12 человек были убиты 10 февраля в селе Тукуй-Мектеб Нефтекумского района Ставрополья. Как утверждают в правоохранительных органах, тем самым спецслужбы предотвратили повторение бесланского теракта. В тот же день еще в трех городах края были проведены спецоперации, в результате которых были задержаны пять человек. По оперативным данным, часть из них были сообщниками убитых.
Первые сведения
Перестрелка в селе Тукуй-Мектеб, что близ границы Ставрополья с Дагестаном, началась во второй половине дня 9 февраля. Сообщалось, что в селе скрываются несколько боевиков и что в операции по их ликвидации принимают участие подразделения СОБРа и ОМОНа. Тогда предполагали, что в Тукуй-Мектебе прячутся трое, максимум - шестеро экстремистов.
Точное число известно не было, да и вообще информации было очень мало. СМИ предлагалось удовлетвориться сведениями о том, что боевики входят в так называемый "Шелковской джамаат". Из названия его следовало, что он имел некое отношение к Чечне, где наличествует Шелковской район. Впрочем, об этом районе больше говорили в связи с "эпидемией отравлений", о самом же джамаате до февраля 2006 года упоминалось мало.
Помимо важных сведения о существовании джамаата, сообщалось еще, что один из спецназовцев в ходе перестрелок был ранен. В ночь на 10 февраля число раненых пополнилось: говорили уже о двух милиционерах, нуждающихся в госпитализации. Затем стало известно и о трех убитых.
Еще один сотрудник милиции, оставленный на позиции, исчез. Высказывалось предположение о том, что он мог быть захвачен боевиками. Официальные лица это предположение опровергали, однако СМИ продолжали твердить, что в руках экстремистов, засевших в трех жилых домах, находятся один или несколько заложников.
Первые версии
Потери спецназовцев выглядели неоправданно большими. Вскоре в печати появились объяснения такому исходу событий. Так, интернет-издание "Кавказский узел" сообщало, что сотрудники спецслужб отправились в Тукуй-Мектеб проверять информацию о наличии в заброшенной бане схрона с оружием и боеприпасами.
Схрона они не нашли, однако получили сведения о том, что в селе прячется один боевик. Указывалось даже его примерное местонахождение.
Как показали дальнейшие события, информация эта не была ложной. Боевик действительно скрывался в одном из частных домов на улице Кирова. Сложность была в том, что он скрывался там не один. На улице Кирова сотрудники милиции попали под прицельный огонь двух групп боевиков. Тогда-то и были убиты трое милиционеров.
Версия объясняет, почему сразу погибли столько спецназовцев. Но остается совершенно неясным, почему для проверки информации о тайнике с оружием понадобилось формировать группу из сотрудников ФСБ, УБОП, отряда милиции специального назначения, ОМОН ГУВД Ставропольского края и Нефтекумского РОВД. А именно такая группа, по сведениям издания, действовала в селе.
10 февраля
Зачем вообще нужны в одном месте столько спецназовцев, выяснилось на второй день боев. Спецоперация по ликвидации трех (так сообщалось вначале) боевиков возобновилась с 9 часов утра. К этому времени милиция и сотрудники ФБС окружили три дома, в которых засели экстремисты. Людей из соседних домов эвакуировали, а потом к оцепленным зданиям подогнали бронетехнику - и сравняли два дома с землей.
Сообщалось, что при этом погибли два боевика. А также - что некоторым экстремистам все же удалось перебраться в третий дом. Как заявили представители МВД, судя по интенсивности огня, боевиков в этом доме было от пяти до восьми человек. Кроме того, перестрелка показала, что оружием и боеприпасами окруженные запаслись на совесть. Стреляли они практически не переставая и патронов явно не экономили. Словно бы схрон у них все-таки был, только не в старой бане, а прямо там, в доме.
Впрочем, тут уже стало не до рассуждений о судьбе схроне. У третьего дома бронетехника почему-то дала сбой. Во всяком случае, о попытках разрушить это строение не сообщалось. Зато сообщалось, что в село была вызвана авиация. Однако ни ковровых бомбардировок, ни посыпания дома пестицидами все-таки не последовало. Вертолеты просто кружили над селом и злополучным домов. То ли изучали обстановку, то ли пытались оказать на боевиков психологическое давление.
Около часу дня спецназ прошел на приступ. Сообщалось, что штурм был коротким и успешным и что убиты были восемь экстремистов. Как выяснилось позже, в это число входили и те двое, которых застрелили утром.
Новые объяснения
После этого боевым действиям в ставропольском селе было дано еще одно объяснение. По словам начальника УБОП ГУВД края Виктора Барнаша, о том, что себе скрывается группа боевиков, спецслужбы знали давно. Более того, они неустанно наблюдали за скрывавшимися и отслеживали их контакты. Когда же выяснилось, что боевики планируют организовать серию терактов, в том числе подобных бесланскому, решено было экстремистов ликвидировать. Для того отряд сотрудников спецслужб и явился в село.
Начальник УБОП заверил журналистов, что заложников у боевиков не было, ни из милиционеров, ни из гражданских лиц. Он также заявил, что решающая фаза спецоперации по ликвидации была начата в тщательно выбранный момент. И ничего страшного, что боевики засели в домах, зато окрестное население, благодаря верному выбору момента, оказалось в безопасности.
Чего, кстати, нельзя сказать про самих сотрудников спецслужб. По последним данным информационного агентства "Интерфакс", погибли семь спецназовцев. Упомянутый пропавший милиционер попал в это число - 10 февраля было найдено его тело. Еще по меньшей мере трое милиционеров были ранены. Они были доставлены в Нефтекумскую больницу.
Более того, по данным источника информагентства в том же краевом ГУВД, эти цифры могут оказаться не окончательными, так как несколько боевиков-снайперов засели на окраине Тукуй-Мектеба и даже продолжают вести огонь по федералам.
Самих же боевиков, по последним данным, убито уже 12 человек.
Ставропольское подполье
Версию о долгое время действовавших в селе боевиках подтвердил источник "Кавказского узла" в краевом УВД. По его словам, жители села никогда не отличались лояльностью к федеральной власти, так что в Тукуй-Мектебе охотно селились боевики из "Шелковского джамаата" и "Ногайского батальона".
Подкрепляли эту версию и сообщения о точечных спецоперациях, проведенных федералами 10 февраля в трех городах Ставрополья. Так, в Ставрополе были задержаны два человека; еще трое были схвачены в Пятигорске (утверждалось, что они входили в пресловутый Шелковской джамаат и были неким образом связаны с группой из Тукуй-Мектеба).
А еще, если верить СМИ, проводилась операция в Георгиевске. Однако итоги ее неизвестны и связь с джамаатом не установлена.
Дотянулся ли Шелковской джамаат до Ставрополя, официально не разъяснялось. Зато Первый канал сообщил, что 10 февраля по всему краю прошли операции "по ликвидации экстремистского подполья". Это дает простор для интересных предположений. Тем больший, что о численности подпольщиков ничего не сообщалось.
Мария Мстиславская