Председатель КНР Ху Цзиньтао нанес первый визит в США за время своего пребывания во главе государства и встретился в Вашингтоне с Джорджем Бушем. Главы двух стран внешне остались довольны результатами переговоров, однако повод для раздражения остался у обоих. Ху Цзиньтао вряд ли понравились демонстрации китайских эмигрантов и досадный ляп одного из сотрудников Белого дома. Буш столкнулся с куда более серьезными проблемами - по ключевым экономическим и внешнеполитическим вопросам он не услышал ничего, кроме общих деклараций и туманных обещаний.
Четырехдневная поездка китайского лидера по Америке началась с Сиэтла, где Ху Цзиньтао встретился с руководством компаний Microsoft и Boeing. Билл Гейтс, теряющий колоссальные деньги из-за компьютерного пиратства в Китае, принял высокого гостя на загородной вилле, устроив торжественный ужин. Атмосфера царила самая благожелательная: Ху Цзиньтао отметил, что ежедневно пользуется Windows, Гейтс в ответ предложил свои услуги на случай, если председателю КНР когда-нибудь понадобится совет по работе с этой операционной системой.
На заводе Boeing китайского лидера встретили с не меньшим воодушевлением. Выступая перед рабочими, он заявил, что Китаю понадобится около 600 самолетов в ближайшие пять лет и примерно две тысячи в течение 15 лет. Холодного приема в Microsoft и Boeing быть не могло. Для обеих компаний китайский рынок является приоритетным. Незадолго до визита Ху Цзиньтао в США торговое представительство КНР подписало соглашение с Boeing на поставку 80 пассажирских самолетов для китайских авиаперевозчиков, а крупнейшие китайские компании обязались использовать только лицензионное программное обеспечение Microsoft.
Из Сиэтла китайский председатель отправился в Вашингтон, где его встретили не респектабельные бизнесмены, а демонстранты с плакатами "Ху - кровавый диктатор". Торжественную церемонию около Белого дома нарушила сторонница секты Фалуньгун, запрещенной в Китае. Во время выступления китайского председателя она начала кричать "Президент Буш, не давайте ему преследовать Фалуньгун". Женщина оказалась журналисткой, которая по пропуску попала на территорию, отведенную для представителей прессы. Президентские охранники быстро увели нарушительницу спокойствия, которой затем было предъявлено обвинение в нарушении порядка.
Буш принес извинения гостю, однако на этом случайные неприятности не закончились. Сотрудник Белого дома в присутствии всех собравшихся объявил: "Дамы и господа, гимн Китайской республики и гимн Соединенных Штатов Америки". Фраза получилась по меньшей мере невежливой: Ху Цзиньтао является председателем Китайской Народной Республики, а Китайская республика - самоназвание Тайваня, охваченного сепаратистскими настроениями.
Переговоры председателя КНР с Бушем оказались предельно формальными. У Белого дома накопились самые разные претензии к китайскому правительству, однако понимания они не встречают. Американцы давно добиваются ревальвации юаня, чтобы поправить отрицательное сальдо торгового баланса США, и пытаются заручиться поддержкой Китая в конфликте вокруг иранской ядерной программы. На все аргументы американского президента Ху Цзиньтао ответил обещанием сделать курс юаня более гибким и продолжить работу по дипломатическому урегулированию иранской проблемы. Говоря о сеператизме Тайваня, китайский лидер пообещал сохранить остров в составе КНР любыми средствами - при том, что Буш призывал его не допустить конфронтации. Разговоры на тему соблюдения прав человека и укрепления демократических институтов в Китае на председателя КНР тоже не подействовали. "Я не знаю, что вы подразумеваете под демократией. Но я могу сказать вам, что китайцы всегда считали - без демократии не будет модернизации", - заявил Ху Цзиньтао. Что он сам подразумевает под демократией, китайский лидер не объяснил.
Отсутствие содержательных новостей лидеры двух стран компенсировали многочисленными заявлениями о дальнейшем сотрудничестве. Буш пообещал, что американцы и китайцы будут совместно решать проблемы международной безопасности, бороться с терроризмом и противодействовать распространению оружия массового уничтожения. Ху Цзиньтао выразил надежду, что отношения США и КНР станут более стабильными и зрелыми. "Что касается разногласий и трений в наших отношениях, мы оба считаем, что они будут урегулированы путем переговоров на равных правах", - заявил Ху Цзиньтао.
Претензии Китая на равенство с США фактически получили признание Буша. Он заявил, что КНР играет важную роль в международных отношениях, и неоднократно отметил наличие общих стратегических интересов двух стран. Ху Цзиньтао может считать итоги переговоров вполне успешными: они стали еще одним подтверждением растущего статуса Китая как мировой державы. Что касается достижений Буша, то их можно описать его же словами: "Он [Ху Цзиньтао] говорит мне, что думает, и я говорю, что думаю, и мы это делаем с уважением".
Дмитрий Томилов