В первые январские уикенды в российский прокат выходят английская картина "Гордость и предубеждение", французский экшн "Рыцари небес", российский блокбастер "Дневной дозор" и американский ужастик "Пила-2". Обозреватели журнала Time Out Москва рассуждают о британской аристократии, гордых авиаторах, Иных и маньяках.
Гордость и предубеждение / Pride & Prejudice
Режиссер: Джо Райт. В ролях: Кира Найтли, Розамунд Пайк, Мэтью Макфэдьен, Саймон Вудс, Дональд Сазерленд. 127 мин.
"Гордость и предубеждение" Джейн Остин, признанный в Англии "лучшим женским романом всех времен", переносят на большой экран, смешно сказать, всего лишь второй раз. Сюжет, естественно, подрезан, но главное - искренний постулат о смычке города с деревней и знакомая история о ненависти, от которой до любви один шаг, - на месте. И все это с полонезами-мазурками, словесными уколами, выборами лент на шляпу и разговорами о том, что "гостиная во французском стиле - непатриотично".
Почему же это так трогает? По двум причинам, настолько банальным, что и сказать неудобно: актерская игра и изящная постановка. В роли деревенской, острой на язык простушки Элизабет Беннет - раскрасневшаяся, всклокоченная и вспотевшая Кира Найтли. Каждые пять минут она опускает очи долу - и тут же так кокетливо морщит нос, что кажется, вот-вот и хрюкнет из озорства. Сумрачного, но ранимого "чайлд гарольда" мистера Дарси довольно смешно изображает Мэтью Макфэдьен, вечно застегнутый на верхнюю пуговицу. Что же касается собственно романтических красот, всех этих английских парков (опять же во французском стиле), вересковых пустошей, прерафаэлитских дубов, скал Дувра и толп обряженных в белое красавиц, то режиссер-дебютант Джо Райт управляется с ними с циничной сноровкой пляжного фотографа. Массовки балов он, к примеру, снимает так, что камера плывет себе сквозь мазурку, вроде без нарочитости, но запросто утирая нос "Русскому ковчегу". К тому же Райт ловко соединил виды поместья Беннетов, "скотного двора" с развешанным повсюду бельем и разбегающимися из-под ног гусями, со сдержанной правильностью Дарси.
Где и когдаРасписание показов в кинотеатрах Москвы
Вот так и рождается форменный романтизм с объяснением в беседке под проливным дождем и поцелуем - камера целомудренно в сторону - на фоне заходящего солнца. А все дело в британском умении, снимая классику, обходиться без интерпретаций и ревизионизма. Но во всей полноте эта славная английская черта проявляется буквально в одном кадре: когда в дом Беннетов вслед за многочисленными дочерьми проходит самый настоящий здоровенный хряк-производитель, а камера ехидно останавливает свой взор на его здоровенных производственных мощностях. И вот без них все эти уроки острословия, платья с высокой талией и строгие юноши смотрелись бы довольно претенциозно. А так сразу понятно: что байронизм, что свиноводство - дело житейское.
Глеб Борисов, Time Out Москва
Рыцари неба / Les Chevaliers du ciel
Режиссер Жерар Пире. В ролях: Бенуа Мажимель, Клови Корнильяк, Жеральдин Пэла, Филипп Торретон, Элис Тальони. 102 мин.
Французская версия "Лучшего стрелка" Тони Скотта, снятая честно, безо всяких цифровых ухищрений, простой кинокамерой, приваренной к фюзеляжу самого настоящего сверхзвукового истребителя "Мираж 2000". Создатели фильма, кстати, выражают особую благодарность французским ВВС и производителям обычных пленочных камер - оказывается, только они смогли выдержать огромные перепады температур во время полетов в стратосферу.
Кроме фигур высшего пилотажа, снятых точно по заветам авиатора Говарда Хьюза на фоне предзакатных облаков, в фильме, конечно же, имеются девушки на шпильках и даже без одежды: одна из героинь зарабатывает на обучение в летной школе стриптизом. Не прошел сценарист и мимо модной террористической темы - сюжет закручивается вокруг угона новейшего французского истребителя (ценой в 40 млн евро) во время демонстрационных полетов на авиационной ярмарке в Великобритании.
В погоню за дорогостоящим самолетом, почему-то вылетевшим с полным боекомплектом и запасом топлива на две кругосветки, бросаются, собственно, рыцари неба - капитан Марчелли (Мажимель) и капитан Валуа (Корнильяк). Недолго думая они предают сорок миллионов огню. Друзей отправляют в отставку, но вскоре вновь призывают для каких-то показательных выступлений перед англичанами. Для поднятия боевого духа к парням приставляют сексапильную летчицу Эстеллу по кличке Питбуль (Тальони), и шоу начинается.
Василий Корецкий, Time Out Москва
Дневной дозор
Режиссер Тимур Бекмамбетов "Дневной дозор". В главных ролях Константин Хабенский, Владимир Меньшов, Мария Порошина, Жанна Фриске, Алексей Чадов. 142 мин.
Новая серия - новые проблемы. Не успели сотрудники Горсвета спасти столицу от губительных вибраций, исходящих от незамужней докторицы, как их обвиняют в убийстве. Ночью в подъезде своего дома убита женщина из темных, и подозрение падает на добрых экстрасенсов. Зло потирает руки, дело навешивают на Городецкого, у которого не нашлось алиби. Начинаются разборки, мнутся автобусы, Жанна Фриске гоняет на красной "Мазде" по коридорам гостиницы "Космос", отель уходит под землю, горит "Останкино", Тамерлан штурмует города... Короче, ералаш продолжается.
Василий Корецкий, Time Out Москва
Пила-2 / Saw II
Режиссер Даррен Линн Боусман В ролях: Донни Уолберг, Тобин Белл, Шоуни Смит, Дина Мейер, Фрэнки Джи. 93 мин.
Те, кто смотрел "Пилу" Джеймса Уэна, наверное, помнят, что источником всех зол там был идейный маньяк Джонни, пытавшийся убедить Америку в том, что жизнь дается человеку не просто так, а чтобы закалиться как сталь. Именно он заточил двух клерков в подвал и заставил их пилить себе ноги тупой ножовкой. Под занавес этот стихийный ницшеанец удрал-таки от возмездия, сиквел был неизбежен - и вот, пожалуйста.
По сюжету второй раунд игры в пилу отличается от первого разве что деталями. Вынесенный в название инструмент тут не фигурирует, а сам маньяк уже совершенно уподобился своему кумиру - здесь он, прямо как веймарский философ, прикован к инвалидному креслу и абсолютно беспомощен. Тем не менее, больной умудряется провернуть действительно масштабную операцию: собрать в очередном подвале целую команду.
Пятеро взрослых и мальчик лет 14 просыпаются в загаженном помещении и вынуждены играть в самоубийственный квест: лазить в горящую печку, нырять в яму со шприцами и т.п. Вместе с заключенными играет и сам Джон "Пила": он расчетливо сдается оперативным работникам, среди которых папа того самого мальчика (офицер злоупотреблял своим служебным положением и теперь наказан). Время, отведенное под допросы, арестованный использует для пропаганды своей нехитрой, как оказалось, философии, которая тут вдобавок разжевана до консистенции детского питания. Вообще, "Пила-2" больше похожа не на сиквел, а на народный ремейк - весь хулиганский экзистенциализм первого фильма тут опустился на уровень "коридорчика ужасов". Некоторые "шокирующие" сцены неправдоподобны до смешного - например, эпизод-флэшбэк, где жертве предлагается вырезать ключ от оков из… собственного глаза. О том, как его туда запихнули, история умалчивает.
Самое неприятное то, что фильм стал не столько проще, сколько вульгарней. По железному правилу сиквелов, "Пила-2" стоит в разы дороже "Пилы". Но, учитывая микроскопические цифры бюджетов (1 и 4 млн долларов - при сборах в 50 и 80 млн соответственно), размах выглядит шиком колхозной свадьбы: вместо кирзовых сапог гости надели скрипучие хромовые. Режиссер и сценарист Боусман развел грязи уже не на один подвал, а на пару особняков, всерьез взялся за полицейскую линию сюжета. Ну и расширил актерский состав - надо полагать, чтобы герои дольше мучились. Хотя, возможно, настоящей жертвой Боусмана окажутся фанаты первой "Пилы", вынужденные беспомощно следить за расчленением любимого кино. Небольшим утешением тут, впрочем, может послужить неожиданный и одновременно предсказуемый финал - действительно шутовской, но искренний реверанс фильму Уэна.
Василий Корецкий, Time Out Москва