После назначения двух новых заместителей глава правительства РФ Михаил Фрадков наконец показал, что не является, вопреки распространенному представлению, чисто номинальной фигурой в российской власти. Распределив полномочия между Дмитрием Медведевым и Сергеем Ивановым, премьер сумел увеличить собственное влияние на процесс принятия решений. Заодно Фрадков добил административную реформу, кончина которой стала очевидна с увеличением числа вице-премьеров.
Традиционное совещание Владимира Путина с первыми лицами правительства, состоявшееся 28 ноября, впервые прошло в новом составе. На встрече Фрадков представил распоряжение, озаглавленное "Распределение обязанностей между первым заместителем, заместителями председателя правительства РФ, руководителем аппарата правительства РФ". Этот документ стал логичным продолжением недавних кадровых перестановок в кабинете министров. Подводя итог нового этапа аппаратной борьбы, премьер заключил: "Теперь есть целостная картина реализации закона о правительстве".
Целостная картина выглядит следующим образом. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев будет курировать приоритетные национальные проекты (здравоохранение, образование, доступное жилье, сельское хозяйство), которые готовил еще в администрации президента. Кроме того, он займется госполитикой в сфере природопользования, антимонопольной политикой, развитием массовых коммуникаций и некоторыми другими вопросами. Вице-премьеру Александру Жукову достались вопросы экономического развития, законопроектной деятельности, госполитики в сфере естественных монополий, тарифной, инвестиционной, финансовой, кредитной и денежной политики. Вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов займется проблемами обеспечения национальной безопасности и будет координировать работу органов исполнительной власти в военно-технической сфере.
Такой расклад не стал неожиданностью, поскольку основные направления работы вице-премьеров фактически были распределены при назначении Медведева и Иванова на новые должности. Главную новость Фрадков огласил, говоря об увеличении нагрузки на аппарат правительства в связи с расширением состава кабинета. "Мы несколько расширили обязанности руководителя аппарата правительства Сергея Нарышкина... Нарышкину добавляются некоторые вопросы, которые будут возникать между министерствами по отдельным направлениям, связанным с административной реформой, госслужбой, имущественными отношениями, наукой, инновационной деятельностью", - заявил премьер.
За словами "несколько" и "некоторые" скрывается очень существенное усиление главы аппарата правительства. Он будет проводить межведомственное согласование и по указанию премьера давать поручения федеральным органам исполнительной власти. В сферу влияния Нарышкина, в частности, попали федеральная собственность, промышленность и международные отношения. Значительное расширение полномочий руководителя аппарата кабинета министров на деле означает качественное изменение его статуса: пресса единодушно называет Нарышкина четвертым вице-премьером.
Нарышкин, инженер-радиомеханик и экономист по образованию, возглавляет аппарат правительства с сентября прошлого года. Он получил эту должность после недолгой работы на постах заместителя начальника экономического управления президента и заместителя руководителя аппарата кабинета министров. Ранее Нарышкин возглавлял один из отделов комитета по экономике и финансам петербургской мэрии, работал в петербургском Промстройбанке и занимал высокие должности в правительстве Ленинградской области.
Вопреки сложившейся практике, петербургский этап биографии в случае Нарышкина не означает принадлежности к команде Путина. Главу аппарата правительства называют человеком Фрадкова. Именно Нарышкин готовил распоряжение премьера о новом распределении полномочий в кабинете министров. Учитывая, что глава аппарата в соответствии с этим распоряжением действует по указанию премьера, усиление позиций Нарышкина стало заметной победой самого Фрадкова в борьбе за влияние с новыми вице-премьерами.
Неуступчивость Фрадкова проявилась и при дележе правительственных комиссий. Премьер сохранил за собой самые важные из них - по бюджетным проектировкам, по взаимодействию федеральных и региональных органов власти, по военно-промышленным вопросам. Последняя имеет прямое отношение к сфере деятельности вице-премьера и министра обороны Иванова. Что касается комиссии по взаимодействию федеральных и региональных властей, то она, по замыслу Фрадкова, должна стать инструментом влияния на реализацию национальных проектов - главную сферу ответственности Медведева.
Отстояв основные комиссии, Фрадков решил создать и возглавить еще одну - по развитию минерально-сырьевой базы и топливно-энергетического комплекса. Учитывая особенности российской экономики, эта комиссия по определению должна стать одной из самых важных в правительственной структуре. Планируется, что она займется координацией действий министерств и ведомств по профильным направлениям. Иначе говоря, Фрадков будет координировать действия Медведева, который отвечает за госполитику в сфере природопользования, и Жукова, ответственного за госполитику в сфере естественных монополий.
Словом, на внедрение кремлевских назначенцев в правительство у Фрадкова нашелся вполне достойный ответ. Рассуждения на тему скорой отставки премьера, возникшие в связи с переходом Медведева из президентской администрации в правительство, сменились в прессе на куда более осторожные прогнозы. Но если карьерные перспективы Фрадкова и Медведева несколько затуманились, совершенно прояснилась судьба едва ли не единственной реформы, которую удалось провести в последние годы - административной. Новая структура кабинета министров и схема распределения полномочий в правительстве прямо противоречат ее смыслу.
Затевая реформу, ее разработчики стремились поднять статус министров за счет сокращения количества министерств и вице-премьеров. Теперь решено вернуться к прежней схеме, в которой вице-премьеры контролировали работу по широким направлениям, входящим в компетенцию отдельных министров. Источник в правительстве признал в интервью газете "Ведомости", что схема с одним вице-премьером оказалась нежизнеспособной. Другой чиновник, участвовавший в подготовке административной реформы, привел цифры, которые говорят сами за себя: на сегодняшний день в России действуют более 80 федеральных органов власти - примерно на два десятка больше, чем планировали реформаторы.
Дмитрий Томилов