Накануне открытия крупнейшего российского театрального фестиваля "Золотая Маска" стало известно, что комитет по культуре Москвы отстранил от должности художественного директора театра "Школа драматического искусства" его основателя - Анатолия Васильева. За ним оставили должность главного режиссера с возможностью вновь обрести пост художественного руководителя по "завершении реорганизации театра".
Антураж
Новость о перестановке распространил сам комитет по культуре. Из странных формулировок пресс-релиза следовало, что Анатолия Васильева едва ли не отстранили от должности художественного руководителя. Это показалось совсем уж фантасмагорией: каким образом чиновники могут лишить руководителя театра творческой должности? Чуть позже стало понятно, что Васильева снимают с поста художественного директора, в котором совмещались худрук и собственно директор. Однако следующая же фраза пресс-релиза вновь все запутывала: "А. Васильеву предложено продолжить творческую деятельность в театре в качестве главного режиссера с сохранением зарплаты на прежнем уровне, а после завершения реорганизации театра - продолжить работу в должности худрука "Школы драматического искусства", которая будет расположена на Сретенке, 19/27". Следовательно, худруком Васильеву быть не дают.
Абсурдность текста комитета по культуре требовала разъяснений. Корреспонденту Lenta.ru не удалось добиться комментариев ни от кого из этого ведомства. В приемной председателя комитета С.И. Худякова посоветовали обратиться в приемную заместителя - А.Е. Порватова. Там нам объяснили, что вся информация по интересующему вопросу находится на сайте комитета. На странице "Новости" театр "Школа драматического искусства" упоминается лишь однажды: "В отдельных театрах количество прокатываемых спектаклей недостаточно, а в некоторых, складывается неблагоприятная ситуация с посещаемостью. В прошлом году эти проблемы так и не удалось преодолеть в таких театрах как "На Малой Бронной", "Бенефис", "Школа драматического искусства"..." (из выступления С.И. Худякова на собрании актива работников культуры и деятелей искусства города Москвы 27 марта 2006 года).
В том же пресс-релизе комитета по культуре содержалась также информация о назначении нового директора "Школы драматического искусства": им стал Филипп Лось, исполнительный директор театра "Школа современной пьесы". В "Школе современной пьесы" эту информацию корреспонденту Lenta.ru не подтвердили: Филипп Лось назначения не получал и не принимал.
Анатолий Васильев отказался комментировать сложившуюся ситуацию и продолжил репетиции, как нам сообщили в "Школе драматического искусства".
"Имущественный кошмар"
Как бы то ни было, за отставками и назначениями в "Школе драматического искусства" стоит проблема "реорганизации" работы театра. По мнению комитета по культуре, мерилом работы коллектива и его руководителя является число премьер и использование помещений по назначению. Васильев не соответствует каким-то неведомым чиновничьим стандартам. Он много гастролирует, уступает помещения театра для бесплатных концертов, привечает новых режиссеров и вообще работает "на будущее", что противоречит чьим-то представлениям об "эффективности".
Театру Васильева сейчас принадлежат здание на Сретенке и несколько помещений в двух зданиях на Поварской - в домах 18 и 20. В июне 2005 года правительство Москвы распорядилось разделить театр на собственно "Школу драматического искусства" и дирекцию проекта "Открытая сцена". Театру предписывалось покинуть Поварскую и отправиться на Сретенку. Анатолий Васильев направил письмо мэру Лужкову с просьбой отменить реорганизацию театра. В послании режиссер апеллировал к тому, что столичный градоначальник сам участвовал в создании "Школы драматического искусства" в 1997 году, и что именно на Поварской родился тот театр, который теперь признан во всем мире и является одной из самых влиятельных сценических лабораторий нашего времени.
За Васильева вступились многие. Так, письмо мэру написал председатель Союза театральных деятелей и худрук театра "Et Cetera" Александр Калягин. В нем, в частности, говорится, что "Школу драматического искусства" нельзя рассматривать "как обычное "учреждение культуры", оценивая его работу исходя из показателей - средняя заполняемость зала, интенсивность использования зала и т.д... По большому счету А.А. Васильев, действительно выдающийся режиссер с мировой известностью, единственный в нашей стране занимается театральной наукой". Другое послание направили четырнадцать влиятельных деятелей искусств, в том числе Михаил Ульянов, Николай Петров и Римма Казакова. Третье письмо Лужкову адресовали петербургские режиссеры Лев Додин и Кирилл Лавров. Однако мнение общественности не возымело действия: 4 июля 2005 года мэр подписал документ "О реорганизации Государственного учреждения культуры г. Москвы "Московский театр "Школа драматического искусства".
Когда распоряжение мэра стало печальной данностью, Анатолий Васильев с полным основанием сравнил себя с Раневской, героиней чеховского "Вишневого сада". "Я не извлекаю из московского имущества доход. Доход. Это основная претензия", - сказал режиссер в одном из интервью. - Но я всегда думал, что ...культура - это выше коммерции".
Увы, не родился еще тот чиновник, который бы разделял эту точку зрения. Непохоже также, чтобы представители комитета по культуре ясно понимали, что именно они отбирают у театра: речь ведь идет не о залах, а о переоборудованных в "студии" квартирах, вмещающих считанные десятки зрителей. Васильев отмечал, что этим странным пространством никто, кроме него самого, не сможет распорядиться. Сейчас в помещениях на Поварской режиссер репетирует "Каменного гостя" по "маленькой трагедии" Пушкина и опере Даргомыжского. Премьера спектакля планировалась на апрель. Там же идет подготовка к новой постановке Дмитрия Крымова с внезапно злободневным названием "Торги", скомпонованной из фрагментов главных чеховских пьес.
К слову, "Недосказки", одна из недавних постановок Крымова, осуществленная в театре Васильева, номинирована на "Золотую Маску" этого года в категории "Новация". Будет странно, если театральная общественность, цвет которой собрался сейчас в Москве, не выскажется в поддержку "Школы драматического искусства". Ко многим из них власти, по меньшей мере, прислушиваются. В противном случае действующий русский театр сам обрекает себя на роль чеховского Гаева: "До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже... Я банковский служака, теперь я финансист".
Юлия Штутина