Выборы в парламент Чечни, прошедшие 27 ноября, можно считать состоявшимися. По данным ЦИК республики, в них приняли участие около 60 процентов избирателей Чечни. При этом, подчеркивает глава избиркома, не было зафиксировано ни одного случая нарушения закона. Во всяком случае, в избиркомы Чечни не поступило ни одной жалобы на нарушения.
Теплая погода и Аллах
Тот факт, что выборы можно считать состоявшимися, стал ясен еще в день проведения голосования. В Чечне для этого достаточно, чтобы на выборы пришли 25 процентов избирателей республики. А 27 ноября 2005 года, как пояснил первый вице-премьер правительства Чечни Рамзан Кадыров, высокой явке избирателей способствовали "теплая погода и Аллах". По словам Кадырова, рубеж в 25 процентов был перейден к полудню 27 ноября.
Но погода и Аллах действовали весьма избирательно. Официальные наблюдатели, правда, ничего странного не заметили. Но прибывшую неофициально делегацию ПАСЕ крайне заинтересовал вопрос о том, почему уровень явки до 16 часов был весьма невысоким, а затем в течение полутора часов стремительно рос.
Неясной представителям ПАСЕ показалось и причина, по которой этот уровень в разных населенных пунктах Чечни столь существенно различался. Так, в райцентре Ачхой-Мартан на выборы пришли лишь 35 процентов избирателей, тогда как в Урус-Мартане - 70 процентов.
Впрочем, председатель республиканского избиркома Исмаил Байханов объяснил делегации, что появление большинства избирателей на участках в конце выходного дня - дело самое естественное. Неплохо он разъяснил и ситуацию с оставшимся на одном из избирательных участков даже в день голосования плакатом "Единой России". Оказалось, что наличие этого плаката не следует считать нарушением, так как плакат не призывал голосовать за "единороссов", а просто висел, без всякого злого умысла.
А вот про разницу Урус-Мартана и Ачхой-Мартана он, к сожалению, объяснить не сумел - так что делегаты решили все-таки включить в свой отчет сообщения о возможных нарушениях.
Тихие выборы
Между прочим, среди достижений нынешней чеченской власти следует упомянуть и тот факт, что выборы в парламент республики прошли мирно. Не было ни терактов, ни перестрелок, ни вообще каких-либо стычек. Неудивительно - ведь милиция начала охранять избирательные участки за 10 дней до начала голосования.
Правда, ряд СМИ сообщил, что спокойствие в республике было достигнуто не столько тщательной работой правоохранительных органов республики, сколько соблюдением чрезвычайных мер безопасности самими жителями. Как заявил интернет-изданию "Кавказский узел" проживающий в Грозном Азиз Мадаев, бывший школьный учитель, люди просто боялись выходить на улицу, опасаясь диверсий.
При этом чеченцы вовсе не жалели о том, что боевики мешают им голосовать. Они вообще не слишком-то стремились отстаивать свою гражданскую позицию. По словам Мадаева, ни у кого не было сомнений, что выборы будут признаны состоявшимися вне зависимости от реального числа пришедших на избирательные участки.
"Все выборы, которые прошли у нас в республике в течение последних нескольких лет, были недемократичными. Более того, абсолютное большинство населения их просто проигнорировало. Ведь люди уже давным-давно устали от всей этой болтовни и трескотни государственных мужей о скорой стабилизации, о нормализации обстановки и так далее. Нужные цифры власти все равно "нарисуют". Надо будет им 70 процентов, будет ровно столько. Надо им 90 - тоже, пожалуйста", - убеждал журналистов бывший учитель.
Сходное мнения высказали журналистам ежедневной газеты "Коммерсант" жители села Алханкала. Они говорили, что все предыдущие выборы научили их одному: власть обманет, положение рядовых жителей республики выборы не улучшат. По словам уроженца Алханкалы Халима Таирова, чеченские власти получили из Москвы указание сделать депутатами вполне конкретных людей. Так что, по его мнению, реально использованные бюллетени подсчитывать никто не будет.
Удивительно, что при подобных настроениях населения явка оказалась столь высокой. Без помощи Аллаха тут было бы трудно обойтись.
Дополнительные списки
Некоторые чеченцы, явившиеся на выборы, обнаруживали, что их фамилий в списках избирателей нет. Этот вопрос решали уже земными средствами, не беспокоя Творца. Недовольным поясняли, что списки составляли на основании сведений, полученных при обходе дворов. А потому те, чей дом был разрушен за время "второй чеченской", могут проголосовать по дополнительному списку. Для этого желающему голосовать достаточно предъявить свой паспорт - и ему выдадут бюллетень.
В дополнительный список можно попасть на любом участке. И что интересно - можно проделать это неоднократно. В этом коллег заверил корреспондент "Коммерсанта", который на президентских выборах 2004 года любопытства ради проголосовал четырежды – дважды в Грозном и дважды в Толстой-Юрте, где никогда не жил.
Его слова подтвердила и беседовавшая с журналистами ежедневной газеты "Время новостей" жительница Урус-Мартана.
Ну, и разумеется, кандидаты, не пользующие поддержкой властей, полагают, что при такой организации выборов победить могут только их конкуренты. Они жалуются на вбрасывание бюллетеней и говорят, что им предлагают деньги за отказ от участия в выборах. Однако жалуются с осторожностью - прося не называть их имен.
Из истории чеченского парламента
Первым чеченским парламентом можно считать Верховный совет Чечено-Ингушской АССР, созданный в марте 1990 года. Его возглавил Доку Завгаев. 21 августа 1991 года в Грозном начался многотысячный митинг, на котором сторонники лидера Общенационального конгресса чеченского народа Джохара Дудаева требовали отставки Завгаева, обвиняя его и весь совет в поддержке ГКЧП. 6 сентября митингующие штурмом взяли здание Совета. 15 сентября указом Верховного Совета РСФСР Совет был распущен.
27 октября 1991 года прошли выборы президента и парламента суверенной Чеченской республики. Спустя полтора года Дудаев, занявший пост президента республики, попытался ограничить полномочия депутатов и сделать из Чечни президентскую республику. Депутаты возражали, и 6 июня 1993 года Дудаев распустил парламент. Конституционный суд республики признал действия Дудаева незаконными, однако парламент это решение не оживило.
14-16 июня 1996 года в Чечне было избрано двухпалатное народное собрание. В августе 1996 года после захвата Грозного сепаратистами большинство парламентариев покинули Чечню. В связи с этим в начале 1997 года в 63 одномандатных округах Чечни прошли парламентские выборы. Однако когда в сентябре 1999 года российские войска начали контртеррористическую операцию в Чечне, обновленный парламент ушел в подполье, а некоторые депутаты стали полевыми командирами.
Таким образом, в ноябре 2005 года Чечня впервые за последние шесть лет вернулась к идее формирования парламентской республики.
Новый парламент
На сей раз на 58 мест в двухпалатном парламенте претендовали 344 кандидата. 106 из них баллотировались по партийным спискам от восьми региональных отделений политических партий: "Единая Россия", КПРФ, СПС, ЛДПР, партия народного возрождения "Народная воля", "Родина", "Яблоко" и "Евразийский союз".
Окончательные итоги ноябрьских выборов могут быть подведены в декабре. Однако по прогнозам представителей избиркома Чечни, они будут незначительно отличаться от предварительных, обнародованных 28 ноября. Ничего сенсационного в этих результатах нет. После обработки бюллетеней с половины всех существующих в Чечне избирательных участков (215 из 430) избирком установил, что по партийным спискам с огромным отрывом лидирует "Единая Россия". Эта партия получила 61,03 процента голосов всех пришедших на выборы чеченцев.
Затем идут КПРФ (12 процентов) и СПС (10,86 процента). За ними - Евразийский союз (набрал 4,26 процента голосов), "Яблоко" (3,36 процента), "Родина" (с 2,79 процента), ЛДПР (1,68 процента) и "Народная воля" (1,19 процента). Против всех кандидатов проголосовали немногие - лишь 2,03 процента явившихся на выборы.
Демократия только начинается
"Этими выборами заканчивается строительство политической системы Чечни, но не заканчивается демократический процесс. Теперь парламент наравне с президентом и правительством будет гарантировать и защищать конституционные права граждан", - заявил президент Чечни Алу Алханов, проголосовав на выборах. Он заверил журналистов, что особых перемен в связи с отсутствием чеченского премьера Сергея Абрамова (тот попал в аварию и находится в ЦКБ) в правительстве республики не будет.
Это никого не удивило: ведь что касается обязанностей премьера, то их все - в том числе и по подготовке и организации выборов - взял на себя первый вице-премьер Рамзан Кадыров. Что, по мнению ряда чеченских политиков, дало ему возможность полностью контролировать выборы и привести в парламент нужных ему людей.
Алханов, кстати, добавил, что пока не собирается ставить перед президентом Путиным вопрос о продлении своих полномочий при помощи вновь избранного парламента. Но, может быть, поднимет этот вопрос позже. "Я считаю, что демократический процесс только начинается", - объяснил президент Чечни.
И, завершив речь, поехал в Центорой - родовое село Кадыровых.
Мария Мстиславская