Майя Плисецкая поражает своей неукротимой любовью к жизни. Она так легко и безоговорочно признается в любви к своим друзьям или кумирам, что невольно начинаешь обожать их вместе с ней. Она очаровывает своей благодарностью судьбе. Она так неизменно красива, что ее возраст не имеет значения.
В день рождения Майи Плисецкой, 20 ноября, на сцене Государственного Кремлевского дворца пройдет гала-концерт, венчающий фестиваль в ее честь. В нем примут участие звезды Большого и Мариинского театров, примы и премьеры крупнейших балетных трупп Европы, даже шаолиньские монахи и московские брейк-дансеры. Но больше всего публика будет ждать появления главной героини вечера: она не устала танцевать, она будет танцевать. Она исполнит номер "Аве, Майя", созданный для нее знаменитым французским хореографом Морисом Бежаром.
Жизнь Майи Плисецкой всегда была связана с балетом. Она родилась в Москве в 1925 году. Ее отец, Михаил Эммануилович Плисецкий, был сотрудником треста "Арктикуголь", а мать, Рахиль Михайловна Мессерер, играла в немом кино в 1920-х годах. Родные брат и сестра Рахили Мессерер, Асаф и Суламифь, были выдающимися танцовщиками и работали в Большом театре. И это, вероятно, сыграло решающую роль в судьбе будущей балерины Майи Плисецкой. Впоследствии она говорила, что в детстве балет не был ее страстью, ее больше интересовала драма, но родители настояли на учебе в Московском хореографическом училище.
В 1934 году реверанс в адрес приемной комиссии училища решил судьбу Майи Плисецкой: ее приняли в класс Евгении Долинской. Позже ей довелось учиться у Елизаветы Гердт. Несмотря на семейную трагедию (арест и гибель отца в 1938, арест и ссылка матери) и войну, она окончила училище и в 1943 году поступила на работу в Большой театр.
На сцене Большого Плисецкая танцевала до 1990 года - неслыханное и замечательное долголетие. Она исполнила все главные партии из репертуара Большого за исключением Жизели в одноименном балете.
В ее послужном списке - роли в классических постановках: "Щелкунчик", "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Раймонда", "Дон Кихот". Она стала первой исполнительницей таких партий, как фея Осени ("Золушка"), Хозяйка Медной горы ("Сказ о каменном цветке"), Сюимбике ("Шурале"), Эгина и Фригия ("Спартак"), Мехменэ Бану ("Легенда о любви").
Исполнение Плисецкой партии Одетты-Одилии в "Лебедином озере" в 1947 году потрясло театральную Москву. Этот спектакль с участием молодой балерины был главным "культурным десертом" для высокопоставленных гостей столицы СССР.
Другим прославленным номером Плисецкой стала миниатюра Михаила Фокина на музыку Камиля Сен-Санса "Умирающий лебедь". Ее несравненная пластика, гибкая и выразительная спина, невероятные руки поражали зрителей. У балерины даже спрашивали, есть ли у нее кости в предплечьях.
В течение нескольких лет Плисецкую, признанную молодую звезду Большого, не выпускали на гастроли за границу. После первого же визита в Америку в 1959 году она стала мировой звездой. Вместе с труппой Большого театра она объездила буквально весь мир. Познакомиться с этой красивой, талантливой и обаятельной женщиной считали за честь президенты и короли. Ее узнавали на улицах. Когда Плисецкую представили Сальвадору Дали (это была случайная встреча в одном из парижских ресторанов), знаменитый художник выдал почти весь известный ему запас русских слов: "Балерина. Майя. Россия".
Майя Плисецкая никогда не останавливалась на достигнутом. Став лучшей классической балериной эпохи, она начала изучать испанские танцы и играть в современных балетах. Когда в 1967 году знаменитый кубинский хореограф Альберто Алонсо поставил специально для нее "Кармен-сюиту", министерство культуры во главе с Екатериной Фурцевой пережило потрясение. Этот легендарный балет закрывали, запрещали возить на гастроли, и все же Плисецкой удалось станцевать его около 350 раз, из них 132 раза - в Большом.
В 1970-х Плисецкая танцевала у двух самых знаменитых французских хореографов своего времени - у Ролана Пети в "Смерти розы" и у Мориса Бежара в "Айседоре" и "Болеро". Последний балет Майя Михайловна называет своим самым любимым.
Добро помнила и помню. Никому никогда не завидовала. Своим делом жила. Балетом жила. Другого ничего в жизни я делать толком и не умела. Мало только сделала. Куда больше могла. Но и на том спасибо. Спасибо природе своей, что выдюжила, не сломалась, не сдалась…
Став знаменитой на весь мир балериной, Майя Плисецкая захотела попробовать себя в качестве режиссера. В Большом театре она поставила "Анну Каренину", "Чайку", "Даму с собачкой", в Риме - "Раймонду", в Мадриде - "Тщетную предосторожность".
Майя Плисецкая за свою жизнь удостоилась многих титулов: она и народная артистка СССР, и кавалер ордена Почетного легиона, и почетный профессор нескольких университетов. У нее есть российские ордена "За заслуги перед Отечеством", испанский орден Изабеллы Католической, литовский орден Гедиминаса. Она получала Ленинскую премию и испанскую премию Принца Астурийского. Все ее награды не перечислить, да это и необязательно: она все равно лучшая, красивейшая, главная, балерина Майя.
Юлия Штутина