В штате Техас выдан ордер на арест бывшего лидера республиканского большинства в Палате представителей Конгресса США Тома Делэя. Он должен предстать перед окружным судом в Остине, где ему будут предъявлены официальные обвинения в преступном сговоре и отмывании денег.
Суд также установил стандартный для таких случаев залог в размере 10 тысяч долларов, уплатив который Делэй сможет оставаться на свободе в ходе разбирательства его дела. Техасского конгрессмена должны будут сфотографировать и дактилоскопировать для полицейской картотеки, хотя его адвокаты надеются, что этого удастся избежать.
Делэй имеет право явиться в любой полицейский участок на территории Техаса, но, скорее всего, он останется в своем родном округе Форт-Бенд, расположенном неподалеку от Хьюстона. Адвокат конгрессмена Дик Дегерин пояснил, что ордер на арест представляет собой стандартный судебный приказ о доставке ответчика в суд в определённый день.
Между тем помощник окружного шерифа Крейг Брэйди уже заявил о том, что его офисе готовы принять Делэя в четверг, 20 октября, чтобы сфотографировать и взять отпечатки пальцев. По его словам, вся процедура займет от 45 минут до часа.
По правилам, принятым в Республиканской партии, Делэй был вынужден временно оставить пост лидера фракции в Палате представителей после того, как против него было выдвинуто обвинение в тяжком уголовном преступлении. Ранее два больших жюри присяжных, которые решают вопрос о передаче дела в суд, обвинили Делэя и двух его помощников в преднамеренном нарушении избирательного законодательства штата Техас.
Дело в том, что они собирали и передавали корпоративные пожертвования, во всяком случае так считает обвинение, для республиканских кандидатов в законодательное собрание штата. Между тем техасские законы запрещают привлекать такие пожертвования для финансирования избирательных кампаний на уровне штата, хотя эти средства можно использовать для покрытия административных расходов.
Обвинение утверждает, что в 2002 году Делэй организовал комитет по выборам в Законодательное собрание Техаса. Этот региональный комитет перевел корпоративные пожертвования на сумму 190 тысяч долларов в Национальный республиканский комитет в Вашингтоне, а партийное руководство отправило деньги назад в Техас для провдения предвыборной кампании. Таким образом, закон штата был формально нарушен.
Именно из-за этой формальности Делэй отрицает, что действуя таким образом, он нарушал законы. Более того, он в свою очередь, обвиняет прокурора округа Трэвис Ронни Эрла, который и начал дело против конгрессмена, в том, что тот, будучи членом Демократической партии, действовал исходя из политических мотивов.
На выборах в Законодательное собрание штата в 2002 году победили республиканцы, которые смогли после этого принять закон об изменении границ избирательных округов Техаса на выборах в Палату представителей, так чтобы их партия получила преимущество перед демократами. В результате от Техаса в нижнюю палату Конгресса было избрано большее количество республиканцев, чем ранее, а это, в свою очередь, помогло им завоевать большинство в нынешнем составе Палаты.
По крайней мере, демократы именно так излагают политическую подоплеку деятельности Делэя. Прокурор Эрл естественно отрицает, что он действует по политическим мотивам. Он даже пояснил, что не просил выдать ордер на арест Делэя, а всего лишь одобрил судебное постановление.
Адвокаты Делэя тем временем заявляют, что ордер на его арест был выписан в отместку за попытку защитников обвинить прокурора Эрла в неправомерных действиях. Например, Дегерин утверждает, что обвинения в сговоре с целью нарушения избирательного законодательства нельзя применять в отношении конгрессмена, поскольку предвыборная кампания проходила в 2002 году, а положение о сговоре не применялось в отношении этого закона до 2003 года.
Когда это выяснилось, прокурор выдвинул против Делэя обвинения в отмывании денег. Однако большое жюри, которое должно было утвердить обвинение, отказалось это сделать. И только с третьей попытки обвинения были предъявлены. Кроме того, по мнению адвоката, прокурор всячески старался насолить его подзащитному. Например, он отказывался просить окружного судью, чтобы тот выписал Делэю повестку в суд. В этом случае у него появлялась возможность издать постановление о принудительной доставке подозреваемого.
Сам Делэй также не сидел без дела. Он, помимо всего прочего, обвинил прокурора в том, что тот сам незаконно принимал корпоративные пожертвования от профсоюзов в ходе перевыборов на эту должность.
Последний раз лидер парламентской фракции в американском Конгрессе подвергался уголовному преследованию более 100 лет назад. Скандал вокруг лидера республиканцев в Палате представителей стал еще одним ударом по администрации Джорджа Буша. Параллельно разворачивается расследование дела об утечке секретной информации из Белого дома. В нем уже оказались замешаны политический советник президента Карл Роув, а следствие, тем временем, подбирается в вице-президенту Дику Чейни.
Один из высокопоставленных чиновников администрации рассказал журналистам, что жена отставного дипломата Уилсона, который выступал с резкой критикой войны в Ираке, является агентом ЦРУ. Журналисты опубликовали эту информацию. Следствие полагает, что таким образом, ряд лиц в Белом доме хотели отомстить Уилсону за его позицию по иракскому вопросу. Кроме того, существуют подозрения, что конфликт между Чейни и ЦРУ зашел слишком далеко.
Чейни был идеологом свержения Хусейна и настойчиво требовал от спецслужб предоставить неопровержимые доказательства, что иракский режим обладает оружием массового поражения. Однако разведчики, и в первую очередь ЦРУ, пытались дистанцироваться от подгонки имеющихся данных под требуемый результат и говорили вице-президенту, что стопроцентно надежных доказательств у них нет.
В конце концов, как утверждают критики войны в Ираке, администрация Буша просто выдала желаемое за действительное, чтобы оправдать агрессию против Ирака.
Ну а что касается Тома Делэя, то в пятницу, 21 октября, он должен явиться в окружной суд в Остине, где начнется разбирательство по его делу. С точки зрения россиянина, его предполагаемый проступок не столь уж существенен и труднодоказуем. Суть ведь состоит в том, что он передал собранные пожертвования в центральный аппарат партии, что не запрещено законами Техаса. А уже партийное руководство перечислило деньги на предвыборную кампанию.
Доказать, что это были именно те деньги, которые ушли из Техаса в Вашингтон, будет затруднительно даже американскому правосудию. Однако не стоит забывать, что в США, также как в Великобритании и еще ряде стран, существует прецедентная правовая система. А в ее рамках единой трактовки даже тяжкого уголовного преступления не существует. Состав фелонии, согласно уголовным кодексам штатов, различен. Однако неизменным остается ее промежуточное положение между федеральным преступлением и нетяжким уголовным преступлением.
Кстати, окружной прокурор предлагал Дэлэю признать себя виновным в нетяжком преступлении и отделаться штрафом и условным наказанием. Однако конгрессмен отказался идти на подобную сделку с правосудием, и против него были выдвинуты уже более тяжкие обвинения. Если вдруг, что в общем-то маловероятно, суд присяжных признает Делэя виновным по всем пунктам обвинения, то остаток жизни ему придется провести за решеткой.