В Ираке в назначенный срок, 15 октября, состоялось голосование по проекту постоянной конституции страны. Подсчет голосов еще продолжается, и пока известны лишь предварительные результаты по отдельным регионам. Однако два главных итога уже можно подвести. Во-первых, референдум прошел в относительно спокойной обстановке, а во-вторых, судя по словам официальных лиц, суннитам все же не удалось помешать принятию конституции.
Тихо, мирно
По последним данным Независимой избирательной комиссии Ирака, явка на референдум составила примерно 63-64 процента избирателей. Это на 5-6 процентов больше, чем на январских выборах в парламент, частично бойкотированных суннитским меньшинством. Видимо, иракцы прониклись слоганом предшествовавшей голосованию кампании: "Твой голос... Твое будущее". Уже известно, что в южных провинциях, где преобладает шиитское население, большинство высказалось в пользу конституции.
Твердое "нет" основному закону страны сказали жители суннитских провинций Салахаддин и Анбар. Однако достичь такого единодушия в третьей суннитской провинции, Ниневии, не удалось, что позволяет официальным лицам говорить об успехе референдума. Ведь, по условиям временной конституции, постоянный основной документ не может быть принят, если две трети населения трех провинций Ирака откажутся его поддержать. Правда, руководитель группы консультантов ООН, работающих в Ираке, призывает не спешить с выводами. По словам Карины Перелли, до окончания подсчета бюллетеней пройдет еще несколько дней и любые скоропалительные оценки следует считать "излишне эмоциональными".
Второй радостной вестью для тех, кто радеет за демократизацию Ирака, стал относительно мирный характер процесса голосования. Вопреки пессимистичным прогнозам, в день референдума в стране не было совершено ни одного крупного теракта. Этому способствовали, в частности, повышенные меры безопасности, предпринятые американскими и иракскими военными. В преддверии важного события численность войск США в Ираке была увеличена с 138 до 152 тысяч военнослужащих. За день до голосования были перекрыты все административные границы страны, а внутренние поездки были ограничены. Избирательные участки также тщательно охранялись.
Иракцам, пришедшим на референдум, нужно было ответить на единственный вопрос: "Одобряете ли вы проект конституции Ирака?". Ниже приводилось два варианта ответа на арабском и курдском языках - "да" и "нет". Таким образом, единственным способом "воздержаться" была неявка на голосование.
В результате лишь у нескольких избирательных участков была слышна стрельба, при которой пострадало незначительное число избирателей. Кроме того трое иракских солдат были убиты при нападении боевиков на иракский военный конвой недалеко от Бакубы, еще шестеро американцев погибли в одной из суннитских провинций. Поволноваться власти Ирака также заставили неизвестные диверсанты, устроившие накануне аварию на высоковольтной линии между Киркуком и Бейджи. Из-за диверсии Багдад и окрестности несколько часов оставались без света.
Бойкот бойкоту
15 октября 2005 года было обозначено как крайняя дата для проведения всенародного референдума во временной конституции Ирака. Уже в конце августа возникли основания для сомнений в том, что голосование состоится в срок. Тогда между основными политическими силами страны шла ожесточенная полемика, так как каждая из них защищала свои интересы. В конце концов, после нескольких отсрочек, проект постоянной конституции все же был принят специальным парламентским комитетом с опозданием почти на две недели. Национальная ассамблея Ирака одобрила документ 18 сентября.
Как и ожидалось, новая конституция не устроила суннитов - вторую по численности религиозно-этническую группу населения, которая считает себя угнетенной стороной в нынешнем Ираке. Суннитские лидеры заявили, что документ учитывает интересы только шиитов и курдов, чьи представители объединились в парламенте после январских выборов. Основной вопрос, который волнует суннитов - федеративное разделение страны. Конституция предполагает предоставление курдам и шиитам автономий на богатых нефтью севере и юге страны, что категорически не устраивает суннитское меньшинство.
Однако вместо того, чтобы бороться с неугодной конституцией пассивно, то есть вновь бойкотировать голосование, сунниты решили сообща сказать ей "нет", что сделало бы принятие документа невозможным. Правда, некоторые лидеры суннитов все же придерживались точки зрения, что бойкот референдума будет более эффективным. Возможно, это расхождение во взглядах стало одной из причин провала затеи суннитов, о котором сейчас говорят официальные лица.
Другой причиной могла стать договоренность, которую шиитам и курдам удалось достигнуть с крупнейшей суннитской Исламской партией Ирака буквально за несколько дней до референдума. Суннитам пообещали, что после парламентских выборов, назначенных на 15 декабря, в Национальной ассамблее будет создана специальная комиссия для рассмотрения предложенных ими поправок к конституции. В дальнейшем одобренные комиссией поправки предполагается вынести на всеобщее голосование. Взамен лидеры партии пообещали призвать своих сторонников поддержать конституцию в целом. Интересно, что об этой договоренности до, во время и после голосования в прессе почти не вспоминали.
То, что Исламская партия Ирака не является главным рычагом давления на иракских суннитов, доказывает и заявление министра промышленности Ирака, суннита Осамы Абдул Азиза аль-Наджафи. Во время визита в Малайзию 14 октября министр сказал, что "народ скажет нет" конституции, так как она "не отражает мнения всех иракцев". Аль-Наджафи выступил против договоренности с шиитами и курдами, отметив, что в документе "нет ни слова о том, что иракцы являются арабами".
Министра поддержал и другой суннитский лидер, один из участников переговоров по проекту конституции Салех аль-Мутлак. После завершения голосования он сказал, что, по его данным, большинство суннитов высказались против конституции, несмотря на договоренность с Исламской партией Ирака. В то же время аль-Мутлак намекнул, что иллюзий по поводу исхода референдума он не строит. "Кондолизза Райс сделала заявление. Я думаю, что это сигнал для Избирательной комиссии объявить о принятии конституции", - заявил он.
Задел мира
Заявление госсекретарь США, действительно, сделала, причем одна из первых среди представителей Вашингтона. Во время визита в Лондон, которому предшествовали поездки в Среднюю Азию, Париж и Москву, Райс отметила: "Многие склоняются к выводу, что конституция, вероятно, принята". Позже ей пришлось принять более нейтральную позицию, так как ее заявление, как видно из слов аль-Мутлака, вызвало недовольство среди суннитских политиков. В телеинтервью она подчеркнула, что результаты референдума пока неизвестны, однако положительный ответ избирателей помог бы в борьбе с иракскими экстремистами.
Президент США Джордж Буш развил мысль своей верной соратницы, назвав референдум "вехой" на пути к демократии, и похвалил свою страну за "прогресс в деле в мира". "Это очень хороший день для народа Ирака, а также мирового спокойствия", - заявил он спустя сутки после голосования. Глава Белого дома особенно отметил спокойную обстановку в стране и высокую явку на референдум, которой Ирак обязан в том числе и недовольным суннитам. По мнению Буша, их участие в политическом процессе в любом случае важно.
От исхода иракского референдума зависит судьба следующего звена цепочки, которая соединяет нынешний Ирак с моделью, созданной в Вашингтоне, - парламентскими выборами 15 декабря. Затем первому постоянному парламенту Ирака предстоит утвердить первое постоянное правительство. По плану, за этим должен последовать полный и окончательный вывод американских войск из Ирака. Пока план удается выполнять, но для этого приходится напрягать все политические и военные силы.
Екатерина Рогожникова