Заграница нам поможет Кремль хочет "отмыть" образ России на деньги европейских и американских компаний

Запуская круглосуточный информационный канал на английском языке, власть собирается использовать обкатанную на "кнопках" внутреннего пользования схему финансирования - пропаганда за чужой счет. С той только разницей, что поднимать российское иновещание придется не российским, а европейским и американским компаниям.

В минувшую субботу мир увидел, как выглядит Россия на самом деле. Начал вещание круглосуточный канал на английском языке Russia Today (RT), который, по мысли чиновников, должен вернуть былое величие незаслуженно поруганному западными СМИ образу России. Наблюдатели предсказывали возрождение на новой "кнопке" советского агитпропа эпохи застоя, однако первый день работы канала удивил многих - иновещание оказалось даже либеральнее госканалов, а также примкнувших к ним НТВ и REN TV.

Новостные передачи канала, которые можно было наблюдать через спутник и в России, начались с длинного репортажа о заражении донорской крови ВИЧ-инфекцией в Воронеже, за ним следовал сюжет о последствиях отравления Амура китайскими химикатами. При этом, как пишет "МК", журналисты рассказывали о российской действительности с жестокой откровенностью. В репортаже из Хабаровского края корреспондент прямо заявил: в городах жителям помогут преодолеть последствия заражения Амура китайскими химикатами, а вот обитатели деревень могут оказаться предоставлены сами себе. В сюжете о последствиях нынешней непогоды в Москве иностранцам сообщили о том, что зима в очередной раз пришла для многих чиновников неожиданно, что по их милости на улицах столицы "царствуют пробки и гололед".

Ругали чиновников и в документальных фильмах. Так, в фильме о современной архитектуре Москвы немало внимания было уделено теневым сторонам строительного бума. Куда меньше, чем в эфире федеральных каналов, на RT оказалось официоза. Иностранцы так ничего и не узнали о совещании Путина с членами Совета безопасности, которому по традиции немало внимания уделили каналы внутреннего пользования. Во время первых двух часов работы RT фамилия "Путин" вообще не прозвучала ни разу, отмечает "МК". Не стали журналисты RT рассказывать и о некорректном поведении молдавских властей на выборах в Приднестровье.

Первый день вещания нового канала позволяет сделать несколько важных выводов. Во-первых, совершенно очевидно, что RT позволено не подстраиваться под федеральные каналы, а иметь собственный взгляд на события в стране, разумеется, в рамках разумного. Российским "Би-Би-Си" новый канал точно не станет. Уже сейчас RT активно привлекает материал с государственной "России". Особенно сильно новую телекомпанию интересуют сюжеты о культурном наследии, людях редких профессий, российской глубинке. Это не та Россия, в которой живет 999 россиян из тысячи, зато этот образ можно выгодно сбыть на международном телерынке, подобно тому, как с лотков с сувенирами где-нибудь на Воробьевых горах охотно расходятся матрешки, шапки-ушанки и ордена времен Второй мировой войны.

Во-вторых, ясно, что пятнадцать лет рынка не прошли бесследно и государство намерено активно использовать опыт рыночных отношений даже в пропаганде. Фактически речь идет о том, чтобы спроецировать на внешний рынок информационную модель, уже опробованную на рынке внутреннем.

МАРГАРИТА СИМОНЬЯН, кадр телеканала "Россия", архив

МАРГАРИТА СИМОНЬЯН, кадр телеканала "Россия", архив

Lenta.ru

Сейчас государство контролирует три федеральных канала - "Первый канал", "Россию", НТВ (через "Газпром"). Вопреки прогнозам наблюдателей, они не стали походить друг на друга, как братья-близнецы. Новости на НТВ по-прежнему сильно отличаются от новостей на "первой" и "второй" кнопке. Когда иранский самолет американской сборки падает на жилой дом в Тегеране, на НТВ не говорят, что американцы не умеют собирать самолеты. А на РТР - пожалуйста.

Особенно сильно различия между каналами проявляются во время освещения важных для власти событий, таких, как состоявшиеся 4 декабря выборы в Мосгордуму. Репортаж о результатах голосования в итоговой программе "Вести недели" ("Россия") начинался с рассказа об активистах молодежного "Единства", которых за день до выборов вывели на уничтожение предвыборных плакатов. Потом показали активистов "Яблока", осажденных толпой разгневанных старушек, уличную агитацию ивановской ячейки СПС (нужных московских кадров, видимо, не нашлось), представителя "Родины", который демонстративно покупал на рынке с лотка узбекскую лепешку, руководителя регионального отделения ЛДПР в кепке а-ля Жириновский. Дали послушать агитки КПРФ, но лишь представителям "Единой России" позволили сделать политический комментарий, и даже не один. Через два часа после программы "Вести недели" на НТВ вышла программа "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым". Для обсуждения ситуации вокруг выборов в Мосгордуму ведущий пригласил заместителя председателя федерального политсовета СПС Леонида Гозмана и известного своими левыми взглядами журналиста Александра Проханова. С другой стороны, совершенно немыслимы на РТР передачи, вроде выходящей на НТВ программы "К барьеру", в которой Ирина Хакамада может одержать победу над автором закона о некоммерческих организациях единороссом Андреем Макаровым. Власти, действительно, оставили на российском телевидении "форточку" для интеллигенции, однако сделали это не там, где просила основательница REN TV Ирена Лесневская.

Происходящие на российских каналах изменения отнюдь не случайны. Под влиянием рынка вольно или невольно "кнопки" обретают уникальное позиционирование и начинают работать на определенную аудиторию. "Россия" явно тяготеет к сегменту, который маркетологи называют масс-маркетом. Это весьма непритязательная публика, которая слабо разбирается в товарах и услугах, которые потребляет. Костяк этой потребительской группы составляют люди со средним образованием и ниже среднего, занятые на низкоквалифицированной работе. НТВ оттягивает на себя так называемый средний класс. А "Первый" хочет работать на ту же аудиторию, что и "второй", однако с каждым годом удается это ему все хуже. На позапропрошлой неделе по объему среднесуточной доли канала "Россия" в очередной раз обогнала "Первый".

Особый интерес представляют изменения, которые происходят на REN TV. На прошлой неделе его покинула глава службы информации Елена Федорова, ведущая Ольга Романова, а также несколько редакторов. Свое решение журналисты объяснили нежеланием мириться с цензурой, которая, по их словам, была фактически введена на канале. Изменения в информационной политике "кнопки" не заставили себя долго ждать. Уже в среду, 7 декабря, было несколько важных новостей, о которых рассказывали все федеральные каналы - взрыв жилого дома в Москве, спор между Россией и Украиной из-за газа, приезд госсекретаря Кондолиззы Райс на Украину, ВИЧ-скандал в Воронеже. Тем не менее в выпуске новостей в 19:30 на REN TV вторым номером идет новость про кузбасского генерала, который, охотясь на уток, застрелил пенсионера. А в итоговом выпуске новостей в 23:30 сюжет про "уток" уже стоит на первом месте. В выпуски на остальных каналах эта новость не попала, лишь на НТВ ее показали в программе о происшествиях "ЧП". До сих пор на российском телевидении не было по-настоящему желтых новостей, но новое руководство REN TV имеет все шансы исправить эту досадную оплошность.

Российское телевидение сегодня - это уникальный эксперимент по созданию рыночной модели пропаганды, при которой возведение потемкинских деревень финансируют рекламодатели. Ту же схему финансирования государство хочет распространить и на иновещание. Беседуя с журналистом "Независимой газеты", генеральный директор Russia Today Сергей Фролов сообщил, что за несколько лет телеканал должен выйти на самоокупаемость. Пока непонятно, собирается ли он брать абонентскую плату, однако известно, что будет реклама (об этом сообщила Симоньян). Менеджены не объясняют, каким рекламодателям интересен RT, но это понятно и без объяснений. Канал рассчитан на западную аудиторию, там же должны работать и потенциальные рекламодатели. Поскольку идущая на экспорт продукция "Газпрома" и "Роснефти" в поддержке телевизионным словом не нуждается, а все остальное мы делаем пока не очень хорошо, - получается, что рекламироваться на Russia Today придется европейским и американским компаниям. Разумеется, захотеть не значит сделать, но, согласитесь, задумано с размахом.

Андрей Ломкин

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше