Когда министра обороны РФ Сергея Иванова назначили вице-премьером правительства России, он сразу же объявил, что этот шаг президента призван улучшить качество армейской реформы, которая в последнее время подвергается все более жесткой критике. Теперь Иванов получил все полномочия для успешного проведения этой реформы. В частности, для него в правительстве будет создан новый спецорган. Что это будет за орган, официально пока никто не уточняет, но эксперты уже окрестили его "Министерством оборонной промышленности". Косвенно эту версию подтвердил и сам премьер, рассказав о своих ближайших планах на новом рабочем месте.
Говоря о создании правительственного органа, Иванов заявил, что его (органа) главной функцией станет "помощь вице-премьеру в осуществлении его деятельности на посту зампреда правительства". Само это размытое определение не объясняет почти ничего, но некоторые ближайшие планы министра - вице-премьера объясняют многое. По словам Иванова, прежде всего он займется вопросами реформирования оборонно-промышленного комплекса и системы закупки вооружений. Это одна из самых больных тем для нашей армии.
Выступая на ежегодном совещании руководящего состава вооруженных сил, Иванов рассказал, что в 2006 году вооруженные силы получат больше оружия, чем получили в нынешнем. Однако на самом деле эта разница пренебрежимо мала. По данным министра, гособоронзаказ 2006 года включает в себя закупку 31 танка Т-90, 125 бронетранспортеров (четыре батальонных комплекта), 3 тысячи 770 автомобилей многоцелевого назначения, восемь новых вертолетов и девять самолетов, в том числе стратегический ракетоносец Ту-160. "Кроме того, запланирован ремонт с модернизацией еще 139 танков, 125 артиллерийских орудий, 104 самолетов, 52 вертолетов, а также другого вооружения и военной техники", - добавил министр, выступая перед президентом.
Возможно, что-то он упустил, но все равно в сравнении с тем, что получила армия в 2005 году, эти цифры не выглядят впечатляющими. Год назад Иванов обещал закупить две пусковые установки ракетного комплекса "Искандер-М" , 17 танков Т-90, три батальонных комплекта бронетранспортеров, два новых корабля, один новый и еще один отремонтированный стратегический бомбардировщик Ту-160, а также семь модернизированных фронтовых истребителей Су-27СМ
"К исходу 2015 года мы должны выйти на соотношение, когда 70 процентов средств тратятся на развитие армии и флота, а 30 процентов - на текущее содержание. Только так мы сможем не латать дыры, а добиваться качественного технического обновления войск"
Стоит отметить, что программу закупки вооружений на 2005 год не удалось осуществить полностью. Из скудного списка, озвученного министром обороны год назад, не поступили в войска ни зенитно-ракетный комплекс С-400 "Триумф" (его на прошлогоднем совещании министр не включил в список, хотя закупать его собирались), комплекс "Искандер", АПЛ "Юрий Долгорукий"... Теперь Иванов обещает не только наверстать упущенное, но и закупить новые вооружения.
Однако даже если все эти обещания будут выполнены, то эти темпы не спасут парк российской военной техники от стремительного старения. Можно подсчитать, что если Россия будет перевооружаться с той же скоростью, то она полностью обновит свой военный парк лет через сто, не раньше. При этом, поясним, речь идет не о покупке каких-то сверхдорогих суперсистем будущего, а о нормальных современных танках и самолетах, которые, кстати, у России закупают в куда больших объемах те же Индия с Китаем.
Более детальный прогноз сделал депутат Госдумы член Комитета по безопасности Геннадий Гудков. По его подсчетам, при нынешних темпах число самолетов в ВВС к 2010 году сократится до 2000 (в 2002 году их было 5100), вертолетов - до 600 (1800 единиц в 2002 году), а среднегодовой налет пилотов ВВС не превысит 30 часов. К 2010 году потребности в бронетехнике будут удовлетворены лишь на 20 процентов. По мнению депутата, запасов боеприпасов в настоящее время вооруженным силам хватит лишь на четыре дня полномасштабной войны с "крупным противником".
В 2006 году гособоронзаказ будет увеличен на 54 миллиарда рублей и составит 237 миллиардов против 183 миллиардов в 2005 году. Однако при этом относительно ВВП доля военных расходов сократится от 2,84 процента в 2005 году до 2,74 в 2006 году.
В последние годы сформировался стереотип, согласно которому Минобороны не способно закупать современную технику из-за нехватки средств. Однако на самом деле военное ведомство считает иначе. По мнению военных чиновников, нынешний оборонный бюджет вполне может обеспечить армию современным оружием.
Во вторник группа депутатов Госдумы во главе с Гудковым внесла на рассмотрение в нижнюю палату парламента законопроект, предусматривающий увеличение военного бюджета примерно на 200 миллиардов рублей в год, начиная с 2007 года. Таким образом, они собираются довести его до 3,5 процентов от ВВП. Депутаты считают, что большую часть из этих денег необходимо направить на закупку нового оружия, доведя соотношение расходов на содержание и обновление вооружений до "50 на 50".
"3,5 процента, - это абсолютно нормальная, разумная цифра, которая сегодня ниже, чем показатели во многих других государствах, не ведущих боевых действий. Мы не можем тратить менее 3,5 процента от ВВП, если хотим сохранить в боеспособном состоянии нашу стратегическую и ядерную триаду. Например, Китай и Турция тратят до пяти процентов от ВВП на создание боеспособной армии и флота".
Однако, как ни странно, Минобороны от такого предложения фактически открещивается. Комментируя в интервью "Ведомостям" предложение депутатов, представитель Минобороны заявил, что такие нововведения военному ведомству не нужны: "Для начала надо навести порядок в текущих военных программах, ради чего министр и назначен вице-премьером".
Дело вот в чем. Как заявил в среду Сергей Иванов, увеличение гособоронзаказа отнюдь не означает, что армия получит больше оружия - "цены на военную продукцию растут быстрее, чем инфляция". По мнению министра, объяснить этот процесс можно разве что непомерными аппетитами предприятий ОПК, которые съедят любое увеличение военного бюджета. В случае, если вице-премьер Иванов и его новый орган действительно обнаружат, что оборонные предприятия беспричинно завышают цены, то руководства этих заводов ждут нелегкие времена.
Перестановки в правительстве можно было бы и не воспринимать всерьез (сколько уж раз власти обещали радикально реформировать систему закупки вооружений), если бы не странная реакция Минобороны на позитивное предложение Госдумы. Отказ от 200 миллиардов рублей, пусть даже высказанный в анонимном интервью, это серьезно. Так что новое назначение Иванова и создание нового органа в правительстве не сулит ничего хорошего для российского ОПК.
Павел Аксенов