие вопросы "на месте" умеют и любят не только гаишники.
Иван Александров