Московские власти по крайней мере дважды в месяц совещаются по поводу пробок на дорогах. Говорят о строительстве новых дорог, ограничениях на въезд в те или иные районы, о сооружении гаражей, повышении штрафов за неправильную парковку... Благодаря масштабности и, местами, нетривиальности "пробочной" кампании создается впечатление, что чиновники для избавления от заторов готовы свернуть горы, а в процессе изобрести велосипед. Но несмотря на их титанические усилия московские улицы все равно забиты, и машины на них чаще стоят, чем едут.
В понедельник появилась еще одна новость про борьбу с московскими пробками - Юрий Лужков подписал постановление за номером 767-ПП (буквы отнюдь не характеризуют ситуацию, а всего лишь являются сокращением слов "постановление правительства"). В этой бумаге говорится о том, что новые столичные паркинги должны работать и днем, и ночью. По мнению чиновников, паркинги должны быть открыты для всех желающих, а продажа машиномест автовладельцам теперь названа неэффективным подходом.
Это постановление правительства - неприметный с первого взгляда документ - на самом деле доказывает, что подход московских чиновников к проблеме дорожного движения сильно изменился. Причем в лучшую сторону.
В тесноте, в обиде
Автомобилисты знают, что в Москве парковка запрещена везде, где есть свободное место. А там, где разрешена - все забито. Конечно, эта проблема так или иначе существует во всех крупных городах. Но в российской столице несоответствие "спроса и предложения" - катастрофическое. Автомобиль практически невозможно поставить на ночь в жилых районах и также нереально припарковать днем около офиса. Поэтому автолюбители просто вынуждены бросать машины на проезжей части, ставить их на газоны и детские площадки.
За последние годы все стало еще хуже - у ДЭЗов появилась неодолимая тяга к благоустройству, и во дворах возникли высокие бордюры и железные ограды - "чтобы на траву не заезжали". Машины оказались вытесненными на узкие дворовые проезды.
Позднее этот пейзаж дополнился бетонными плитами, которые превратили сквозные дворы в тупиковые - "а то разъездились тут!" И теперь автолюбителям приходится искать не только место для парковки, но и площадку для разворота. Наконец, в городе снесли многие стоянки и гаражные кооперативы, а на их месте построили новые дома. Машины с этих стоянок, естественно, "осели" в тесных дворах и на дорогах около них.
Каждую ночь по этим дворам через скопление припаркованных машин с аккуратностью эквилибриста-шпагоглотателя проезжает мусоровоз. А утром автолюбители с облегчением вздыхают, если их имущество не повреждено.
Та же ситуация повторяется днем в центре столицы. У большинства московских офисов нет ни парковок для сотрудников, ни гостевых стоянок. Поэтому машины оставляют на тротуарах или проезжей части. Иногда даже в несколько рядов, блокируя движение как автомобилей, так и пешеходов.
Ожидается, что с ноября убирать припаркованные машины с проезжей части будут эвакуаторы, а в 2007 году запретят и стоянку во дворах. Это, конечно, хорошо, что московские власти озаботились проблемой неправильной парковки. Но если просто взять и повсеместно запретить стоянку, куда в результате денутся автомобили?
Народные машиноместа
В начале года панацеей называли проект "народных гаражей". Согласно этому проекту любой москвич может обратиться в свою префектуру с предложением построить небольшой гаражный комплекс на соседнем пустыре, во внутреннем дворике - где угодно. Если чиновники дают "добро", через какое-то время на указанном месте начинается строительство. А инвесторами становятся сами жильцы. Место в таком гаражном комплексе обходится им в несколько тысяч долларов.
Примерно в то же время московские власти подсчитали необходимое количество парковок и приняли план, согласно которому необходимо было за три года создать 300 тысяч новых машиномест, доведя обеспеченность ими до 47 процентов. Как заявил начальник отдела гаражного строительства департамента строительства и реконструкции города Москвы Юрий Припаньковский, сооружение этих гаражей идет по плану.
767-ПП
В начале статьи мы упомянули некий документ под номером 767-ПП, о котором в понедельник написала "Российская газета". В документе, подписанном мэром, говорится, что новые паркинги должны работать в две смены - днем и ночью. Так что же все-таки в этом особенного?
Юрий Припаньковский объяснил, что автолюбитель, купивший место в новом многоэтажном паркинге, пользуется им только вечером и ночью. А днем он отправляется на работу и по-прежнему безуспешно ищет место для стоянки и бросает машину на проезжей части. Чаще всего - в перегруженном центре города.
А стоящие днем улицы - это проблема гораздо более серьезная, чем забитые автомобилями дворы. Ведь пробки фактически парализуют доставку товаров в магазины, не позволяют бизнесменам попадать на встречи. В общем, сильно вредят экономике города.
Поэтому столичные чиновники пересмотрели свои приоритеты. Теперь, судя по словам Припаньковского, парковки будут строиться там, где они нужны больше всего. В первую очередь - в центре. Так как там практически нет свободного места, рассматриваются невероятные проекты - подземные паркинги под площадями, стоянки над железнодорожными путями, над и под транспортными развязками. Всего в центре города под паркинги выделено 64 участка, а общая вместимость стоянок составит 30406 машиномест.
Работа новых паркингов в две смены означает, что ночью стоянка будет принимать машины автовладельцев, которые живут неподалеку, а днем будет открыта для тех, кто работает в соседних офисах. Такие парковки окажутся намного эффективнее пресловутых "Народных гаражей", где "ячейки" пустуют в отсутствие их владельцев.
Поэтому в постановлении 767-ПП сказано, что многоэтажные гаражи с оформлением прав собственности на автолюбителей город больше не интересуют. Часть новых стоянок - в первую очередь перехватывающие парковки - Москва построит на свои деньги, а для остальных стоянок привлечет инвесторов. Конкурсы выиграют те компании, которые смогут распорядиться парковками наиболее эффективно.
Самая оригинальная из стоянок - подводная. Ее построят в русле водоотводного канала. Машины будут въезжать со стороны Малого Каменного моста, выезжать – на Крымскую набережную. Вместе со стоянкой будут построены дополнительные прогулочные набережные и даже небольшой причал для речного транспорта. Такая парковка вместит 1000 автомобилей.
Большинство стоянок в центре будут скромными по площади, но также довольно изощренными в инженерном плане. Это так называемые механизированные парковки. Машина заезжает на специальную платформу, после чего лифт поднимает ее на нужный уровень и ставит в определенную ячейку. Такие паркинги могут достигать высоты девятиэтажного дома и позволяют разместить на ста квадратных метрах площади несколько десятков автомобилей.
65 стоянок, включая одну подводную, и несколько десятков механизированных - уже решенный вопрос. Но этого городу мало. Поэтому в постановлении указано еще 84 участка у станций метро, для которых нужно разработать проекты и решить, целесообразно ли строить там парковки.
Кроме того до конца года координационный совет по вопросам гаражного строительства в городе Москве рассмотрит предложения по использованию для постройки паркингов простаивающих подземных пространств, таких как тепловые пункты, котельни и так далее. На суд совета представят также предложения о строительстве стоянок методом щитовой проходки под Садовым и Бульварным кольцом и городскими площадями.
Наконец, будут пересмотрены планы по строительству новых станций метро. По возможности в их проекты включат сооружение перехватывающих парковок.
Надежда 767
767-ПП это не единственный из документов, показывающий серьезное отношение городских властей к проблемам пробок и парковок. Также чиновники пересмотрели планы по строительству гаражей и стоянок в жилых кварталах. Как сообщает "Росбалт", предусматривать места для парковки теперь обязан каждый застройщик. Для домов эконом-класса, где на одного жителя приходится до 30 квадратных метров площади, должно быть построено одно парковочное место на квартиру. Для домов бизнес-класса нормативы предписывают оборудовать 1,7 машиноместа на квартиру, а около элитных жилых комплексах - по два.
Построить офисное здание без парковки теперь также будет невозможно. Каждые 70-80 квадратных метров площади здания должны быть обеспечены местом для стоянки одного автомобиля.
Получается, что история с московскими парковками больше не выглядит издевательством над автомобилистами, как это было до последнего времени: сначала снесли стоянки и гаражные кооперативы, "переоборудовали" дворы, чтобы сделать парковку там невозможной, а на улицы вывели эвакуаторы. Потом собирались вовсе запретить стоянку во дворах и карать непослушных теми же эвакуаторами и высокими штрафами.
Единственный выход, который чиновники оставляли москвичам - купить место в многоэтажном паркинге за сумму около 10 тысяч долларов. Тем, кто не может себе этого позволить, предлагали пересесть на метро. Похоже, эти грандиозные планы отменяются.
Дмитрий Ларченко