Новости уходящего года наглядно показали, что даже самые благополучные страны мира не застрахованы от политических потрясений. В ЕС выплеснулось давно копившееся разочарование в евроинтеграции и обострились националистические настроения, а в США произошли громкие скандалы с участием высших должностных лиц. Не осталась в стороне и Азия, где главным возмутителем спокойствия оказался Иран.
Провал референдумов по конституции ЕС
Лидеров стран Старого света 2005 год заставил серьезно задуматься о долгосрочных перспективах своей политики. Концептуальная идея объединенной Европы столкнулась с решительным сопротивлением самих европейцев. Французы и голландцы - граждане стран, входящих в число основателей Евросоюза - проголосовали против конституции ЕС и фактически заблокировали ее принятие. Многие другие государства ЕС, включая традиционно "евроскептическую" Великобританию, отложили голосования по конституции на неопределенный срок. Позднее рост националистических настроений в европейских странах продемонстрировали массовые уличные беспорядки во Франции. Они поставили под большое сомнение концепцию мультикультурности, заложенную в основу европейской интеграции. На фоне погромов с участием французских мусульман переговоры о вступлении Турции в ЕС стали казаться почти безнадежными. Тем более, что начались эти переговоры с большим скрипом: Австрия лишь в самый последний момент отказалась от предложения предоставить Турции особый статус привилегированного партнера вместо полноправного членства в Евросоюзе.
Скандал в ООН
Главной международной организации, авторитет которой был сильно подорван во время самовольного вторжения США в Ирак, пришлось пережить новый и еще более острый кризис. Коррупционный скандал вокруг иракской программы "Нефть в обмен на продовольствие" заставил говорить о необходимости радикальной реформы ООН. Комиссия Пола Волкера, расследовавшая злоупотребления при продаже иракской нефти в годы правления Саддама Хусейна, опубликовала окончательный доклад по результатам своей работы, занявшей около полутора лет. В течение этого времени всплыли многие нелицеприятные подробности о нелегальных сделках с бывшим иракским правительством. Бывшего руководителя программы "Нефть в обмен на продовольствие" Бенона Севана обвинили в получении взяток. Он ушел в отставку и укрылся у себя на родине на Кипре. Другой высокопоставленный чиновник ООН - бывший сотрудник службы закупок этой организации Александр Яковлев - оказался под арестом. Подводя итоги расследования, Волкер назвал программу "сделкой с дьяволом", а в окончательном докладе комиссии были перечислены главные ее участники. В список нарушителей попали многие российские политики и компании.
Иракская демократия
2005 год стал временем формирования демократических институтов в Ираке: граждане страны одобрили конституцию, получили новое переходное правительство и дважды выбрали парламент - сначала временный, а затем и постоянный. Хотя результаты последних выборов в законодательное собрание еще подсчитываются, уже ясно, что у власти в Ираке закрепились шииты и курды, населяющие нефтеносные районы на юге и севере страны соответственно. Такой расклад у многих вызывает сомнения в жизнеспособности Ирака как единого государства. Больше других развала страны боятся сунниты, правившие Ираком при Саддаме Хусейне. Во время подготовки проекта конституции они настойчиво говорили об опасности федерализма, но серьезных уступок не добились. Вооруженное сопротивление демократизации Ирака по американскому плану остается более эффективным в сравнении с борьбой политической. Потери армии США в Ираке превысили две тысячи человек, что помогло американцам по-новому взглянуть на перспективы иракской кампании. Растущее число погибших стало одной из причин падения популярности войны в Ираке среди граждан США.
"Патриотический акт" и тайная слежка за американцами
Под конец года США едва не остались без главного закона, который значительно расширил полномочия правоохранительных органов после терактов 11 сентября. Голосование в Конгрессе по вопросу о продлении срока действия "Патриотического акта" - основного законодательного инструмента в американской борьбе с терроризмом - совпало по времени со скандалом о тайной слежке за американцами. Газета New York Times выяснила, что Агентство национальной безопасности США прослушивало телефонные переговоры и просматривало корреспонденцию без санкции суда. Джордж Буш признал факт слежки, назвав действия спецслужб необходимыми для обеспечения национальной безопасности. Объяснения Буша многим показались неубедительными: американский Сенат обвинил президента в злоупотреблении полномочиями и отказался придать "Патриотическому акту" постоянный статус. В конце концов срок действия закона был продлен, но лишь до февраля 2006 года. Очевидно, американской администрации придется потратить еще немало сил, чтобы переубедить несговорчивых конгрессменов.
Иранский атом
Вялотекущий кризис вокруг ядерной программы Ирана радикально обострился после поражения иранских реформаторов на выборах. Новый президент страны Махмуд Ахмадинеджад объявил о возобновлении работ по обогащению урана, отклонив инициативы европейских стран, которые предлагали экономическое сотрудничество в обмен на ограничение ядерных исследований. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) приняло резолюцию, в которой запретило иранскому правительству обогащать уран, однако угрозы введения международных санкций в резолюцию не попали. По настоянию России из текста было исключено положение, предусматривавшее передачу вопроса об иранской ядерной программе на рассмотрение Совета безопасности ООН. Тем не менее, возможность силового решения иранского кризиса никто не исключал. Администрация США неоднократно подчеркивала, что рассматривает все варианты развития событий, хотя военная операция и не стоит на повестке дня. С аналогичными заявлениями выступало израильское правительство. В конце года британская газета Sunday Times сообщила, что Израиль уже спланировал превентивный удар по Ирану.
Аморальность Джорджа Буша
Президент США встречает Новый год с рейтингом, близким к историческому минимуму. Затяжная война в Ираке, неготовность властей к разрушительному урагану "Катрина", быстрый рост цен на бензин - все это привело к резкому снижению популярности Джорджа Буша. Особое недовольство американцев вызвала история с утечкой информации о засекреченном агенте ЦРУ и отставкой Льюиса Либби, главы администрации вице-президента Дика Чейни. Судя по результатам опросов, этот скандал вызвал у американцев большие сомнения в нравственной чистоте обитателей Белого дома: половина граждан США выразили уверенность в том, что правительство страны стало аморальнее после прихода Буша к власти. Потеряв репутацию, американская администрация начала терять политические позиции. Губернаторские выборы в Вирджинии и Нью-Джерси завершились победой демократов, а жители Калифорнии провалили пакет реформ, предложенный республиканским губернатором Арнольдом Шварценеггером.
Депортация иммигрантов из Европы
Под лозунгами борьбы с терроризмом и обеспечения национальной безопасности многие европейские страны решили ужесточить иммиграционное законодательство и упростить процедуру высылки неблагонадежных иностранцев. Показательным стало выступление премьер-министра Великобритании Тони Блэра после серии взрывов в Лондоне. Блэр распорядился высылать из страны всех, кто одобряет или пропагандирует методы террора. В британской столице, получившей неофициальное название Лондонистан из-за огромного количества приезжих с Востока, начались регулярные полицейские рейды и аресты иммигрантов. Главной целью полиции стали радикальные исламисты. Решительные меры по борьбе с "проповедниками террора" приняли Франция, Италия, Голландия и Австрия. На этом фоне мусульманские организации не могли не отметить продолжающийся рост антиисламских настроений в европейских странах.
Молитвы японского премьера
Исторические претензии, сохранившиеся со времен Второй мировой войны, вновь обострили отношения Японии с ближайшими соседями. В апреле Пекин охватили массовые демонстрации. Десятки тысяч китайцев прошли по улицам под лозунгом "Смерть японским свиньям" и забросали японское посольство камнями. Волнения начались после выхода нового японского учебника по истории, в котором замалчиваются преступления японских императорских войск в 1930-1940-х годах прошлого века. Осенью у китайцев появился еще один повод для недовольства: премьер-министр Японии Дзюнитиро Коидзуми в пятый раз за время пребывания на своем посту посетил храм Ясукуни - мемориал, который Китай и Южная Корея считают памятником японскому милитаризму. Повторения массовых шествий не случилось, но и без дипломатического конфликта не обошлось. В конце года китайский и южнокорейский лидеры отказались проводить двусторонние встречи с Коидзуми во время саммита АСЕАН.
Продолжение следует
Все перечисленные сюжеты объединяет одно - в новом году непременно последует их развитие, а потому и окончательные выводы делать пока не приходится. Вряд ли кто-то возьмется предсказать, когда Европа наконец объединится, в Ираке прекратятся взрывы, а христиане и мусульмане перестанут смотреть друг на друга с подозрением. В 2005 году, как и в любом другом, конфликтов оказалось больше, чем их решений. А это означает, что в обозримом будущем мировая политика не станет скучной.
Дмитрий Томилов