Охота на российские траулеры, устроенная норвежскими властями, является отзвуком той борьбы, которая идет за арктические просторы. Эта борьба пока носит не слишком громкий характер, но перспективы, которые несет освоение Арктики, заставляют страны региона готовиться к решающей схватке уже сейчас.
По данным канадских ученых, в период с 1969 по 2004 год объем льда на востоке Канадского арктического архипелага уменьшился на 15 процентов. В некоторых местах на западе страны он снизился на треть. Многие специалисты не исключают, что в XXI веке летом Арктика будет полностью свободна ото льда. Северный Ледовитый океан уже называют Средиземным морем будущего, учитывая те возможности, которые откроются после того, как растают льды. Если сейчас для морской перевозки грузов из Европы в Азию приходится идти через мыс Доброй Надежды, то есть огибать Африку, то в будущем можно будет идти прямо через Северный полюс, причем безо всяких ледоколов. А это сократит путь приблизительно на 4 тысячи миль.
В прошлом году российский посол в Канаде Георгий Мамедов заявил, что пора заняться строительством Арктического транспортного моста между Северной Америкой и Европой. Как отметил Мамедов, российская сторона уже вовсю занимается обустройством своей оконечности этого моста в Мурманске. Не дремлют и заокеанские партнеры. В 1997 году на аукционе американский бизнесмен Пэт Бро купил за 7 (семь) долларов порт Черчилл на севере Канады, ожидая в будущем как минимум 100 миллионов долларов в год от оживленных арктических грузоперевозок.
По мнению многих, Арктику можно сравнивать не только со Средиземным морем, но и с Персидским заливом. По мнению американских геологов, в Арктике может залегать чуть ли не четвертая часть всех энергоресурсов Земли. Искать нефть и газ в Арктике сейчас - в условиях заоблачных цен на топливо и таких же заоблачных прибылей энергетических компаний - сам Бог велел. Действительно, надо же все эти деньги куда-то вкладывать!
О неизбежности начала энергетической лихорадки за Полярным кругом свидетельствует недавняя провальная попытка заблокировать в американском Сенате решение о разработке нефтегазовых месторождений в Национальном заповеднике на Аляске. И сенаторов можно понять. За счет продажи прав на разработку месторождений на Аляске бюджет надеется выручить около 2 с половиной миллиардов долларов. При нынешнем бюджетном дефиците и росте военных расходов для Штатов и это деньги.
В свете всего вышесказанного не удивительно, что страны арктического региона в предвкушении будущих прибылей готовы решительно отстаивать свои интересы. И инцидент с российскими траулерами в Баренцевом море является как раз примером того, как Норвегия пытается постепенно выдавить Россию из этого сектора Арктики.
Россия не согласна с действиями Норвегии, которая в конце 70-х годов объявила 200-мильную зону вокруг Шпицбергена своей исключительной экономической зоной, или, как ее называют сами норвежцы, "рыбоохранной". Таким образом, оказались поставлены под сомнение договоренности 1920 года, согласно которым СССР, а ныне Россия, могут добывать природные ископаемые и ловить рыбу в этом районе. Печально, что сейчас Россия добровольно уходит с самого Шпицбергена. Из двух российских рудников на островах остался один, да и тот - на грани закрытия.
В отличие от России, Норвегия усиливает свое присутствие на территории соседа. Норвежский банк DnB NOR купил недавно мурманский Мончебанк. Как заявляли представители DnB NOR, покупка российского банка позволит им укрепить позиции в таких сферах, как рыболовство, морские грузоперевозки, а также нефтегазодобыча в Баренцевом море. Кстати, это уже третий скандинавский банк, который начал свою деятельность на территории России.
Как и Норвегия, другие страны региона также не признают границы полярных владений России, установленные советским правительством еще в 20-е годы прошлого века. Тогда большевики просто провели на карте две линии: от Мурманска и Чукотки к Северному полюсу. Все, что попало внутрь этих границ, объявили владениями СССР. После подписания ооновской Конвенции по морскому праву, Москва решила фактически закрепить картографические завоевания большевиков, воспользовавшись юридической дырой в тексте Конвенции. Согласно ее тексту, страна может претендовать на исключительную экономическую зону протяженностью свыше положенных той же Конвенцией 200 миль, если будет доказано, что шельф от ее берегов тянется дальше этого расстояния. Сейчас Россия доказывает всем, что ее шельф никак не хочет заканчиваться обрывом в океанские глубины и продолжается чуть ли не до Северного полюса. Однако здесь России приходится спорить уже не столько с Норвегией, сколько с Данией, которая утверждает, что подводный хребет Ломоносова, проходящий как раз под полюсом, является геологическим продолжением отнюдь не Сибири, а Гренландии, которая с 30-х годов принадлежит датской короне.
Кстати, Дания является участницей еще одного, пожалуй, самого анекдотического противостояния из всех существующих в Арктике. Дания спорит с Канадой за крохотный островок Ханс, находящийся в проливе между канадской территорией и Гренландией. Периодически остров посещают канадские и датские экспедиции, которые оставляют после себя государственные флаги своих стран. Три года назад очередная датская экспедиция обнаружила, что установленный на Хансе в 1988 году флаг исчез, а установленный в 1995-м - порван в клочки. Но тогда вину за это возложили на суровый в тех местах ветер. Однако в нынешнем году, видимо, тем же ветром, на остров занесло министра обороны Канады Билла Грэхема, после чего над Хансом стал развеваться флаг с кленовым листом. К спору между правительствами подключилась и общественность двух стран. Особенно та ее часть, которая обладает достаточным чувством юмора. Уже появился Фронт освобождения острова Ханс, борющийся с владычеством как Канады, так и Дании. Есть и радио Свободный Ханс. А два шведских ди-джея этим летом дозвонились до министров иностранных дел Дании и Канады, заявив главе датского МИДа, что в борьбу за остров Ханс вступает Швеция, а канадскому министру, представившись его датским коллегой, предложили не мудрствуя лукаво поделить остров пополам.
Для справкиКонвенция ООН по морскому праву 1982 года
В портфеле у самой Канады, помимо спора с Данией, есть претензии и к Соединенным Штатам. В 1977 году Канада объявила проливы между своими северными островами территориальными водами. С чем не согласились США, которые свято уверены в том, что эти проливы являются водами международными, а значит плавать по ним может кто угодно и когда угодно. В середине 80-х годов между двумя соседними странами даже случился дипломатический скандал, когда через один из таких проливов попытался пройти катер береговой охраны США. В результате, в 1988 году между Вашингтоном и Оттавой было заключено соглашение, согласно которому Береговая охрана США может пользоваться этим северным маршрутом после уведомления канадских властей. Но американские пограничники - это одно дело, а вот иностранные танкеры и сухогрузы - совсем другое. И в качестве аргумента в пользу своей точки зрения на проблему проливов Канада в прошлом году провела самые широкомасштабные за всю историю страны военные учения в Арктике. Кроме споров за так называемый Северо-западный проход, у Канады с США не урегулированы разногласия по поводу границы между американской Аляской и канадской провинцией Юкон. Учитывая тот факт, что в том районе залегают нефтеносные пласты, спор вряд ли можно отнести к разряду легких.
Так неужели по мере того, как климат в Арктике будет становиться все теплее, отношения между странами региона будут становиться все прохладнее? Очень может быть, что им придется объединиться для борьбы с негативными последствиями глобального потепления. Ведь скептики утверждают, что оно приведет к образованию огромных льдин, которые будут таранить нефтегазовые платформы. А уж говорить о строительстве какой-либо инфраструктуры на "вечной мерзлоте" в условиях потепления, когда почва буквально начинает уходить из под ног, и вовсе проблематично.
И главное, чтобы в ссорах за шкуру пока еще не убитого медведя страны не забыли про угрозу местной фауне и радикальные изменения в жизни местных коренных народов. Вот эти-то проблемы точно надо решать всем миром.
Андрей Кириллов