15 февраля произошло поистине эпохальное событие не только в российско-грузинских отношениях, но, если смотреть шире, и во всей новейшей истории российского присутствия на Кавказе. Парламент Грузии признал деятельность миротворческого контингента "из стран СНГ", который представлен на сто процентов военнослужащими из РФ, неудовлетворительной и оговорил меры по привлечению в зону грузино-осетинского конфликта военных со стороны - по всей видимости, в Тбилиси рассчитывают на силы НАТО. НАТО на Кавказе - это нонсенс со всех сторон, но только не со стороны Грузии.
То, что местные законодатели проголосуют за "неуд" миротворческому контингенту, стало ясно уже в прошедший понедельник. По итогам состоявшихся в этот день слушаний спикер парламента Нино Бурджанадзе сообщила, что в профильных парламентских комитетах и в правительстве Грузии считают, что ничего положительного присутствие российских миротворцев в течение последних 14 лет не дало. Два комитета законодательного собрания - по внешним связям и по обороне и безопасности - к началу недели завершили работу над проектом постановления о миротворческом контингенте в Южной Осетии. "Выполнение мандата миротворческих сил на территории бывшего Южно-Осетинского автономного округа оценивается резко негативно, а действия России на этой территории Грузии - как попытка аннексии одного из регионов Грузии", - говорилось в проекте документа, который спустя два дня был одобрен всеми 179 депутатами единогласно.
Постановление "О создавшемся положении и ходе миротворческой операции на территории бывшей Юго-Осетинской автономной области" состоит из пяти пунктов. В первом пункте окончательного варианта документа, в частности, говорится: "Ход выполнения обязательств миротворческими силами, расположенными на территории бывшей Юго-Осетинской автономной области, в рамках их мандата оценить крайне отрицательно, а действия Российской Федерации – как попытку перманентной аннексии данного региона Грузии". В связи с этим законодатели решили поручить правительству республики "пересмотреть Сочинское соглашение от 24 июня 1992 года (Дагомысское соглашение) и другие соглашения, принятые по этому вопросу, с целью замены действующего миротворческого контингента на эффективную международную миротворческую операцию".
Хорошо хоть, у парламента хватило чувства меры, чтобы не поддаться на предложение оппозиции о полной денонсации дагомысских соглашений. Такое требование было выдвинуто депутатом от "Демократического фронта" Кобой Давитишвили. По его собственным словам, поддержи парламент инициативу оппозиционеров, российские миротворцы оказались бы, по сути, вне закона. По крайней мере, в глазах мировой общественности, поскольку в Цхинвали грузинские законы, как известно, не котируются. Свой отказ парламентское большинство мотивировало тем, что, дескать, денонсация соглашений поставит регион на грань вооруженного конфликта.
В третьем пункте парламентского постановления правительству Грузии поручается "активизировать работу с международными организациями и государствами-партнерами с целью разработки нового миротворческого формата". Подробности в четвертом пункте: "Для мирного, полномасштабного политического урегулирования конфликта на территории бывшей Южноосетинской автономной области поручить правительству активизировать работу с международными организациями, странами-партнерами по имплементации мирного плана урегулирования конфликта, одобренного главами МИД ОБСЕ".
Сейчас в Евросоюзе обсуждают вопрос о Косово. Возможно, скоро Косово получит независимость. Власти Грузии опасаются, что скоро абхазы и осетины тоже потребуют отделения от Грузии, поэтому в Тбилиси провоцируют военные действия, искусственно создавая конфликтную ситуацию.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский
Ну и пятый пункт рекомендует правительству накляузничать напоследок на неумелых миротворцев, то есть "предоставить практические материалы международным организациям и государствам-партнерам по невыполнению обязательств миротворческими силами".
При ближайшем рассмотрении дискуссии по поводу возможности денонсации Дагомысского соглашения становится понятно, что грузинскими депутатами руководило вовсе не желание избежать кровопролития, а просто стремление обойтись без лишней нервотрепки. По словам выступившего в парламенте госминистра Грузии по урегулированию конфликтов Георгия Хаиндравы, в формате Смешанной контрольной комиссии (СКК) были зафиксированы четырехсторонние соглашения, согласно которым военный компонент должен быть постепенно исключен из процесса мирного урегулирования конфликта и разрешение конфликта должно быть возложено на полицейский контингент, при том - двусторонний. "Мы можем добиться выполнения этого решения в официальном порядке и намерены на ближайшем заседании СКК в Вене при поддержке ОБСЕ потребовать задействовать это решение", - заявил министр. Теперь все ясно: зачем лишний раз выводить из себя Россию и настораживать осетинов, если основные положения соглашений можно фактически лишить силы, продемонстрировав чудеса риторики перед представителями ОБСЕ в Вене?
Продолжать деятельность необходимо в соответствии с международными обязательствами, а также исходя из ответственности за стабильность в регионе. Тбилиси же своим решением заменить российских миротворцев ситуацию дестабилизирует.
Как и следовало ожидать, российский МИД немедленно отреагировал на решение грузинского парламента и обвинил Грузию в дестабилизации обстановки в зоне конфликта. "Российские миротворцы останутся в зоне грузино-осетинского конфликта", – отрезали на Смоленской площади. Еще в среду подобная категоричность прозвучала и в высказывании министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. Глава МИД заявил, что все происходящее в Грузии с российскими миротворцами "переходит всяческие границы". "Все это напоминает попытки свалить беды за неспособность грузинского руководства наладить прямой диалог с руководством Южной Осетии на Россию", - считает Лавров. По его мнению, Тбилиси намеренно "игнорирует, искажает и передергивает" имеющиеся факты и устраивает регулярные провокации. С Лавровым трудно не согласиться, если вспомнить то усердие, с каким грузинские правоохранительные органы в последние время выискивали любой повод для задержания миротворцев и, что существенно, последующего предания международной огласке самых незначительных инцидентов.
Когда стали известны итоги голосования в Тбилиси, Лавров высказался еще раз, и грузинам стоило бы прислушаться к его словам. Министр, в частности, заявил, что пересмотреть Дагомысское соглашение, а, соответственно, и формат миротворческой операции, можно лишь с участием всех заинтересованных сторон, в том числе Южной Осетии и России. Понятно, что принятое в одностороннем порядке постановление грузинского парламента может лишь потешить самолюбие спикера Бурджанадзе, президента Саакашвили, министра Хаиндравы и прочих российских недоброжелателей.
Своим решением Грузия, по сути дела, ничего не изменила - она по-прежнему "одна против двух". Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты полностью поддержал российскую сторону и заявил, что Цхинвали будет настаивать на сохранении нынешнего формата миротворческой миссии в зоне грузино-осетинского конфликта. После встречи с делегацией Госдумы РФ, которая, к слову, в четверг прибыла в Тбилиси, Кокойты заявил, что позиции южноосетинской и российской стороны сходятся в том, что российские миротворцы не должны покидать зону конфликта.
Когда здесь проливалась кровь, сюда первой пришла Россия, Россия остановила эту братоубийственную войну и, когда уже наступила стабильность, когда уже здесь стало хорошо, почему-то уже появились другие страны, которые готовы сюда направлять своих миротворцев. Мы в них не нуждаемся.
И МИД РФ и Цхинвали были довольно корректны в своих комментариях, чего не скажешь о депутатах Госдумы РФ. По словам Алексея Митрофанова, ближайшего сподвижника лидера ЛДПР Владимира Жириновского, решение грузинского парламента говорит о том, что "надвигается большая кавказская война, когда на десять лет Сочи и Краснодарский край превратятся в прифронтовые зоны". В связи с этим депутат предложил российской стороне высказаться по проблеме миротворцев ясно и жестко, так как "время дипломатических маневров закончилось". Особый гнев депутатов вызвал почему-то посол РФ в Грузии Владимир Чхиквишвили, которого некоторые парламентарии предложили убрать из Тбилиси на том основании, что он "лоббирует грузинские интересы". Член фракции "Родина" ("Народная воля"–СЕПР) Виктор Алкснис предложил отправить Чхиквишвили "послом куда-нибудь в Бельгию или на Ямайку". Лидер фракции "Родина" Дмитрий Рогозин сделал более обстоятельное предложение - рекомендовать российскому правительству просто "отозвать посла РФ из Тбилиси", а Думе – принять соответствующее обращение к кабинету министров. Такое решение, по мнению Рогозина, вполне логично, если вспомнить высказывание Георгия Хаиндравы, назвавшего Россию "фашистским государством". Но в конечном итоге Дума одобрила только депутатский запрос в МИД по поводу замены посла в Грузии.
Пока в России переваривали пришедшую из Тбилиси новость, Георгий Хаиндрава заявил, что в четверг прибудет в Москву для проведения переговоров. "Одной из главных тем на встречах в Москве будет принятое парламентом Грузии постановление по пересмотру Дагомысского соглашения", – пояснил министр. Госминистр также сообщил, что правительство Грузии в обязательном порядке будет выполнять принятое в среду на заседании парламента постановление, но его реализация во многом зависит от того, насколько конструктивной будет позиция России. Хаиндрава полностью исключил возможность применения силы в отношении российских миротворцев в Южной Осетии, если те вдруг заупрямятся и не пожелают оставить республику.
По словам грузинского министра, мирному урегулированию конфликта альтернативы нет. Следовательно, считают в Тбилиси, язык пафосных ультиматумов, ведь именно так можно назвать принятое в одностороннем порядке решение парламента, в котором интересы и Южной Осетии и России попросту игнорируются, - это и есть путь к мирному компромиссу. После таких решений визит Хаиндравы в Москву выглядит довольно бессмысленно, точнее будет выглядеть, если Москва проявит хотя бы такую же принципиальность, которую проявили грузинские депутаты.
На этой неделе президент Грузии Михаил Саакашвили выступил перед парламентом страны с пламенной речью, в которой, в частности, выразил уверенность, что послан Богом на эту грешную землю для спасения заблудших душ. Саакашвили, заодно снабдив свою речь подходящими цитатами из Ницше, сделал вывод, что весь мир, затаив дыхание, следит за событиями в Грузии. Если фантазия не подвела грузинского лидера, то всемирной аудитории предстоит захватывающий триллер с элементами политического детектива: "Как 500 миротворцев Грузии жить мешали".