Ампутация Косово Уже в этом году автономный край Сербии может получить независимость

В течение семи лет, прошедших с момента начала операции НАТО против федеративной республики Югославия (с тех пор поменявшей название на "Сербия и Черногория" с перспективой окончательного разделения на просто Сербию и просто Черногорию) и последовавшего за ней вывода сербских войск из Косово, ведущие мировые державы спорили по поводу возможного предоставления полной независимости населенному преимущественно албанцами краю. США с самого начала готовы были признать независимое Косово, однако провести такое решение через Совет безопасности ООН не получилось бы - Россия и Китай могли наложить вето. Но теперь, как пишет газета Financial Times со ссылкой на анонимные дипломатические источники, они дали понять Вашингтону: особых возражений больше нет.

Пожалуй, только одна Сербия продолжает упираться, не желая предоставлять полную политическую независимость краю. Однако Белград готов к полной самостоятельности Косово, вплоть до появления собственных косовских представительств во всех международных организациях кроме ООН. Об этом 30 марта заявил на своей пресс-конференции в столице Сербии министр иностранных дел страны Вук Драшкович. Таким образом сербы, по сути, осознали фактическую потерю края и готовы смириться с этим. Однако из соображений сохранения престижа власти страны не могут отказаться от юридического права рисовать карты Сербии с включенным в ее границы Косово.

Край этот является историческим центром Сербии. Город Призрен был столицей многих сербских королей и царей. В Пече располагалась резиденция религиозного главы сербов, печского патриарха. В Косово находится около 1300 памятников сербской культуры, включая 200 церквей и монастырей. Главным образом они были построены в период раннего средневековья. Край уникален тем, что концентрация культурно-исторических памятников на единицу площади в нем выше, чем в любой другой части Европы.

Албанцы, кстати, оказались на территории Косово в большинстве еще со времен Второй мировой войны. Тогда фашистская Италия, реализуя проект создания "Великой Албании", заставила Югославию отказаться от края в пользу своего марионеточного государства. Когда война кончилась, Косово сербам вернули. Но албанцев в нем за годы войны существенно прибавилось, и выгнать их из Югославии не получалось. Да и сами они, наблюдая за нищетой возглавляемой Энвером Ходжи Албании, не рвались ни вернуться на историческую родину, ни объединиться с ней.

Теперь все изменилось, и, как бы не доказывали сербы, что албанцы появились в Косово недавно, и отдавать им исконную сербскую землю в качестве приза за высокую рождаемость в течение полувека несправедливо, деваться Белграду некуда. Когда в 1999 году армия Сербии покинула край, за ней постепенно ушли и почти все сербы, проживавшие на его территории. Произошла, по сути, реальная этническая чистка, и Косово теперь вполне можно считать мононациональным. Албанским.

1953 - 64,9 процента
1961 - 68,2 процента
1971 - 73,7 процента
1981 - 77,4 процента
1991 - 81,6 процента

Но страсти по этому поводу уже практически улеглись. По крайней мере, за пределами Сербии. Например, в России после многочисленных обвинений американцев в двуличности, в пособничестве албанским террористам и наркоторговцам из "Армии освобождения Косово", в потакании убийствам сербов пришло успокоение. Стало понятно - из каких бы соображений США не хотели независимости Косово, фактическое положение дел таково, что продолжать ругать "двойные стандарты" попросту нерационально, поскольку ни к чему не приведет.

Поэтому теперь у нас в стране большинство интересующихся политикой граждан, размышляя над судьбой Косово, думают лишь о том, что может получить Россия в результате разного рода открытых или закулисных договоренностей с теми же США. Согласившись с косовской независимостью, она способна затем воспользоваться прецедентом для давления на постсоветские республики, испытывающие проблемы с сепаратистами. Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье могут быть признаны Россией "по образцу Косово", а то и включены в ее состав.

Заявление об этом уже прозвучало из уст Геннадия Букаева, заместителя премьер-министра РФ, 23 марта на совместном заседании северо- и югоосетинского правительств во Владикавказе. Он сообщил, что Россия готова принять в свой состав Южную Осетию, а различные эксперты тут же заговорили о том, что в Кремле только и ждут появления косовского прецедента. Правда, российский МИД не стал комментировать смелые планы Букаева, а из правительства сообщили, что он не имел полномочий делать такие заявления. И все-таки вброс информации произошел.

При этом, как бы ни говорили, что Букаев просто высказал личное, а не государственное мнение, прозвучало оно на следующий день после заявления президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты. Глава непризнанной республики сообщил, что ее руководство намерено обратиться в Конституционный суд РФ с просьбой признать ее частью России на основании имеющихся исторических документов. И, хотя в Москве не устают повторять, что "не готовы включать Южную Осетию в состав России", было бы слишком наивным полагать, что Кокойты выступил со своим предложением без всяких договоренностей с Кремлем.

Так что, если независимость Косово все-таки станет фактом, прикажет долго жить идея о нерушимости границ, и так изрядно потрепанная в результате разрушения СССР и социалистического блока. В чем-то новая система, может оказаться более логичной, чем старая - по крайней мере, она способна позволить легко добавлять "де-юре" к "де-факто".

А сербам в этом случае останется надеяться лишь на то, что в будущем расклады изменятся, и решение о предоставлении независимости Косово превратится в пресловутый клочок бумаги.

Алексей Напылов

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше