В начале марта в Афганистане был арестован 41-летний Абдул Рахман. Его родственники сообщили в полицию, что он перешел из мусульманской веры в христианскую. В Афганистане действуют законы шариата, а они предполагают суровое наказание за отступничество - смертную казнь через отрубание головы. Афганские власти оказались в сложном положении. Радикально настроенные граждане страны требуют казнить Рахмана, а международное сообщество, от которого Афганистан очень сильно зависим, настоятельно рекомендует не делать этого.
При аресте у Абдула Рахмана была обнаружена Библия. Первые слушания по его делу состоялись 20 марта. Главным свидетелем обвинения была его жена, которая заявила, что он отступился от ислама еще 16 лет назад.
Абдул Рахман признал, что 16 лет назад, работая медбратом в некоей западной благотворительной организации в пакистанском городе Пешаваре, он подпал под влияние христианских проповедников и сменил веру. Это случай в афганской истории совершенно беспрецедентный.
Христианин Абдул Рахман, пока у власти в Афганистане находились талибы, жил в Германии. После падения режима "Талибан" он приехал, чтобы забрать детей. Скорее всего, родственники просто не захотели отдавать их ему, потому и донесли, что он христианин.
"Мы мусульмане, и становиться христианином противно нашим законам, - заявил в суде обвинитель Абдул Вази и добавил: - Он должен быть казнен".
Рахману был предложен выход: снова стать мусульманином. Он отказался.
Уже 24 марта с заявлением по поводу процесса над Абдулом Рахманом выступила госсекретарь США Кондолизза Райс. Свобода вероисповедания является универсальной ценностью, напомнила она, и она надеется, что Афганистан, освобожденный от власти религиозных экстремистов - талибов, будет придерживаться демократии. Президент США Джордж Буш пообещал "поработать" с афганским правительством с тем, чтобы убедить его в необходимости соблюдения свободы вероисповедания (в свете опубликованной незадолго до того "Стратегии национальной безопасности США" обещание звучит достаточно зловеще). За Рахмана вступились также представители европейских стран. Папа Римский Бенедикт XVI 25 марта лично написал письмо президенту Афганистана Хамиду Карзаю с просьбой помиловать Рахмана.
Афганские власти оказались в сложном положении. С одной стороны, они практически всецело зависят от США как в экономическом, так и в военно-политическом плане. Но с другой стороны, в стране, общественное мнение которой радикализовано несколькими десятилетиями непрекращающейся гражданской войны, практически любой взрыв общественного негодования чреват эскалацией насилия. Экстремистски настроенные муллы, заметив первые признаки того, что судьи колеблются относительно смертного приговора Рахману, выступили с призывом к соотечественникам покарать отступника, если официальный суд не сделает этого, испугавшись неверных.
26 марта суд принял решение об освобождении Рахмана из-под стражи "за недостаточностью улик".
Уже на следующий день на улицы Мазар-и-Шарифа по призыву мулл вышло около двух сотен человек. Плакаты "Смерть Бушу!" и "Смерть Америке!", вполне вероятно, были те самые, которые еще недавно несли разгневанные мусульмане во время акций протеста против публикации в западных печатных СМИ карикатур на пророка Мухаммеда. На сей раз они соседствовали с плакатами с надписью "Смерть отступнику!".
Стало ясно, что освобождение Рахмана из-под стражи не просто не означает устранения опасности для его жизни, но и делает эту опасность еще более серьезной. В тюрьме ему угрожали расправой не только сокамерники, но и охранники, что вынудило власти перевести его в особое пенитенциарное учреждение и поместить в одиночную камеру. Выйдя на свободу, Рахман окажется лицом к лицу с разъяренной улицей, которая, скорее всего, растерзает его.
В тот же день, в понедельник 27 марта, Абдул Рахман был помещен в психиатрическую больницу. Его родственники, по доносу которых он ранее был арестован, заявили, что он может быть сумасшедшим. Сумасшедшие шариатскому суду не подлежат.
Фактически единственной возможностью сохранить жизнь для Рахмана является эмиграция. Ряд европейских стран и ранее заявляли, что готовы его принять. Во вторник Рахман официально обратился в ООН с просьбой предоставить ему убежище за пределами Афганистана. Суд Кабула согласился предоставить ему такую возможность.
Недостаток терпимости
Вплоть до конца 2001 года почти вся территория Афганистана контролировалась радикальным исламским движением "Талибан", которая проводила политику искоренения всего "неисламского" в стране.
Так, весной 2001 года по указанию лидера "Талибана" муллы Мохаммеда Омара был уничтожен древний буддийский монастырский комплекс с огромными изваяниями Будды в провинции Бамиан, включенный в перечень мирового наследния ЮНЕСКО.
При талибах в Афганистане нельзя было пользоваться компьютером, смотреть телевизор, слушать радио и читать газеты. Единственным законодательством, которое действовало в стране, был шариат, причем в наиболее экстремистской трактовке.
После терактов 11 сентября 2001 года американские власти, получив сведения о том, что "террорист номер один" Осама бин Ладен находится в Афганистане, потребовали от "Талибана" выдать его. Отказ талибов привел к началу военной операции США и других стран антитеррористической коалиции против Афганистана, в результате которой вся страна перешла под контроль оппозиционного "Талибану" Северного альянса, а фактически - международного, главным образом американского, воинского контингента. Под его контролем была принята конституция Афганистана и проведены выборы президента, на которых победил Хамид Карзай.
Карзай, являвшийся в период правления талибов одним из "умеренных" лидеров пуштунов, политолог по специальности, получивший высшее образование в Индии, пользующийся поддержкой США, должен был начать демократизацию Афганистана. И без того бедная страна была окончательно разорена войной. Для значительной части населения страны единственным источником дохода было и остается выращивание опийного мака, изготовление и торговля наркотиками. Новые афганские власти неоднократно обращались к наркобаронам с предложением амнистии в обмен на инвестиции в национальную экономику.
Носителями реальной власти в Афганистане являются племенные лидеры. В стране по-прежнему господствует идеология насилия и нетерпимости.
Практически все население страны исповедует ислам, все другие религии были почти полностью выкорчеваны стараниями талибов, и не их одних. Для отправления христианского культа в столице страны Кабуле выделен один пустующий дом. Официально никакие религии в Афганистане не запрещены, представители международных организаций, исповедующие иную веру, не подвергаются никаким притеснениям. Законы шариата распространяются только для мусульман. Дело Рахмана заставило вспомнить о неясных слухах о якобы существующей в Афганистане небольшой христианской общине.
Дело Рахмана в очередной раз дало повод говорить, во-первых, о недостатке терпимости в исламских обществах, а во-вторых, о принципиальных идеологических разногласиях между исламским миром и Западом, стремящимся навязать ему свои ценности, среди которых едва ли не центральное место занимает свобода вероисповедания.
Афганское общество, находящееся, прямо скажем, в отчаянном положении, не готово терпеть нарушителей некоторых базовых норм, которые в этом обществе приняты, и "перевоспитывать" его, пока положение не станет менее отчаянным, едва ли перспективно. Видимо, Рахман поспешил с выводом, что в Афганистане настали новые времена.
Остается лишь надеяться, что "дело Рахмана" закончится благополучно, что он сможет покинуть родину, которая стала ему чужбиной. Давать приют гонимому велит любая религия.
Но не стоит забывать и о том, что в случае положительного исхода этого процесса случай Рахмана может превратиться из беспрецедентного в типичный, поскольку в беднейших странах, вроде Афганистана, бывших медбратьев, мечтающих о лучшей жизни в обществах, где уважают права человека и господствует культура потребления, очень и очень много.
Иван Грушин