Российский интернет-форум интересен своей так называемой научно-практической частью, на которой представители интернет-бизнеса выступают с докладами, подводят итоги предыдущего года, делают прогнозы. Вашему вниманию предлагается репортаж с места событий.
В этом году форум, организованный РОЦИТ, проводился в пансионате "Лесные дали". На РИФ-2006 записалось рекордное количество участников и журналистов - почти 1300 человек. К тому же значительно возросло и число секций РИФа. В 2005 году форум прошел в два дня, причем график был таков, что одновременно проводилось не более двух секций. В 2006 году одновременно проводится уже по четыре секции, а продолжительность научно-практической секционной части увеличилась до трех дней.
Естественно, при таком графике приходилось делать непростой выбор между несколькими интересными темами. В результате были выбраны секция о медиареволюции в Интернете, на которой председательствовал Иван Засурский и секция об Интернет-рекламе под чутким руководством Тимофея Бокарёва. О самих секциях мы расскажем позже, а сначала стоит кратко описать прошедшее пленарное заседание форума.
Пленарное заседание
На пленарном заседании собралось более 300 человек. После того как исполнительный директор форума Джан Хан-Магомедов представил президиум, выяснилось, что докладов очень много, а времени очень мало. Именно тогда Хан-Магомедов произнес фразу, вынесенную в эпиграф, и действительно железной рукой установил жесткий поминутный регламент выступлений.
Первым слово взял замруководителя Роспечати Андрей Романченко. Повторив практически дословно речь, произнесенную на торжественном открытии РИФа, он, в частности, напомнил, что объем российской интернет-отрасли составляет 7 миллиардов долларов. Он отметил значительное увеличение образовательных и научных интернет-ресурсов.
Затем Романченко посчитал российских интернет-пользователей, заявив, что их число на конец 2005 года составило почти 22 миллиона человека. Тут чиновник Роспечати сделал "сенсационное" заявление, сообщив, что эта цифра составляет 20 процентов от всего населения России, и, таким образом, сократив число россиян почти в полтора раза, с 140-150 до 100 миллионов человек.
Романченко в своей речи также отметил идею интернетизации школ, о которой много говорили на форуме в том числе представители Минобразования. К этой теме мы вернемся в конце материала.
После Романченко слово взял Радик Батыршин из ВГТРК. Он говорил исключительно по делу и настойчиво предлагал участникам конференции разработать поправки в соответствующие законы, определяющие понятие интернет-СМИ. Он напомнил, что интернет-СМИ в законе о СМИ называются "иными СМИ", в законе о выборах речь идет "об иных способах агитации", а в законе о рекламе - "иные способы рекламы".
Следующим выступил Иван Засурский, представлявший на РИФе факультет журналистики МГУ и проект конвергенции (convergencelab.ru). Он тезисно рассказал об открытии новых рынков благодаря размытию грани между секторами индустрии в новых медиа, назвав процесс изменения способов доставки контента медиареволюцией.
Небольшая сенсация Засурского заключалась в том, что, согласно представленным данным опросов, огромная доля владельцев мобильных телефонов была бы рада получать платный мобильный контент. В частности, до 70 процентов молодых людей и девушек готовы платить за получение и просмотр музыкальных видеоклипов. Люди постарше, напротив, с готовностью купят теленовости, которые им будут доставляться на телефон.
Кроме того, попутно Иван рассказал о готовящемся на факультете интересном проекте, заключающемся в записи лекций лучших профессоров МГУ с предоставлением возможности их скачивания всеми желающими.
Затем выступил начальник департамента аппарата Совбеза России Анатолий Стрельцов, рассказавший о стратегии развития информационного общества в России. Предполагается, что в результате реализации этой стратегии к национальной информационной инфраструктуре к 2015 году должно быть подключено не менее 70 процентов населенных пунктов. Доля подключенных образовательных и культурных учреждений составит 90 процентов, а госорганы должны быть подключены целиком. Любопытно, что до сих пор стоит задача по полному охвату страны телерадиовещанием к 2015 году. При этом чиновники ожидают, что доля доля информационных технологий в ВВП страны через 9 лет должна составить как минимум 15 процентов.
Дальше речь шла о создании единого госреестра сертификатов ключей-подписей, а также федеральных удостоверяющих центров в семи округах России. Все это, по словам докладчика, является базой для создания в будущем электронного правительства. Сейчас система работает в Пенсионном фонде, таможенной службе, в высших органах законодательной и исполнительной власти.
После Алексея Лесникова из RU-Center, с интересным докладом "Три кнопки Интернета" выступил представитель РБК. Он рассказал об истории перепродаж популярных интернет-проектов (Yandex, Rambler, mail.ru), подчеркнув, что государство в этих продажах не участвовало. Главной идеей доклада было то, что популярные "кнопки" Рунета подготовлены неизвестно кем. В подтексте звучало, что частный интернет может повлиять на внутриполитическую жизнь страны.
Также выступил Андрей Ярных, начальник отдела интернет решений из "Лаборатории Касперского" с предсказанием о том, что следующая вирусная эпидемия станет мобильной. Пленарное заседание завершилось выступлением старшего вице-президента "ТрансТелеКома" Алексея Рокотяна, рассказавшего о перспективах телекоммуникаций с точки зрения разделения функций между инфраструктурными и контент-операторами.
Медиареволюция
В 3 часа дня форум продолжил свою работу, проведя три секции и один круглый стол. Среди обсуждаемых тем были: "Состоится ли медиареволюция в Рунете", инвестиции в Рунет, регулирование интернета. На круглом столе обсуждался переход от классической парадигмы традиционных СМИ к парадигме посттелевизионных средств массовой информации.
Для посещения была выбрана секция, посвященная медиареволюции. Нельзя сказать, что она совсем не удалась - просто доклады представили основные игроки на рынке сбора социологических и демографических данных. Не было, в частности, выступлений контент-провайдеров, раскрытия конкретных схем взаимодействия по модным мобильным каналам - короче, всего того, о чем шла речь в речи Ивана Засурского.
С другой стороны, секция прошла очень достойно, так как позволила представить себе портрет российского интернетчика.
Открыл заседание секции Ефим Галицкий из Фонда "Общественное мнение", а продолжили представители МАСМИ и РОМИРа. Согласно их данным, доля пользователей интернета с 2000 года выросла более чем в четыре раза, а средние темпы роста составляют 1 процентный пункт за сезон.
При этом в первую двадцатку по доле полугодовой аудитории интернета входят Москва, Санкт-Петербург, Мурманская, Камчатская, Магаданская области. По абсолютному размеру полугодовой аудитории немного другая картина - на третьем месте Московская область, затем идут Ростовская и Свердловская.
Андрей Сканави из МАСМИ дополнил доклад Галицкого данными по доходам российского интернетчика, размер которых, как и следовало ожидать, превышали среднероссийские, но в то же время в среднем находились ниже планки в 500 долларов в месяц. Заметили в МАСМИ и определенного рода феномен, довольно распространенный среди рунетчиков - почти 10 процентов пользователей интернета уже не смотрят телевизор, предпочитая сетевые СМИ традиционным.
Представители РОМИР Мониторинга сочли своим долгом не напирать на статистику, а определить, что в общепринятом портрете интернетчика является правдой, а что нет. Как оказалось в результате их исследований, мифами является маргинальность интернетчиков (этот миф появился благодаря небольшой молодежной прослойке), отсутствие социального взаимодействия (оказывается, пользователи Интернета очень социально активны) и то предположение, что на развлекательный контент всегда есть спрос.
Кроме того, РОМИР напомнил о происходящем переходе пользователей на быстрые каналы связи. Как выясняется, лишь 30 процентов российских пользователей используют модем для доступа в Интернет. Остальные получают доступ по выделенной линии или ADSL-соединению.
Также благодаря исследованию РОМИРа была построена ролевая система российского интернета, состоящая из техноэлиты, членов виртуальных сообществ и предпринимателей, а также показаны результаты анализа характеров геймеров в реальной и виртуальной жизни.
Заключительное слово на секции взял Иван Засурский. Он отметил, что крупнейший игрок на рынке телерекламы Video International собирается создать автоматизированную систему медиа-планирования для использования в Рунете. Представитель компании, в свою очередь, заявила, что в 2006 году Video International проведет исследование интернет-рынка.
Перейдя к общим тенденциям роста числа пользователей Рунета, Засурский отметил, что на графике Мининформсвязи к 2010 году в стране должно насчитываться 83 миллиона пользователей. При этом перелом, резко увеличивающий число пользователей в последующие периоды, должен наступить в 2007 году. По словам Засурского, эти дополнительные пользователи могут появиться в результате выполнения различных государственных программ, в частности, интернетизации школ.
Интернет-реклама
В пять вечера участники форума начали обсуждение тенденций развития рынка интернет-рекламы, проблемы и перспективы домена RU, а также провели секцию, посвященную интернет-статистике. Особо можно выделить секцию, посвященную электронному правительству и информационной безопасности. Хотя каждая из этих тем в отдельности чрезвычайно интересна, выбор был сделан в пользу секции об интернет-рекламе.
Председательствовал на секции Тимофей Бокарёв, который с присущей ему убедительностью рассказывал о том, что мир изменился и продвигать бренд традиционными методами недостаточно. Его доклад был посвящен такому методу прдвижения как развлекательный маркетинг, удивляющий, вовлекающий и развлекающий потребителей. Особо был отмечен и так называемый advergaming - создание популярных рекламных игр.
По прогнозам Бокарёва, за ближайшие два-три года интернет-аудитория вырастет с 22 до 32 миллионов человек, объем российского рынка интернет-рекламы - с 60 до 250 миллиона долларов, а цена пользователя вырастет с 2,76 до 7,81 доллара.
Следующим выступал Сергей Спивак из prior.ru. Суть его доклада сводилась к проведению различий рекламной кампании при различном использовании медиа-канала. По его словам, прессу, например, можно использовать как медиа (газеты) и как справочник (например, "Товары и цены", "Желтые страницы"). Напрашивается вывод, говорил Сергей, что интернет тоже можно использовать как справочник или как медиа. В первом случае рекламистам надо работать с пользователями ищущими информацию, а во втором - потребляющими ее в том числе для развлечения.
О проведении рекламной компании на основе анализа действий пользователя рассказывал следующий докладчик - Роман Филиппов из AdRiver, посвятивший свою речь почти целиком модному на РИФе понятию поведенческого таргетинга. Впрочем, статистики по Рунету на интересующие темы пока не существует, так что слушателям были представлены данные по рынку Соединенных Штатов.
Идея поведенческого таргетинга заключается в формировании для каждого пользователя некоторого пула рекламных предложений на базе анализа его поведения в сети. Это позволяет отвязать рекламу от контекста страницы, так что человек, которого интересуют финансовые услуги, увидит эти предложения и на других любимых сайтах.
Про образование
В заключение, как и обещали, скажем пару слов о правительственных образовательных программах.
Подключение к интернету каждой российской школы к 2007 году - одна из целей, включенных в национальный проект "Образование". Интересно, что чиновники до сих пор не сошлись во мнении, что считать минимально необходимым подключением к интернет.
Судя по их словам, речь уже не идет о том, чтобы дать одинаковые возможности всем школам. Так, по некоторым данным, сельские школы могут получить обычную модемную связь, как и многие школы в небольших городах сегодняшнего Подмосковья.
В то же время, по оценкам одного из участников РИФ, занимающегося подключением к интернету, чтобы обеспечить 15 школ подмосковного города с населением в 130 тысяч человек выделенной линией, необходимо единоразово вложить как минимум 70 тысяч долларов, а ежемесячная абонентская плата будет достигать 7 тысяч долларов в месяц. Таких денег у школ в бюджете нет.
Стоит напомнить и про то, что госзакупки зачастую проводятся не по рыночным ценам, и оборудование обходится госорганизациям в несколько раз дороже обычного. Остается только гадать, что продадут на выделенные деньги учителям. Впрочем, об этом мы, видимо, узнаем на секции РИФ, посвященной образованию в Рунете.