В Лондоне завершилась встреча финансистов стран "Большой семерки". Каковы же итоги этой встречи? Не будет преувеличением сказать, что собравшихся испортил российский вопрос - как позволить России стать председателем собраний стран "Большой восьмерки" и при этом сохранить достоинство в глазах мировой общественности.
Надо сказать, что общественность на встречу прореагировала вяло - обсуждавшийся режим свободной торговли, отмена сельскохозяйственных субсидий и обвинения Китая в манипулировании своей валютой уже никого не удивляют. Зато на повестке дня стояло решение еще одной проблемы - о председателе "Большой восьмерки" в 2006 году.
Российский вопрос
Положение России на международной арене за последние несколько дней подверглось атакам сразу с двух сторон. Например, вызывает законное удивление коммюнике встречи представителей "Большой семерки". В нем указано, что следующая встреча "семерки" состоится в Вашингтоне, хотя известно, что ранее планировалось провести февральскую встречу в Москве.
Возможно, частично это объяснимо - в московской встрече не предполагалось участие глав Центробанков, и следующей встречей для финансистов ведущих стран она стать не могла. Однако вероятнее другой вариант - члены "Большой семерки" стремятся свести к минимуму число встреч в России.
Таким образом, следующее заседание может состояться в апреле в Вашингтоне, затем лидеры G7 приедут в Санкт-Петербург, а затем - в Сингапур. Здесь есть тонкость - России намекнули, что она сможет на правах хозяина принимать в столице представителей "Большой семерки" только тогда, когда станет полноправным членом клуба.
Есть определенный смысл и в том, что данное решение было принято на уровне главных финансистов стран "Большой семерки", ведь, как известно, в их переговорах Россия до сих пор не может принимать участия (хотя ее и пригласили - вместе с представителями Бразилии, Индии, Китая и ЮАР).
В этой ситуации российскому Минфину, представленному замминистра финансов Сергеем Сторчаком, осталось сделать хорошую мину при плохой игре, заявить о поддержке всех тех инициатив, что обычно поддерживают при игре в развитую экономику, и выделить миллион долларов на урегулирование ближневосточного конфликта. Что и было проделано.
Кроме того, курс российского руководства подвергся резкой критике на одновременно проходящей в Великобритании конференции "Председательство России в "Большой восьмерке": что дальше?". В конференции приняли участие политики, дипломаты, представители академических институтов.
Участникам не понравился, в первую очередь, проект закона о некоммерческих организациях, требующий их обязательной перерегистрации. Собравшиеся высказали опасения, что этот закон может быть использован против филиалов множества некоммерческих зарубежных организаций, которые покажутся неугодными Кремлю.
Так как Россию на конференции представляли Владимир Познер, замглавы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин и посол по особым поручениям Юрий Исаков, то отвечать за российских авторитариев (именно так прозвали российские власти участники конференции) пришлось Юрию Исакову. Тот, как и всякий посол, дал уклончивый ответ, фактически заявив, что до принятия закона обсуждать его бессмысленно.
На конференции Россию также обвинили в сближении с Китаем, а не с Западом. Вообще говоря, с точки зрения здорового капитализма странно не интересоваться Китаем, если можешь провести к его границе нефтепровод. Сами представители западного мира тоже неоднократно были замечены в сближении с Китаем - сейчас стоимость этого сближения выражается многими миллиардами долларов дефицита торгового баланса США.
Конференция закрылась, оставив чувство легкого удивления. Примерно то же чувство испытывали наши граждане, когда Европарламент потребовал от России вернуть Японии Курилы, упорно называя их "оккупированными территориями".
Однако вернемся к саммиту. Как выясняется, его звездой была вовсе не Россия.
Гринспен как свободный гражданин
Для собравшихся все рефлексии по поводу места России среди развитых стран остались за бортом, когда пришло время воздать почести Алану Гринспену, главе Федеральной резервной системы США. Гринспен оставит свою должность 31 января 2006 года, и на следующей встрече глав Центробанков ФРС будет представлять уже Бен Бернанке.
К Гринспену главы развитых стран относятся очень тепло и поэтому устроили по-настоящему королевские проводы, в том смысле, что королева Великобритании даровала управляющему финансовой системой Соединенных Штатов титул свободного гражданина лондонского Сити (Freeman of the City of London).
Говорят, этот титул был впервые присвоен в 1237 году. До 1835 года его должен был получить всякий, кто хотел торговать на территории Сити. До Гринспена его удостоились многие известные люди, в частности, президенты США Дуэйн Эйзенхауэр и Теодор Рузвельт. Свободными гражданами Сити в свое время стали Уинстон Черчилль, Нельсон Мандела и принцесса Диана.
Титул дает владельцу множество древних привилегий. В частности, Алан Гринспен теперь может венчаться в соборе святого Павла, вытаскивать меч из ножен на территории Сити, а также напиваться без риска угодить в кутузку. Если же его приговорят к смерти, то по древним английским законам он имеет право быть повешенным на шелковой веревке и похороненным в Сити.
Впечатленный таким вниманием властей, 79-летний Гринспен, получивший кроме прочих привилегий право прогона овец через Лондонский мост, выразил сожаление относительно того факта, что не захватил своего стада.
Канцлер казначейства Великобритании Гордон Браун подарил Гринспену красный чемоданчик, который традиционно используется для внесения бюджета в британский парламент, и раннее издание "Теории моральных чувств" Адама Смита. Затем он добавил копию Закона о гербовом сборе 1765 года, ставшим первым прямым налогом, который был введен в Америке для того, чтобы компенсировать издержки пребывания там британцев. И, в конце концов, Гринспен получил копию письма Джорджа Вашингтона в Банк Англии, где первый американский президент интересуется состоянием своих вкладов. Эти средства, по иронии судьбы, в то время работали на финансирование военных операций Великобритании против Америки.
Заключение
Не вполне понятно, что нужно сделать, чтобы стать полноправным членом "Большой восьмерки", однако по мнению самих членов G7 - во всем слушаться старших и не заигрывать с Китаем, который, кстати, как экономическая держава давно должен в "семерке" входить в первую пятерку.
Однако не стоит думать, что у России все так плохо. Отнюдь, ведь меньше чем через месяц руководитель страны, даже не вошедшей до сих пор в ВТО, все равно станет председателем "восьмерки". И для того, чтобы это произошло, больше не надо обещать золотые горы африканским беднякам или выделять очередные гранты на урегулирование ближневосточного конфликта.